Насколько я понял,в вопросе о всемогуществе Бога определились две проблемы,ждущие рассмотрения.
1.В каком смысле всемогущий Бог никогда не сделает каких-то вещей.
2.Как соотносятся всемогущество Бога и свобода воли человека;нет ли здесь противоречия.
А если эти две проблемы и не определились,то их,на мой взгляд,надо определить,чтобы обсуждение все-таки приняло какие-то рамки.Притчи и иносказания,конечно,хороши,когда иллюстрируют решение проблемы,но не когда заменяют её.
"Могущество",как я считаю,это качество,характеризующее силу живого существа,которая помогает ему делать то,что это существо считает нужным и полезным,и не делать того,что оно считает ненужным и даже вредным."Всемогущество",соответственно-это когда некое живое существо обладает возможностью и силой делать все,что ему представляется нужным и полезным,и не делать ничего из того,что ему представляется ненужным и вредным.Таковой всемогущей личностью,всемогущим живым существои является Бог,который действует или не действует в соответствии с собственными представлениями о добре и зле,о справедливости и несправедливости,о милосердии и наказании,не имея недостатка в силе и возможности для осуществления своих замыслов.
Это,на мой взгляд,ключ для ответа на вопрос об отношении всемогущества Бога к свободе воли человека.Но здесь встает проблема "Божьего предопределения",которое часто абсолютизируется.Вопрос здесь не в том,способен ли Бог что-то предвидеть или предопределить,так как для Бога все возможно (Матфея 19:26),а в том,решает ли он что-то предвидеть или предопределить.Многие ведь утверждают,что Бог всегда должен применять свою способность предопределять,причем,всегда в полной мере;мол,в этом проявляется его всемогущество.Но в таком случае они лишают свободы воли не только человека,к которому эта способность применяется,но они лишают всемогущества,свободы воли,мудрости,справедливости,милосердия самого Бога,которому эти качества присущи изначально.
Однако проблема решается просто:Бог пользуется своей способностью предвидеть не безгранично,а избирательно,руководствуясь своими принципами и не мешая проявлению свободы выбора разумных созданий (Псал.129:3,4).Это хорошо видно на примере другой способности Бога,характеризующей его всемогущество- собственно безграничной силы.Ведь если бы Бог проявлял ее в полной мере,например,во время потопа,то он уничтожил бы не только города и народы,но и всю землю,все живое,всю материю и вообще все свое творение.Следовательно,и свою силу Бог задействует целенаправленно и ограниченно в соответствии со своим замыслом.
Как,борец в поединке может так зажать своего соперника,что у того затрещат все кости,но когда он берет на руки своего ребенка,то обращается с ним ласково и острожно,боясь нанести ему нанести малейшее повреждение;и даже когда наказывает,делает это разумно.Так и Бог использует свое всемогущество в соответствии с другими своими качествами-любовью,мудростью,справедливостью,милосердием.
1.В каком смысле всемогущий Бог никогда не сделает каких-то вещей.
2.Как соотносятся всемогущество Бога и свобода воли человека;нет ли здесь противоречия.
А если эти две проблемы и не определились,то их,на мой взгляд,надо определить,чтобы обсуждение все-таки приняло какие-то рамки.Притчи и иносказания,конечно,хороши,когда иллюстрируют решение проблемы,но не когда заменяют её.
"Могущество",как я считаю,это качество,характеризующее силу живого существа,которая помогает ему делать то,что это существо считает нужным и полезным,и не делать того,что оно считает ненужным и даже вредным."Всемогущество",соответственно-это когда некое живое существо обладает возможностью и силой делать все,что ему представляется нужным и полезным,и не делать ничего из того,что ему представляется ненужным и вредным.Таковой всемогущей личностью,всемогущим живым существои является Бог,который действует или не действует в соответствии с собственными представлениями о добре и зле,о справедливости и несправедливости,о милосердии и наказании,не имея недостатка в силе и возможности для осуществления своих замыслов.
Это,на мой взгляд,ключ для ответа на вопрос об отношении всемогущества Бога к свободе воли человека.Но здесь встает проблема "Божьего предопределения",которое часто абсолютизируется.Вопрос здесь не в том,способен ли Бог что-то предвидеть или предопределить,так как для Бога все возможно (Матфея 19:26),а в том,решает ли он что-то предвидеть или предопределить.Многие ведь утверждают,что Бог всегда должен применять свою способность предопределять,причем,всегда в полной мере;мол,в этом проявляется его всемогущество.Но в таком случае они лишают свободы воли не только человека,к которому эта способность применяется,но они лишают всемогущества,свободы воли,мудрости,справедливости,милосердия самого Бога,которому эти качества присущи изначально.
Однако проблема решается просто:Бог пользуется своей способностью предвидеть не безгранично,а избирательно,руководствуясь своими принципами и не мешая проявлению свободы выбора разумных созданий (Псал.129:3,4).Это хорошо видно на примере другой способности Бога,характеризующей его всемогущество- собственно безграничной силы.Ведь если бы Бог проявлял ее в полной мере,например,во время потопа,то он уничтожил бы не только города и народы,но и всю землю,все живое,всю материю и вообще все свое творение.Следовательно,и свою силу Бог задействует целенаправленно и ограниченно в соответствии со своим замыслом.
Как,борец в поединке может так зажать своего соперника,что у того затрещат все кости,но когда он берет на руки своего ребенка,то обращается с ним ласково и острожно,боясь нанести ему нанести малейшее повреждение;и даже когда наказывает,делает это разумно.Так и Бог использует свое всемогущество в соответствии с другими своими качествами-любовью,мудростью,справедливостью,милосердием.
Комментарий