Являясь отцом четверых детей, подтверждаю своим жизненным опытом мудрость библейской истины:
«Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына, а кто любит, тот с детства наказывает его», но в то же время написано: «не раздражайте детей ваших». Таким образом, нельзя попустительствовать грешному своеволию ребёнка, но в то же время, нельзя вводить для него неоправданно много запретов и быть чрезмерно требовательным к нему. Здесь требуется христианская мудрость: что разрешать, а что запрещать. Жёсткое наказание (например отцовский ремень) обязательно должно иметь место, но не обязательно всегда. Скажем так: за тяжкие грехи. Сразу возникает вопрос: что такое для ребёнка тяжкие грехи? Перечислю некоторые характерные для детей и часто встречающиеся на практике: 1) прямое неповиновение родителям, когда сказали: «пойди и сделай», а в ответ: «не хочу и не буду» или в ответ тишина, но и дела нет; 2) Ярко выраженное неуважение к своим родителям (дерзость, рукоприкладство, злословие); 3) Многократное, систематическое повторение незначительных проступков, несмотря на постоянные замечания родителей и наказания (не сильные) с их стороны.
В качестве наказания за незначительные проступки можно применять что угодно: стояние в углу, запрет гулять, лишение сладкого, игр, новых игрушек в общем всё, что может причинить ребёнку страдание.
Поговорим о покаянии и прощении. С покаянием у детей серьёзные проблемы. Ситуация, когда ребёнок признал вину и попросил прощения, хотя его вина не была доказана и не могла быть доказана впоследствии (никто не видел и не знал) невероятная редкость. Если же такое произошло ни о каком наказании не может быть и речи. Чаще всего раскаяние детей происходит поздно, когда вина уже доказана или точно будет доказана в ближайшее время. В этом случае, наказать необходимо, но мера наказания должна быть снижена, в сравнении с ситуацией, когда ребёнок упорствует, не считая себя виновным. Прощение раскаявшихся детей, конечно, должно быть, но чаще всего оно возможно только после наказания, за исключением случая покаяния без доказательств вины. При этом, родители должны вести себя соответственно, то есть обращаться с ребёнком как с прощённым. Рассмотреть подробно все возможные житейские ситуации и дать чёткий алгоритм действий в каждой из них невозможно, потому что дети все разные, да и родители то же, но все дети одинаковы в том, что не могут самостоятельно победить искушение. Им нужна помощь, а единственная действенная помощь в этом наказание.
Существует мнение, что ребёнок это чистый лист бумаги, на котором можно написать что угодно. Это не так. Ребёнок это лист, на котором уже написано: пшеница или плевел и изменить это уже невозможно. Бывает так, что у пшеницы рождается плевел и наоборот. Это можно увидеть как в Библии, так и в нашей с вами жизни. Поэтому желание верующих родить ребёнка, чтобы сделать из него христианина не соответствует мудрости, так как принадлежность к роду плевел или пшеницы не передаётся по наследству. Здесь имеет значение Божья воля. Великая и мудрая Божья воля, человеком не постижимая до конца.
Интересный вопрос: а когда заканчивается детство? В каком возрасте ребёнок перестаёт таковым быть? Думаю, что этот возраст определяется не телом, а разумом, а именно пониманием добра и зла. Мне кажется, что этот возраст около 13-14 лет, что соответствует половому созреванию. Но официально, по закону государства, ребёнок остаётся ребёнком до совершеннолетия. Значит до этого возраста родители и имеют право наказывать его, а вот потом уже нет. Потому что потом, он становится полноправным гражданином, по отношению к которому действует заповедь: «не судите».
Наказание это результат произведённого суда. Родители для детей судьи. Вы хотите, чтобы Бог судил вас справедливо? Вот и вы судите справедливо. Несправедливое наказание серьёзная обида для детей, а для родителей грех. Лучше совсем не наказать, чем наказать, сомневаясь. В заключении скажу: Идеальный вариант это наказание без морального словесного унижения. Выполнить это очень трудно, но стремиться к совершенству необходимо.
«Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына, а кто любит, тот с детства наказывает его», но в то же время написано: «не раздражайте детей ваших». Таким образом, нельзя попустительствовать грешному своеволию ребёнка, но в то же время, нельзя вводить для него неоправданно много запретов и быть чрезмерно требовательным к нему. Здесь требуется христианская мудрость: что разрешать, а что запрещать. Жёсткое наказание (например отцовский ремень) обязательно должно иметь место, но не обязательно всегда. Скажем так: за тяжкие грехи. Сразу возникает вопрос: что такое для ребёнка тяжкие грехи? Перечислю некоторые характерные для детей и часто встречающиеся на практике: 1) прямое неповиновение родителям, когда сказали: «пойди и сделай», а в ответ: «не хочу и не буду» или в ответ тишина, но и дела нет; 2) Ярко выраженное неуважение к своим родителям (дерзость, рукоприкладство, злословие); 3) Многократное, систематическое повторение незначительных проступков, несмотря на постоянные замечания родителей и наказания (не сильные) с их стороны.
В качестве наказания за незначительные проступки можно применять что угодно: стояние в углу, запрет гулять, лишение сладкого, игр, новых игрушек в общем всё, что может причинить ребёнку страдание.
Поговорим о покаянии и прощении. С покаянием у детей серьёзные проблемы. Ситуация, когда ребёнок признал вину и попросил прощения, хотя его вина не была доказана и не могла быть доказана впоследствии (никто не видел и не знал) невероятная редкость. Если же такое произошло ни о каком наказании не может быть и речи. Чаще всего раскаяние детей происходит поздно, когда вина уже доказана или точно будет доказана в ближайшее время. В этом случае, наказать необходимо, но мера наказания должна быть снижена, в сравнении с ситуацией, когда ребёнок упорствует, не считая себя виновным. Прощение раскаявшихся детей, конечно, должно быть, но чаще всего оно возможно только после наказания, за исключением случая покаяния без доказательств вины. При этом, родители должны вести себя соответственно, то есть обращаться с ребёнком как с прощённым. Рассмотреть подробно все возможные житейские ситуации и дать чёткий алгоритм действий в каждой из них невозможно, потому что дети все разные, да и родители то же, но все дети одинаковы в том, что не могут самостоятельно победить искушение. Им нужна помощь, а единственная действенная помощь в этом наказание.
Существует мнение, что ребёнок это чистый лист бумаги, на котором можно написать что угодно. Это не так. Ребёнок это лист, на котором уже написано: пшеница или плевел и изменить это уже невозможно. Бывает так, что у пшеницы рождается плевел и наоборот. Это можно увидеть как в Библии, так и в нашей с вами жизни. Поэтому желание верующих родить ребёнка, чтобы сделать из него христианина не соответствует мудрости, так как принадлежность к роду плевел или пшеницы не передаётся по наследству. Здесь имеет значение Божья воля. Великая и мудрая Божья воля, человеком не постижимая до конца.
Интересный вопрос: а когда заканчивается детство? В каком возрасте ребёнок перестаёт таковым быть? Думаю, что этот возраст определяется не телом, а разумом, а именно пониманием добра и зла. Мне кажется, что этот возраст около 13-14 лет, что соответствует половому созреванию. Но официально, по закону государства, ребёнок остаётся ребёнком до совершеннолетия. Значит до этого возраста родители и имеют право наказывать его, а вот потом уже нет. Потому что потом, он становится полноправным гражданином, по отношению к которому действует заповедь: «не судите».
Наказание это результат произведённого суда. Родители для детей судьи. Вы хотите, чтобы Бог судил вас справедливо? Вот и вы судите справедливо. Несправедливое наказание серьёзная обида для детей, а для родителей грех. Лучше совсем не наказать, чем наказать, сомневаясь. В заключении скажу: Идеальный вариант это наказание без морального словесного унижения. Выполнить это очень трудно, но стремиться к совершенству необходимо.
Комментарий