Гумилев и говорит много на тему, как разрешить эту методологическую проблему в истории. Много про аберации, ангажированность летописцев.
Любая модель это ряд упрощений, надо договорится, что принять. Чем пренебречь, что очень субъективно. Здесь еще помимо объективного шума много вброса шума, много политики. Социологи, экономисты ведь создают свои математические модели развития сообществ, возможно более точные и просчитывают на супер компьютерах, но Гумилев пустил это в образованные массы, отказавшись от чистой математики и кибернетики.
В Ветхом Завете тоже нет ни той ни другой, однако разве это не модель общества, разве не пользуются ей миллионы, на уровне совести и интуиции.
Любая модель это ряд упрощений, надо договорится, что принять. Чем пренебречь, что очень субъективно. Здесь еще помимо объективного шума много вброса шума, много политики. Социологи, экономисты ведь создают свои математические модели развития сообществ, возможно более точные и просчитывают на супер компьютерах, но Гумилев пустил это в образованные массы, отказавшись от чистой математики и кибернетики.
В Ветхом Завете тоже нет ни той ни другой, однако разве это не модель общества, разве не пользуются ей миллионы, на уровне совести и интуиции.
Комментарий