материал с сайта "ОСЕНИЕ ЛИСТЬЯ"
Обращаясь к уверовавшим, апостол Пётр писал: «Ибо вы вкусили, что благ Господь. Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1 Петр. 2:3-5). «Не сила человека и не власть человека создали церковь Божью, и они не в состоянии также и уничтожить её. Церковь основана не на скале человеческой силы, но на Христе Иисусе Скале всех веков, «и врата ада не одолеют её»» (ПЦ, гл. 48). Основанная Христом церковь имеет великую силу, власть и права. О согрешающих в ней Христос сказал: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрёл ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою ещё одного или двух, дабы устами двух или трёх свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Матф. 18:15-18). «На церковь возложена сила действовать вместо Христа. Церковь это Божие средство для сохранения порядка и дисциплины в среде Его народа. Господь поручил ей разрешать все вопросы, касающиеся её процветания, чистоты и порядка. На неё также возложена ответственность исключать, т. е. лишать членства тех, кто ведёт себя недостойно, кто своим нехристианским поведением наносит бесчестие истине. И всё, что предпримет церковь в абсолютном согласии с указаниями, данными Богом в Его Слове, будет утверждено на небе» (ИС, т. 3, § 427). Таким образом, как вопрос членства, так и другие основные вопросы общинной жизни, решает не какая-то отдельная личность, или двое-трое, а церковь, община. Ей принадлежит в этих вопросах решающий голос. То же право дано и при посвящении служителей. Тогда, когда христианская церковь была уже образована, она принимала самое деятельное, непосредственное участие в назначении служителей. Без её согласия ни один служитель не был поставлен. Так, мы видим, что с целью избрания апостола вместо Иуды, апостол Пётр обратился к собранию, состоящему примерно из ста двадцати человек. Они-то и принимали непосредственное участие в избрании (Деян. 1:15-26). И тогда, когда нужно было избрать семь дьяконов, «двенадцать Апостолов, созвавши множество учеников, сказали... Итак, братия, выберите из среды себя семь изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости: их поставим на эту службу... И угодно было это предложение всему собранию, и избрали... их поставили пред Апостолами, и сии помолившись возложили на них руки» (Деян. 6:2-6). «...Этот шаг был в согласии с планом Божьим... Организация Иерусалимской общины должна была служить примером для организации общин во всех других местах, где вестники истины приобрели бы новых обращённых.... Хотя группы верующих были рассеяны по большой области, всё же они все были члены одного тела. Все двигались во взаимном согласии и гармонии... «Потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых» (1 Кор. 14:З3)» (ДА, гл. 9). Некоторые пытаются утверждать, что в ветхозаветное время согласия народа на назначение служителей не требовалось, а поэтому и сейчас не требуется, Но посмотрим, что написано в Священном Писании: «И сказал Господь Моисею, говоря: возьми левитов из среды сынов Израилевых и очисти их... И приведи левитов пред скинию собрания, и собери всё общество сынов Израилевых. И приведи левитов их пред Господа, и пусть возложат сыны Израилевы руки свои на левитов. Аарон же пусть совершит над левитами посвящение их пред Господом от сынов Израилевых, чтобы отправляли они служение Господу» (Числа 8:5-6, 9-11). Отсюда ясно и определённо видно, что прежде посвящения со стороны Аарона, необходимым было согласие всего общества, выражаемое через возложение рук. Для назначения служителей во все времена требовалось предварительное согласие народа, даже и тогда, когда эти назначения совершались по непосредственному указанию Господа. «Он желает, чтобы и сегодня церковь во всех своих делах сохраняла порядок и системность, как в древности. Он хочет, чтобы Его дело выполнялось основательно и аккуратно, чтобы Он мог положить на него печать Своего одобрения» (ДА, гл. 9). О том, что служители христианской церкви избирались с согласия общин, свидетельствует и история. Так, в III-м веке Карфагенский епископ Киприан говорил: «На епископство возводятся избранные с общего согласия всей паствы... ибо в присутствии народа могут открыться и преступления порочных людей, и заслуга добрых. Таким образом, только то избрание может быть совершенно справедливо, которое происходит с общего голоса и суждения всех» (8, ч. 2, стр. 2). К тому же требовалось, чтобы избираемый епископ имел доброе свидетельство даже от внешних, то есть, состоящих вне церкви (1 Тим. 3:7). Большие поучения мы можем извлечь и из случая обращения и посвящения Савла. Когда уверовавший Савл в трепете и ужасе сказал: «Господи! Что повелишь мне делать?», то Господь сказал ему: «Встань и иди в город, и сказано будет тебе, что тебе надобно делать» (Деян. 9:5-6). «В