Например,у Иова, Исаии, псалмопевца Асафа.
Первое описание горы губительной с использованием существовавших образов, терминов, понятий содержится в книге Иова (40:20-41:26). Обычно полагают, в этих стихах говорится о нильском крокодиле, как о символе царской власти и могущества древнего Египта [Л.3, 6, 30, 31].
Однако такая символика не учитывает физические свойства водного пресмыкающегося, "его описание, не похожее на описание крокодила" [Л.3, стр. 1318]. Более того, характеристики жуткого сверхъестественного существа не совпадают с чертами ни одного реального животного, по крайней мере в 41:10-26. Так Иов утверждает. "Нет на земле подобного ему (создания) " (41:25).
Для правильного понимания 40:20 - 41:26 необходимо учесть следующее обстоятельство. "В трёхчастной модели космоса древние различали небо, землю и подземное царство. Подобные космологические воззрения были распространены на древнем Ближнем Востоке повсюду. Небо представляли в виде круга (или купола), который перекрывает земной диск, помещённый на водах первозданного океана" [Л.32, стр. 577].
Очевидно в тексте 41-й главы речь идёт о левиафане (40:20, [Л.3]) - существе из первозданного океана (бездны). Этот архетип является, по-видимому, развитием архаических прототипов из космогонии древнейшей шумерской цивилизации.
Например, в вавилонском гимне богу солнца Шамашу говорится о страшных морских чудовищах, олицетворявших силы хаоса [Л.32, стр. 18]. Библейский левиафан, "изображаемый не только в виде дракона, но и в виде рыбы", служил "олицетворением смерти, тьмы, водного хаоса" ([Л.27, стр. 392], хаос с др. греч.,- "зияющая бездна").
Евреи считали,- левиафан, раав, таннин, нахаш это похожие на гигантского дракона (змея) хтонические чудовища первоначальной бездны, противники Яхве Элохим. Он заключил их в морские воды для ограничения хаоса и торжества порядка [Л.3, 31, 32, 39]. Таких "морских чудищ" сотворил Бог (Быт.1:21, пер. [Л.56]).
Характерными особенностями хтонических существ, воплощавших нижний мир (водный, подземный или потусторонний) являются: звероподобие, наличие нескольких голов, сверхъестественные способности, отсутствие созидающего начала.
В Септуагинте словом "дракон" часто переводятся еврейские наименования "таннин", "нахаш", "левиафан" и др., относящиеся к сатане [Л.33, стр. 1116]. В Новом Завете этот "древний змий" (нахаш, что означает "сияющий"), он же большой красный дракон на небе, называется также "диаволом и сатаною" (Отк.12:3, 9).
Фольклорные представления о левиафане как о небесном (космическом) драконе, вызывающим затмения, проглатывая солнце даи луну, вероятно отражены в Иов.3:8, по мнению авторов [Л.6, стр. 525]. Его архетипом мог служить огромный змей Апоп (Апофис), олицетворявший мрак и зло, мифологический глава всех врагов египетского бога солнца Ра [Л.34, 38]. Ра вынужден был "отражать постоянные атаки дракона Апофиса, чтобы завершить своё круговое движение по небу" [Л.32, стр. 897].
"В семитской мифологической литературе то же слово (таннин) употребляется при описании чудища, олицетворявшего космический хаос ..." [Л.47, стр. 298].
Пророк Йешайа, в согласии с представлениями своего времени, изображает таинственного левиафана морским чудовищем. Его победит Яхве в конце времён.
"В тот день поразит Господь мечем Своим тяжёлым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего (скользящего), и левиафана, змея изгибающегося (извивающегося), и убьёт чудовище морское" (Ис. 27:1; Иов.26:13).
"Такое же описание встречается и в угаритском цикле сказаний о Ваале: "Когда ты убьёшь Литана (левиафана), убегающего змея, то уничтожишь змея извивающегося, властелина с семью головами" [Л.32, стр. 710-711]. Этот змей "назван также семиглавым драконом" [Л.3, стр. 1317].
Именно Создатель всего сущего сотворил левиафана (Пс.103:26) и других морских чудовищ (Быт.1:21, пер. [Л.35]; в Синод пер. - "рыб больших"). В Псалтири постоянно упоминается космическая битва с морем, как утверждается в работе [Л.32, стр. 617]. Например, о победе Элохим над многоголовым змеем учит Асаф.
