(1) Да.да. В кино. Это Вы правильно назвали источник
(2) Они не слишком большие и не слишком трудночитаемые. Они...эээ...как бы это сказать по-мягче...несколько чуть-чуть очень ...эээ...не соответствующие действительности.
Вот, что в действительности говорил Тертуллиан:
«Думают, что мы поклоняемся кресту...мы не почитаем крестов и не желаем их. Некоторые же думают правильнее и разумнее, что наш Бог солнце. Но даже если нас причислят к персам, то мы все-таки солнца, нарисованного на полотне, не чтим: оно у нас на небесном своде»(Тертуллиан, Апология, XVI, 6, 9).
А вот что в действительности говорил Феликс:
Думаете ли вы, что мы скрываем предмет нашего богопочтения, если не имеем ни храмов, ни жертвенников? Какое изображение Бога я сделаю, когда сам человек правильно рассматриваемый, есть образ Божий? Какой храм Ему построю, когда весь этот мир, созданный Его могуществом, не может вместить Его? И если я человек люблю жить просторно, то как заключу в одном небольшом здании столь великое Существо? Не лучше ли содержать Его в нашем уме, святить Его в глубине нашего сердца?.. Но - говоришь ты - Бога, Которого чтим, мы не можем ни видеть, ни показать другим; да, мы потому и веруем в Бога, что не видим Его, но можем Его чувствовать сердцем.
Марк Минуций Феликс (ок. 200 г.), "Октавий", гл. ХХХII.
Ну, и Ориген, как же без него
Вот, что он говорил в действительности, а не в агитке:
Те народы воздвигают перечисленным (лицам) храмы и статуи. А мы все эти вещи уже исключили из области (своего) богопочитания. Мы веруем, что все это более прилично демонам, которые - я собственно не знаю почему - были прикреплены к определенному месту, может быть, потому, что они его добровольно избрали или потому, что принуждены были держаться его, привлеченные сюда известными суеверными обрядами и искусством заклинания. Мы же преисполнены глубокого почитания (к личности) Иисуса потому, что Он отвлек наши мысли от всех чувственных вещей, которые не только сами по себе тленны, но и действительно подлежат тлению.
Ориген (ок. 248 г.), "Против Цельса", Книга третья, гл. XXXIV.
Цельс (языческий критик христианства): они (христиане) "необразованны, подобострастны и невежественны".
Ориген:
Мы, с другой стороны, считаем тех "необразованными", кто не стыдится обращаться к неодушевленным предметам, и взывать к тем о здоровье, у кого нет силы, и просить мертвых о жизни, и умолять беспомощных о содействии. И хотя некоторые могут сказать, что эти объекты не есть боги, а только подражание и символы настоящих божеств, тем не менее, эти самые люди, воображая, что руки скромных художников могут создать подражание божествам, являются "необразованными, подобострастными и невежественными".
Ориген (ок. 248 г.), "Против Цельса", Книга шестая, гл. XIV
Цельс (языческий критик христианства): "Они не могут терпеть храмов, алтарей или изображений. В этом они похожи на скифов".
Ориген:
На это наш ответ таков, что если скифы... не могут выносить вид храмов, алтарей и изображений, отсюда не следует, что причина, по которой мы возражаем против этих вещей, такая же, как у них - несмотря на то, что мы не можем терпеть их не меньше, чем они... Скифы,... согласны в этом с христианами и иудеями. Однако, их побуждают к этому совсем другие принципы. Ни одна из этих других групп не питает отвращение к алтарям и изображениям на основании того, что они боятся принизить поклонение Богу и свести ее к поклонению материальным вещам... Невозможно одновременно знать Бога и обращать молитвы изображениям.
Ориген (ок. 248 г.), "Против Цельса", Книга седьмая, гл. LXIII-LXV.
Надеюсь, подлинники не были столь трудночитаемы?

(2) Они не слишком большие и не слишком трудночитаемые. Они...эээ...как бы это сказать по-мягче...несколько чуть-чуть очень ...эээ...не соответствующие действительности.
Вот, что в действительности говорил Тертуллиан:
«Думают, что мы поклоняемся кресту...мы не почитаем крестов и не желаем их. Некоторые же думают правильнее и разумнее, что наш Бог солнце. Но даже если нас причислят к персам, то мы все-таки солнца, нарисованного на полотне, не чтим: оно у нас на небесном своде»(Тертуллиан, Апология, XVI, 6, 9).
А вот что в действительности говорил Феликс:
Думаете ли вы, что мы скрываем предмет нашего богопочтения, если не имеем ни храмов, ни жертвенников? Какое изображение Бога я сделаю, когда сам человек правильно рассматриваемый, есть образ Божий? Какой храм Ему построю, когда весь этот мир, созданный Его могуществом, не может вместить Его? И если я человек люблю жить просторно, то как заключу в одном небольшом здании столь великое Существо? Не лучше ли содержать Его в нашем уме, святить Его в глубине нашего сердца?.. Но - говоришь ты - Бога, Которого чтим, мы не можем ни видеть, ни показать другим; да, мы потому и веруем в Бога, что не видим Его, но можем Его чувствовать сердцем.
Марк Минуций Феликс (ок. 200 г.), "Октавий", гл. ХХХII.
Ну, и Ориген, как же без него

Те народы воздвигают перечисленным (лицам) храмы и статуи. А мы все эти вещи уже исключили из области (своего) богопочитания. Мы веруем, что все это более прилично демонам, которые - я собственно не знаю почему - были прикреплены к определенному месту, может быть, потому, что они его добровольно избрали или потому, что принуждены были держаться его, привлеченные сюда известными суеверными обрядами и искусством заклинания. Мы же преисполнены глубокого почитания (к личности) Иисуса потому, что Он отвлек наши мысли от всех чувственных вещей, которые не только сами по себе тленны, но и действительно подлежат тлению.
Ориген (ок. 248 г.), "Против Цельса", Книга третья, гл. XXXIV.
Цельс (языческий критик христианства): они (христиане) "необразованны, подобострастны и невежественны".
Ориген:
Мы, с другой стороны, считаем тех "необразованными", кто не стыдится обращаться к неодушевленным предметам, и взывать к тем о здоровье, у кого нет силы, и просить мертвых о жизни, и умолять беспомощных о содействии. И хотя некоторые могут сказать, что эти объекты не есть боги, а только подражание и символы настоящих божеств, тем не менее, эти самые люди, воображая, что руки скромных художников могут создать подражание божествам, являются "необразованными, подобострастными и невежественными".
Ориген (ок. 248 г.), "Против Цельса", Книга шестая, гл. XIV
Цельс (языческий критик христианства): "Они не могут терпеть храмов, алтарей или изображений. В этом они похожи на скифов".
Ориген:
На это наш ответ таков, что если скифы... не могут выносить вид храмов, алтарей и изображений, отсюда не следует, что причина, по которой мы возражаем против этих вещей, такая же, как у них - несмотря на то, что мы не можем терпеть их не меньше, чем они... Скифы,... согласны в этом с христианами и иудеями. Однако, их побуждают к этому совсем другие принципы. Ни одна из этих других групп не питает отвращение к алтарям и изображениям на основании того, что они боятся принизить поклонение Богу и свести ее к поклонению материальным вещам... Невозможно одновременно знать Бога и обращать молитвы изображениям.
Ориген (ок. 248 г.), "Против Цельса", Книга седьмая, гл. LXIII-LXV.
Надеюсь, подлинники не были столь трудночитаемы?

Комментарий