донесении об обращении Савла нам показаны важные принципы, которые мы никогда не должны забывать. Савл был приведён в непосредственное присутствие Христа... Он остановил его на его пути и изобличил в его грехе; когда же Савл спросил: «Господи, что повелишь мне делать?», то Спаситель свёл вопрошающего иудея с Его общиной, дабы он там мог узнать волю Божью относительно себя самого... Он (Христос) имеет всю власть на небе и на земле, но со всем этим Он считается с теми средствами, которые Он Сам учредил для просвещения и спасения людей; Он направляет грешников к общине, которую Он сделал источником света для мира Христос есть источник, а община канал, по которому изливается благодать» (ДА, гл. 12). Это же мы видим и в случае посвящения Савла: «В Антиохии, в тамошней церкви, были некоторые пророки и учители... Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян. 13:1,2). «Прежде чем эти апостолы были посланы миссионерами к язычникам, они были торжественно посвящены с постом и молитвой через рукоположение для служения Богу. Таким путём они получили от общины полномочия... Рукоположение... являлось лишь обрядом назначения на определённую должность и заверением полномочий для этой должности. К делу Божьему была приложена печать общины» (ДА, гл. 16). Таким образом: «Когда Павлу вначале было открыто Божественное намерение относительно его личности Самим Спасителем, то он сейчас же после этого был приведён в связь с членами вновь организованной общины в Дамаске. И теперь, когда данное это Божественное поручение должно было быть полностью приведено в исполнение, Святой Дух, вновь свидетельствуя общине, что Павел является избранным сосудом для возвещения Евангелия среди язычников, поручил ей посвятить его и его сотрудника... Бог сделал Свою общину на земле носительницей света и через неё Он открывает Свои намерения и Свою волю. Он не даёт никому из Своих служителей опыта, который был бы независим от опыта самой общины или находился бы в противоречии с ним; также Он не даёт отдельному человеку познание Своей воли относительно всей общины, в то время как вся община, тело Христа, остаётся в неведении. В провидении Своём Он приводит рабов Своих в тесную связь с Его общиной, чтобы они были менее самоуверенными и питали больше доверия к другим, которыми Он руководит для распространения Своего дела... Господь облёк Свою общину в особую силу и власть, пренебрегать и презирать которые никто не вправе, ибо поступающий так презирает глас Божий» (ДА, гл. 16). Имея этот ценный опыт, Павел познал, что «община никогда не должна быть приведена под контроль человеческой власти». В то время как он взывал к Богу о руководстве, он «всегда был готов признать авторитет, исходящий от тела единой общины. Он чувствовал, что нуждается в совете, и когда возникали важные вопросы, он с удовольствием представлял их общине и объединялся с братьями, чтобы просить Бога о мудрости для принятия правильных решений... Вместе с Петром он учил, что все, находящиеся в общине, должны «подчиняться друг другу» (1 Петр. 5:5)» (ДА, гл. 19). Все важные вопросы, касающиеся жизни и вероучения общины, разрешались не одними Апостолами, а совместно, в союзе с общиной, при её непосредственном участии. Когда возник спорный вопрос об обрезании язычников, то решили послать Павла и Варнаву с некоторыми ответственными мужами общины в Иерусалим, чтобы представить это дело пред Апостолами и пресвитерами. Как же был разрешён этот спорный вопрос? «Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела. По долгом рассуждении...» (Деян. 15:6-7). Слова «по долгом рассуждении» говорят о том, что люди могли высказывать различные мнения. Выступавшие при этом Апостолы не навязывали своих понятий, а предлагали их обсудить всему собранию. «Я полагаю» говорил Иаков (Деян.15:7-20). В рассуждениях и решении принимали участие не только Апостолы и пресвитеры, но и другие члены церкви, как и написано: «Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили... Апостолы и пресвитеры и братия» (ст. 22,23). Слово «братия» означает братство, община, общество. Таким путём они пришли к единодушию и согласию (ст. 25). Таковы многосторонние права общины и ими пренебрегать нельзя никому. Мы имеем такое предостережение: «Чем больше ответственность, возложенная на человеческое существо, и чем больше его возможность повелевать и контролировать, тем больше вреда он может нанести, если не будет тщательно следовать пути Господню и не будет действовать в согласии с решениями общего органа верующих, которые были приняты при общем совещании» (ДА, гл. 19). В следующей главе мы и будем разбирать тот вред, который произошёл, когда права общины были пренебреженны, а полноту власти присвоили себе отдельные личности.
ВЛАСТЬ И ПРАВА ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ
Комментарий