Здравствуйте, Валерий!
Постараюсь ответить на некоторые Ваши вопросы, заданные 23 мая 2003 г.
Значительная часть Ваших вопросов касается понятий: "закон Моисеев", "закон Божий", "моральный закон", "церемониальный закон".
Закон, который записал в книгу Моисей (Моисеев закон), был дан Богом, поэтому его можно назвать Божьим законом. Всё же некоторые заповеди Бог написал на камне Сам. Это говорит о том, что у этих заповедей есть такой смысл или значение, какого нет у остальных заповедей (тоже Божьих) - иначе зачем бы Бог их таким образом выделил? В чём же отличие этой группы заповедей, в чём же разница? Образно говоря, перед ковчегом с первыми заповедями кропилась кровь жертвы за грех, а вторые заповеди определяли порядок этого кропления. Первые заповеди требовали крови (жизни) грешника (или жертвы), а вторые определяли порядок удовлетворения этого требования. Первые заповеди ставят проблему - определяют грех (как нарушение этих заповедей), а вторые решают проблему - указывают на Христа. И те и другие заповеди нужны и являются Божьими. Поскольку первые содержат моральные нормы, нарушение которых и является грехом, то этот закон в соответствии с его смыслом условно называется моральным. Если Вам не хочется употреблять это слово, можете называть этот закон библейским словом "десятословие" (в некоторых моих сообщениях он так и назван). Хотя и название "моральный", "нравственный" закон имеет библейское основание - вспомни слова из Рим. 7:7-13 "закон свят и заповедь свята и праведна и добра" и контекст этих слов - этот закон позволяет увидеть грех - нарушение этого закона.
Другую часть закона, условно называемую "церемониальным законом", можно назвать в соответствии с Евр. 10:1 "законом о жертвах" или "тенью будущих благ".
Для того, чтобы различить эти законы, некоторые пользуются названиями "Моисеев закон" и "Божий закон" (я обычно не пользуюсь). Имеется в виду не то, что один из них не Божий, а другой не Моисеев (не содержится в книге Моисеева закона). Нет. Моисеев закон о жертвоприношениях, записанный в книгу, является Божьим и даже содержит большее откровение о Божьей любви, поскольку указывает на жертву Христа. И десять заповедей вписаны в книгу Моисеева закона.
Имеется в виду разница - каким образом эти законы были записаны (10 заповедей написал Сам Бог на камне), и этой разницей Бог показал некоторое различие в смысле этих законов. В таком смысле употребляются понятия "Божий закон" и "Моисеев закон", когда хотят показать это различие в смысле. Если же говорящий не имеет в виду это различие, он может объединить и тот и другой закон под общим названием, например "Божий закон" (как правильно отмечено и процитировано из Библии в Вашем сообщении).
Другие аргументы, объясняющие различие между нравственным законом и церемониальным законом, приведены в теме "Почему воскресный день, а не субботний" этого же форума (раздел "Межконфессиональный диалог"), моё сообщение от 10 сентября.
Для полноты раскрытия темы: кроме десятословия и законов о жертвоприношениях и праздниках, книга закона содержит законы, регулирующие жизнь в древнем теократическом государстве - эти законы условно называют гражданским законом. Различие, конечно, условное и нечёткое, т. к. этот закон и конкретизирует и объясняет Десятословие, и содержит прообразы, указывающие на Христа (например, повеления о городах-убежищах - как смерть первосвященника освобождала убийцу, чтобы он вернулся домой, и давала ему прощение, так и смерть Христа).
Постараюсь ответить на некоторые Ваши вопросы, заданные 23 мая 2003 г.
Значительная часть Ваших вопросов касается понятий: "закон Моисеев", "закон Божий", "моральный закон", "церемониальный закон".
Закон, который записал в книгу Моисей (Моисеев закон), был дан Богом, поэтому его можно назвать Божьим законом. Всё же некоторые заповеди Бог написал на камне Сам. Это говорит о том, что у этих заповедей есть такой смысл или значение, какого нет у остальных заповедей (тоже Божьих) - иначе зачем бы Бог их таким образом выделил? В чём же отличие этой группы заповедей, в чём же разница? Образно говоря, перед ковчегом с первыми заповедями кропилась кровь жертвы за грех, а вторые заповеди определяли порядок этого кропления. Первые заповеди требовали крови (жизни) грешника (или жертвы), а вторые определяли порядок удовлетворения этого требования. Первые заповеди ставят проблему - определяют грех (как нарушение этих заповедей), а вторые решают проблему - указывают на Христа. И те и другие заповеди нужны и являются Божьими. Поскольку первые содержат моральные нормы, нарушение которых и является грехом, то этот закон в соответствии с его смыслом условно называется моральным. Если Вам не хочется употреблять это слово, можете называть этот закон библейским словом "десятословие" (в некоторых моих сообщениях он так и назван). Хотя и название "моральный", "нравственный" закон имеет библейское основание - вспомни слова из Рим. 7:7-13 "закон свят и заповедь свята и праведна и добра" и контекст этих слов - этот закон позволяет увидеть грех - нарушение этого закона.
Другую часть закона, условно называемую "церемониальным законом", можно назвать в соответствии с Евр. 10:1 "законом о жертвах" или "тенью будущих благ".
Для того, чтобы различить эти законы, некоторые пользуются названиями "Моисеев закон" и "Божий закон" (я обычно не пользуюсь). Имеется в виду не то, что один из них не Божий, а другой не Моисеев (не содержится в книге Моисеева закона). Нет. Моисеев закон о жертвоприношениях, записанный в книгу, является Божьим и даже содержит большее откровение о Божьей любви, поскольку указывает на жертву Христа. И десять заповедей вписаны в книгу Моисеева закона.
Имеется в виду разница - каким образом эти законы были записаны (10 заповедей написал Сам Бог на камне), и этой разницей Бог показал некоторое различие в смысле этих законов. В таком смысле употребляются понятия "Божий закон" и "Моисеев закон", когда хотят показать это различие в смысле. Если же говорящий не имеет в виду это различие, он может объединить и тот и другой закон под общим названием, например "Божий закон" (как правильно отмечено и процитировано из Библии в Вашем сообщении).
Другие аргументы, объясняющие различие между нравственным законом и церемониальным законом, приведены в теме "Почему воскресный день, а не субботний" этого же форума (раздел "Межконфессиональный диалог"), моё сообщение от 10 сентября.
Для полноты раскрытия темы: кроме десятословия и законов о жертвоприношениях и праздниках, книга закона содержит законы, регулирующие жизнь в древнем теократическом государстве - эти законы условно называют гражданским законом. Различие, конечно, условное и нечёткое, т. к. этот закон и конкретизирует и объясняет Десятословие, и содержит прообразы, указывающие на Христа (например, повеления о городах-убежищах - как смерть первосвященника освобождала убийцу, чтобы он вернулся домой, и давала ему прощение, так и смерть Христа).
Комментарий