Ну если предположить, что Павел действительно цитировал Каллимаха, хотя другая версия Эпименида.
Во-первых есть разница между цитированием слов человека о характере того или иного народа, даже если они придумали гроб Зевса. Павел цитированием этого не подтверждает истинности культа Зевса. Он вообще про Зевса не слова не сказал. Он сказал о Критянах. А вот цитирование Климента Римского о птице Фениксе может послужить подтверждением культа солнца.
Во- вторых насчет того, что Павел назвал кого-то пророком. Он назвал «Из них же самих один стихотворец сказал:»
Вот некотрые другие переводы данного места :
«Некогда один из них - он слывет у них пророком - сказал:» Радостная Весть
«Сказал же некто из них, их собственный пророк:» Перевод Еп. Кассиана
«Даже один из них, их собственный пророк сказал:» Современный перевод НЗ ( IBS )
«One of themselves, even a prophet of their own,» King James
Т.е. прослеживается то, что Павел подчеркнул их собственный пророк. Не просто пророк, а их собственный.
Да и еще раз Павел не цитировал мифы языческие.
В-третьих Павел мог цитировать просто со слов других.
В-четвертых ( самое важное ) есть ли разница в словах «Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые.» и «Лгут критяне всегда: измыслили гроб твой критяне;» что-то тут нет и слова про «злые звери» и «утробы ленивые» А ?
Насчет «Его род» Давайте возьмем весь отрывок. «Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано "неведомому Богу". Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, [как бы] имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все. От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: "мы Его и род". (Деян.17:23-28)
Павел начал с того, что говорил о жертвеннике неведомому Богу, которого они не знали Нет ни слова о Зевсе. И говорит Он о Боге. И цитирует он стихотворцев, а не стихотворца. Не думаете ли вы, что Павел был не последователен, и говоря о Боге, процитировал про Зевса ? Кстати в цитате слово Его стоит с большой буквы. Павел не правильно процитировал ? Переврал ? Лука не так понял ?
Про смерть приобретение говорить не хочется просто потому, что это слова Павла. Он не говорит, что цитирует кого-то. Когда цитировал то говорил, когда нет то не говорил.
Про худые сообщества тоже. Еще Соломон сказал «Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится.» Мысль не нова.
Да и попытки Апологетов притянуть языческую философию к Евангелию порочна, да и противоречит Священному Писанию.
«Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу;» (Кол.2:8)
« Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир [своею] мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость; потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков. Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много [из вас] мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, - для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом.» (1Кор.1:18-29)
« Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их. И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны.» (1Кор.3:19-20)
Думаете ли вы, что имея такое отношение к философии Павел мог цитировать философов ?
Комментарий