Йицхак
В книге Деяний Святых Апостолов неоднократно говорится о "преломлении хлеба", которое первые христиане совершали "по домам" (Деян. 2, 46; Деян. 20, 7 и др.). Под "преломлением хлеба" подразумевается Евхаристия при общих трапезах.
Эти трапезы включают в себя воспоминание смерти Господней, признание жертвенной цены Искупления, совершенного Спасителем, а также были выражением внутреннего единства учеников Христовых. По примеру Тайной вечери Спасителя, такого рода трапезы происходили в вечернее время. Так было положено начало агапам, или вечерям любви. Наряду со Священным Писанием об агапах сидетельствуют такие памятники, как письмо Вифинского проконсула Плиния Секунда к императору Траяну, датируемая 111-114 годами; "Учение 12 апостолов" и даже свидетельство сатирика Лукиана Самосатского (втор. пол. II). Сведения об агапах можно также из творений Св. мученика Иустина Филосифа (II в.), Климента Александрийского (III в.), Тертуллиана (III в.), Минуция Феликса и Оригена, священномученика Киприана Карфагенского (III в.), из памятника церковной письменности, известного под названием "Завещание Господа нашего Иисуса Христа".
Уже св. апостол Павел в первом послании к Коринфянам (1 Кор. 11, 20-34) обращает внимание на то пренебрежение, которое оказывается на "Господней вечери" причащению Тела и Крови Христовой. Не которые из коринфских христиан приходили на "вечерю Господню" с целью утолить голод и так как на вечерях кормили бедных, то богатые участники старались скорее насытиться от своих приношений, чтобы бедные не оставили их голодными. Евхаристия таким образом, отодвигалось на второй план. Апостол Павел с горечью и негодованием советует такого рода участникам агап утолять голод дома, чтобы жадностью не осквернять Трапезы Господней. Таким образом, почти с самого начала существования агапы началась тенденция к отделению от них Евхаристии началась тенденция к отделению от них Евхаристии (причащения), а впоследствии - к преобразованию их в вечерню (кстати, благословение хлеба, вина, пшеницы и елея на вечерней службе является отголоском древних агап). Св. мч. Иустин Философ в первой апологии совершенно не упоминает о какой-либо трапезе.
Но в связи с Евхаристией он говорит о помощи богатых бедным, т. е. указывает на агапу, принявшую чисто благотворительный характер. Втечение II века постепенно происходит процесс отделения Евхаристии от агапы. Во всяком случае случае Евхаристия стала предшествовать принятию пищи. Ориген упоминает только о поминальных агапах. Священномученик Киприан указывает на перенесение Евхаристии на утро.
Таким образом, я лишь следую со всей Церковью той традиции и той живой жизни, которая сложилась в истории Церкви. И если Вы со всей Церковью разминулись в понимании агапе и Евхаристии (чисто исторически), то это уже вопрос совершенно другой темы.
В IV-V вв. произошло уничтожение агап. Широкий внешний рост Церкви, в которой оказалось много недостойных членов стал причиной этого уничтожения. Если во времена апостола Павла христиан, недостаточно понимавших величие христианской веры, было немного и они постепенно могли дорасти до достойного участия в агапе, то теперь такого рода "плевел" было слишком много и Церковь должна была отказаться от вечерей любви. Кроме того, агапа не вполне соответствовала аскетическому духу, которым под влиянием подвижников-аскетов стало проникаться христианское богослужение.
Лаодикийский собор (ок. 360 г.) запрещает как "совершать евхаристию в домах", что соединялось с агапой, так "и в местах Господних или в церквах устраивать агапы" (Правило 58). Блаженный Августин свидетельствует, что "в большей части Италии и во всех или в большинстве других церквей агапы не совершаются вовсе или, если устраиваются согласно обычаю, то оканчиваются и отменяются после любвеобильного увещания епископа" (Письмо 22 к Аврелию). Третий Карфагенский собор (418 г.) запрещает угощения и пиршества в Церкви, а также присащение после принятия пищи. На Западе впервые запрещает агапы Оксерский Собор 584 г.
