«Предание», «полнота», «философия», «еда и питье», «начальства, власти», «стихии мира» - все эти выражения были свойственны для гностического иудаизма и для эллинистического синкретизма.
Богословское заблуждение. Стихии мира - это низшие ангелы-посредники закона (Деян.7:53; Гал.3:19; Евр.2:2) ставились на место самого Главы (2:9,10,18,19). Их нужно было почитать, чтобы достичь «полноты» «мудрости», «знания» и «разумения». Они же - астральные языческие боги, управляющие судьбой человека. Чтобы обрести покровительство этих «начальств и властей», нужно было совершать им культовое поклонение (2:15,18,19,23) и следовать ритуальной и аскетической практике (2:11,14,16,17,21,22).
Практическое заблуждение. Строгий аскетизм и ритуализм: «совлечение тела плоти» (уход из мира через ритуал посвящения в мистическом культе, когда снималась одежда и совершалось ритуальное омовение и обрезание), суровое отношение к телу (2:23), запрет вкушать и дотрагиваться до определенных видов пищи и напитков (2:16,21), тщательное соблюдение священных дней (2:16). Подчинение аскетической практике не считалось отрицанием веры во Христа, но дополнительной защитой и обретением всей божественной полноты (см. 2:8,9).
Ветхозаветные элементы добавлялись, чтобы обеспечить оправдание аскетическим принципам, хотя они и были чужды иудаизму. Павел отвергает не обычное ответвление иудео-христианского законничества, но синкретическую философию с ее крайне суровым и суеверным соблюдением священных дней и субботы в частности.
Богословское заблуждение. Стихии мира - это низшие ангелы-посредники закона (Деян.7:53; Гал.3:19; Евр.2:2) ставились на место самого Главы (2:9,10,18,19). Их нужно было почитать, чтобы достичь «полноты» «мудрости», «знания» и «разумения». Они же - астральные языческие боги, управляющие судьбой человека. Чтобы обрести покровительство этих «начальств и властей», нужно было совершать им культовое поклонение (2:15,18,19,23) и следовать ритуальной и аскетической практике (2:11,14,16,17,21,22).
Практическое заблуждение. Строгий аскетизм и ритуализм: «совлечение тела плоти» (уход из мира через ритуал посвящения в мистическом культе, когда снималась одежда и совершалось ритуальное омовение и обрезание), суровое отношение к телу (2:23), запрет вкушать и дотрагиваться до определенных видов пищи и напитков (2:16,21), тщательное соблюдение священных дней (2:16). Подчинение аскетической практике не считалось отрицанием веры во Христа, но дополнительной защитой и обретением всей божественной полноты (см. 2:8,9).
Ветхозаветные элементы добавлялись, чтобы обеспечить оправдание аскетическим принципам, хотя они и были чужды иудаизму. Павел отвергает не обычное ответвление иудео-христианского законничества, но синкретическую философию с ее крайне суровым и суеверным соблюдением священных дней и субботы в частности.
Комментарий