Нет, тут дело не в тьме. Вот точный текст:
יוֹצֵר אוֹר וּבוֹרֵא חֹשֶׁךְ עֹשֶׂה שָׁלוֹם וּבוֹרֵא רָע אֲנִי יְדֹוָד עֹשֶׂה כָל אֵלֶּה
(Я) создаю свет и творю тьму, делаю мир и навожу бедствие, Я, Г-сподь, свершаю все это.
"Навожу бедствие" - литературный перевод, а буквально сказано "борэ ра", то есть "творю зло". Это в точности тот же самый глагол, который использовал в самом начале Торе: "сотворил Бог небо и землю". Этим же глаголом обозначено сотворение животных и человека. Здесь нет сомнений, что речь именно о творении, а не о чем-то ином - наведении, образовании, деянии и т.д.
Здесь глагол "боре" повторен два раза, по отношению к тьме (хошех) и по отношению к злу.
Общий контекст обращения Бога к царю Киру: "нет Бога кроме Меня", "Я создал землю и сотворил на ней человека; Я Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я".
Кир язычник по воспитанию, поэтому, даже слушая обращение пророка Единого, он может подумать, что Бог не всемогущ, что Он творит только какую-то часть вещей, например, связанную с евреями, с Торой, с правдой и т.д. - а за остальное, например, за зло или за языческие культы, отвечает кто-нибудь другой, какая-то иная сила. Христиане, язычники по воспитанию, тоже так иногда думают
Поэтому здесь Бог и подчеркивает Свою единственность как Творца всего сущего: Он сотворил все и свершает все, Он - всеобщий Царь, и нет иного.
Стоит подчеркнуть, что здесь действительно имеется противоречие с тем, что Бог абсолютно благ и, следовательно, не творит зла: ведь добром называется как раз то, что соответствует Его воле. Это противоречие известно очень давно и призвано научить нас пониманию, а не служить поводом для бесплодных препирательств. Вот что пишет, например, Радак:
...Творец сотворил все эти факторы, и хотя человек сам себе причиняет болезни, вызываемые, например, едой, как бы то ни было все сотворено Творцом. Таково значение "и творит зло", несмотря на то, что Он ничего во зло не сотворил. Рабену Саадия пишет так: "О добре и зле говорится как о творении Б-жьем в противовес верящим в два божества, доброе и злое. Поэтому сказано: "Я Господь, (Кто) деет все эти".
- - - Добавлено - - -
Это не мы, Наташа
Это так написано. "Бедствия" появляются в переводе, чтобы лучше звучало. В моем бумажном издании в переводе Гурфинкель переведено дословно: "Творит зло".
- - - Добавлено - - -
Откуда информация про ангелов?
В Библии и правда один раз упомянуты ангелы, отошедшие от Бога
В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди. Текст неоднозначен, здесь не использован термин "ангел" ("малах") - но, и правда, возможно, что эти сыны Божии не обычные люди, а ангелы. Однако это было уже после Адама. Змей же, если это был ангел, действовал одновременно с Евой, и запрет там нарушил не он, а Ева.
- - - Добавлено - - -
Если же не послушаете Меня и не будете исполнять всех заповедей сих, и если презрите Мои постановления, и если душа ваша возгнушается Моими законами, так что вы не будете исполнять всех заповедей Моих, нарушив завет Мой,
то и Я поступлю с вами так: пошлю на вас ужас, чахлость и горячку, от которых истомятся глаза и измучится душа, и будете сеять семена ваши напрасно, и враги ваши съедят их;
обращу лице Мое на вас, и падете пред врагами вашими, и будут господствовать над вами неприятели ваши, и побежите, когда никто не гонится за вами.
Если и при всем том не послушаете Меня, то Я всемеро увеличу наказание за грехи ваши,
и сломлю гордое упорство ваше, и небо ваше сделаю, как железо, и землю вашу, как медь;
и напрасно будет истощаться сила ваша, и земля ваша не даст произрастений своих, и дерева земли [вашей] не дадут плодов своих.
Если же [после сего] пойдете против Меня и не захотите слушать Меня, то Я прибавлю вам ударов всемеро за грехи ваши:
пошлю на вас зверей полевых, которые лишат вас детей, истребят скот ваш и вас уменьшат, так что опустеют дороги ваши.
Если и после сего не исправитесь и пойдете против Меня,
то и Я [в ярости] пойду против вас и поражу вас всемеро за грехи ваши,
и наведу на вас мстительный меч в отмщение за завет; если же вы укроетесь в города ваши, то пошлю на вас язву, и преданы будете в руки врага;
хлеб, подкрепляющий человека, истреблю у вас; десять женщин будут печь хлеб ваш в одной печи и будут отдавать хлеб ваш весом; вы будете есть и не будете сыты.
Если же и после сего не послушаете Меня и пойдете против Меня,
то и Я в ярости пойду против вас и накажу вас всемеро за грехи ваши,
и будете есть плоть сынов ваших, и плоть дочерей ваших будете есть...