А посему, первые христиане совершали хлебопреломление по домам не зависимимо от Вашего несогласия с ними

Эти трапезы включают в себя воспоминание смерти Господней, признание жертвенной цены Искупления, совершенного Спасителем, а также были выражением внутреннего единства учеников Христовых. По примеру Тайной вечери Спасителя, такого рода трапезы происходили в вечернее время. Так было положено начало агапам, или вечерям любви. Наряду со Священным Писанием об агапах сидетельствуют такие памятники, как письмо Вифинского проконсула Плиния Секунда к императору Траяну, датируемая 111-114 годами; "Учение 12 апостолов" и даже свидетельство сатирика Лукиана Самосатского (втор. пол. II). Сведения об агапах можно также из творений Св. мученика Иустина Филосифа (II в.), Климента Александрийского (III в.), Тертуллиана (III в.), Минуция Феликса и Оригена, священномученика Киприана Карфагенского (III в.), из памятника церковной письменности, известного под названием "Завещание Господа нашего Иисуса Христа".
Уже св. апостол Павел в первом послании к Коринфянам (1 Кор. 11, 20-34) обращает внимание на то пренебрежение, которое оказывается на "Господней вечери" причащению Тела и Крови Христовой. Не которые из коринфских христиан приходили на "вечерю Господню" с целью утолить голод и так как на вечерях кормили бедных, то богатые участники старались скорее насытиться от своих приношений, чтобы бедные не оставили их голодными. Евхаристия таким образом, отодвигалось на второй план. Апостол Павел с горечью и негодованием советует такого рода участникам агап утолять голод дома, чтобы жадностью не осквернять Трапезы Господней. Таким образом, почти с самого начала существования агапы началась тенденция к отделению от них Евхаристии началась тенденция к отделению от них Евхаристии (причащения), а впоследствии - к преобразованию их в вечерню (кстати, благословение хлеба, вина, пшеницы и елея на вечерней службе является отголоском древних агап). Св. мч. Иустин Философ в первой апологии совершенно не упоминает о какой-либо трапезе.
Но в связи с Евхаристией он говорит о помощи богатых бедным, т. е. указывает на агапу, принявшую чисто благотворительный характер. Втечение II века постепенно происходит процесс отделения Евхаристии от агапы. Во всяком случае случае Евхаристия стала предшествовать принятию пищи. Ориген упоминает только о поминальных агапах. Священномученик Киприан указывает на перенесение Евхаристии на утро.
Таким образом, я лишь следую со всей Церковью той традиции и той живой жизни, которая сложилась в истории Церкви. И если Вы со всей Церковью разминулись в понимании агапе и Евхаристии (чисто исторически), то это уже вопрос совершенно другой темы.
В IV-V вв. произошло уничтожение агап. Широкий внешний рост Церкви, в которой оказалось много недостойных членов стал причиной этого уничтожения. Если во времена апостола Павла христиан, недостаточно понимавших величие христианской веры, было немного и они постепенно могли дорасти до достойного участия в агапе, то теперь такого рода "плевел" было слишком много и Церковь должна была отказаться от вечерей любви. Кроме того, агапа не вполне соответствовала аскетическому духу, которым под влиянием подвижников-аскетов стало проникаться христианское богослужение.
Лаодикийский собор (ок. 360 г.) запрещает как "совершать евхаристию в домах", что соединялось с агапой, так "и в местах Господних или в церквах устраивать агапы" (Правило 58). Блаженный Августин свидетельствует, что "в большей части Италии и во всех или в большинстве других церквей агапы не совершаются вовсе или, если устраиваются согласно обычаю, то оканчиваются и отменяются после любвеобильного увещания епископа" (Письмо 22 к Аврелию). Третий Карфагенский собор (418 г.) запрещает угощения и пиршества в Церкви, а также присащение после принятия пищи. На Западе впервые запрещает агапы Оксерский Собор 584 г.
Комментарий