Большинство философов и психологов считают, что в основе прощения лежит нравственный акт, и потому оно не может основываться на безнравственных мотивах и обязательно надо рассматривать и другую его сторону: поиск и получение прощения. Поиск прощения определяется как побуждение принять моральную ответственность и попытаться достичь восстановления межличностных отношений вслед за обидой, в которой одна сторона заслуживает морального порицания. То есть создается единая модель процесса прощения, в которой одновременно рассматривается и сторона обиженного, и сторона обидчика.
На первом этапе выделяется осознание ситуации, проступка, который совершил обидчик, возможно, вместе с его отрицанием. Далее обидчик переживает сильные эмоции и чувства, в основном, вину, стыд и раскаяние, а возможно гнев и злость в свой адрес. Обидчик пытается поставить себя на место другого, понимает то, как обиженный страдает по его вине, чувствует сострадание, эмпатию по отношению к нему и, в конце концов, обидчик принимает решение просить прощение у обиженного, после чего
возможно дарование прощения со стороны обиженного и примирение с ним.
(Р. Энрайт, Р. Мюррэй и др.)
На первом этапе выделяется осознание ситуации, проступка, который совершил обидчик, возможно, вместе с его отрицанием. Далее обидчик переживает сильные эмоции и чувства, в основном, вину, стыд и раскаяние, а возможно гнев и злость в свой адрес. Обидчик пытается поставить себя на место другого, понимает то, как обиженный страдает по его вине, чувствует сострадание, эмпатию по отношению к нему и, в конце концов, обидчик принимает решение просить прощение у обиженного, после чего
возможно дарование прощения со стороны обиженного и примирение с ним.
(Р. Энрайт, Р. Мюррэй и др.)
Комментарий