Там очень длинный список бедствий. Настоящее, страшное зло, через которое пришлось пройти еврейскому народу. И все это послано не кем-то еще, а именно Творцом.
יוֹצֵר אוֹר וּבוֹרֵא חֹשֶׁךְ עֹשֶׂה שָׁלוֹם וּבוֹרֵא רָע אֲנִי יְדֹוָד עֹשֶׂה כָל אֵלֶּה
(Я) создаю свет и творю тьму, делаю мир и навожу бедствие, Я, Г-сподь, свершаю все это.
"Навожу бедствие" - литературный перевод, а буквально сказано "борэ ра", то есть "творю зло". Это в точности тот же самый глагол, который использовал в самом начале Торе: "сотворил Бог небо и землю". Этим же глаголом обозначено сотворение животных и человека. Здесь нет сомнений, что речь именно о творении, а не о чем-то ином - наведении, образовании, деянии и т.д.
Здесь глагол "боре" повторен два раза, по отношению к тьме (хошех) и по отношению к злу.
Общий контекст обращения Бога к царю Киру: "нет Бога кроме Меня", "Я создал землю и сотворил на ней человека; Я Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я".
Кир язычник по воспитанию, поэтому, даже слушая обращение пророка Единого, он может подумать, что Бог не всемогущ, что Он творит только какую-то часть вещей, например, связанную с евреями, с Торой, с правдой и т.д. - а за остальное, например, за зло или за языческие культы, отвечает кто-нибудь другой, какая-то иная сила. Христиане, язычники по воспитанию, тоже так иногда думают

Стоит подчеркнуть, что здесь действительно имеется противоречие с тем, что Бог абсолютно благ и, следовательно, не творит зла: ведь добром называется как раз то, что соответствует Его воле. Это противоречие известно очень давно и призвано научить нас пониманию, а не служить поводом для бесплодных препирательств. Вот что пишет, например, Радак:
...Творец сотворил все эти факторы, и хотя человек сам себе причиняет болезни, вызываемые, например, едой, как бы то ни было все сотворено Творцом. Таково значение "и творит зло", несмотря на то, что Он ничего во зло не сотворил. Рабену Саадия пишет так: "О добре и зле говорится как о творении Б-жьем в противовес верящим в два божества, доброе и злое. Поэтому сказано: "Я Господь, (Кто) деет все эти".
- - - Добавлено - - -
Это не мы, Наташа

- - - Добавлено - - -
Откуда информация про ангелов?
В Библии и правда один раз упомянуты ангелы, отошедшие от Бога
В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди. Текст неоднозначен, здесь не использован термин "ангел" ("малах") - но, и правда, возможно, что эти сыны Божии не обычные люди, а ангелы. Однако это было уже после Адама. Змей же, если это был ангел, действовал одновременно с Евой, и запрет там нарушил не он, а Ева.
- - - Добавлено - - -
Если же не послушаете Меня и не будете исполнять всех заповедей сих, и если презрите Мои постановления, и если душа ваша возгнушается Моими законами, так что вы не будете исполнять всех заповедей Моих, нарушив завет Мой,
то и Я поступлю с вами так: пошлю на вас ужас, чахлость и горячку, от которых истомятся глаза и измучится душа, и будете сеять семена ваши напрасно, и враги ваши съедят их;
обращу лице Мое на вас, и падете пред врагами вашими, и будут господствовать над вами неприятели ваши, и побежите, когда никто не гонится за вами.
Если и при всем том не послушаете Меня, то Я всемеро увеличу наказание за грехи ваши,
и сломлю гордое упорство ваше, и небо ваше сделаю, как железо, и землю вашу, как медь;
и напрасно будет истощаться сила ваша, и земля ваша не даст произрастений своих, и дерева земли [вашей] не дадут плодов своих.
Если же [после сего] пойдете против Меня и не захотите слушать Меня, то Я прибавлю вам ударов всемеро за грехи ваши:
пошлю на вас зверей полевых, которые лишат вас детей, истребят скот ваш и вас уменьшат, так что опустеют дороги ваши.
Если и после сего не исправитесь и пойдете против Меня,
то и Я [в ярости] пойду против вас и поражу вас всемеро за грехи ваши,
и наведу на вас мстительный меч в отмщение за завет; если же вы укроетесь в города ваши, то пошлю на вас язву, и преданы будете в руки врага;
хлеб, подкрепляющий человека, истреблю у вас; десять женщин будут печь хлеб ваш в одной печи и будут отдавать хлеб ваш весом; вы будете есть и не будете сыты.
Если же и после сего не послушаете Меня и пойдете против Меня,
то и Я в ярости пойду против вас и накажу вас всемеро за грехи ваши,
и будете есть плоть сынов ваших, и плоть дочерей ваших будете есть...
Там очень длинный список бедствий. Настоящее, страшное зло, через которое пришлось пройти еврейскому народу. И все это послано не кем-то еще, а именно Творцом.
Комментарий