"Ты расторг (разделил, расступиться заставил) силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев (морских чудовищ) в воде. Ты сокрушил голову (в оригинале, «головы») левиафана " (Пс.73:13, 14; "Ведь это Ты силой чудовищу морскому брюхо вскрыл, Ты головы сломал драконам в океане" [Л.35]).
В древнем мире "море ассоциировалось с первозданными водами хаоса" [Л.3, стр. 161]. "Таким образом, владычество над морем означает безраздельную власть Яхве над силами хаоса, которые, как считалось, постоянно угрожали космосу" [Л.32, стр. 622].
Архетипы левиафана имеются в угаритских и хананейских текстах, изображающих морское чудовище (Литана или Аршу) в виде семиголового извивающегося змея; его поражают боги Ваал и Анат (там же, стр. 583). В вавилонском эпосе "Энума Элиш" бог Мардук побеждает чудовище Тиамат, богиню первозданного водного хаоса (стр. 625).
Вывод авторов [Л.32]. «Библейский левиафан, несомненно, относится к категории сверхъестественных существ (как и херувимы), и не имеет ничего общего с реальными или чисто мифологическими животными» (стр.583).
Действительно челюсти, глаза, ресницы, искры, дым, пламя (Иов.41:5-13) не являются ни принадлежностями реального животного, ни поэтическими метафорами мифическогосущества. Как не является человеком-антихристом левиафан Иоанна - зверь из моря с семью головами, десятью рогами и одной пастью (Отк.12:3, 15, 13:1, 2).
На самом деле, ветхозаветный Иов указывает на характерные черты, качества, свойства небесного планетообразного тела. Его сердце "твёрдо, как камень, и жёстко, как нижний (мельничный) жернов" (41:16).
Чешуя же его "как молотильная доска" (ст.22, пер. [Л.56])."Молотильная доска - платформа из тяжёлых досок, груженная сверху и снабжённая снизу острыми железными зубьями, использовавшаяся для молотьбы зерна"[Л.56].
Подобно чудо-змею из жезла Аарона, поглотившему жезлы чародеев египетских (Исх.7:12), змей-дракон Гог обмолотит железными зубами да проглотит планету Земля (Отк.12:3, 4).
Более подробно об этом можно прочесть здесь: 9. Антихрист: кто же он?
Друг,
это всё досужие домыслы,
не имеющие под собой библейских оснований.
7. Левиафан Ийова
Первое описание горы губительной с использованием существовавших образов, терминов, понятий содержится в книге Иова (40:20-41:26). Обычно полагают, в этих стихах говорится о нильском крокодиле, как о символе царской власти и могущества древнего Египта [Л.3, 6, 30, 31].
Однако такая символика не учитывает физические свойства водного пресмыкающегося, "его описание, не похожее на описание крокодила" [Л.3, стр. 1318]. Более того, характеристики жуткого сверхъестественного существа не совпадают с чертами ни одного реального животного, по крайней мере в 41:10-26. Так Иов утверждает. "Нет на земле подобного ему (создания) " (41:25).
Для правильного понимания 40:20 - 41:26 необходимо учесть следующее обстоятельство. "В трёхчастной модели космоса древние различали небо, землю и подземное царство. Подобные космологические воззрения были распространены на древнем Ближнем Востоке повсюду. Небо представляли в виде круга (или купола), который перекрывает земной диск, помещённый на водах первозданного океана" [Л.32, стр. 577].
Очевидно в тексте 41-й главы речь идёт о левиафане (40:20, [Л.3]) - существе из первозданного океана (бездны). Этот архетип является, по-видимому, развитием архаических прототипов из космогонии древнейшей шумерской цивилизации.
Например, в вавилонском гимне богу солнца Шамашу говорится о страшных морских чудовищах, олицетворявших силы хаоса [Л.32, стр. 18]. Библейский левиафан, "изображаемый не только в виде дракона, но и в виде рыбы", служил "олицетворением смерти, тьмы, водного хаоса" ([Л.27, стр. 392], хаос с др. греч.,- "зияющая бездна").
Евреи считали,- левиафан, раав, таннин, нахаш это похожие на гигантского дракона (змея) хтонические чудовища первоначальной бездны, противники Яхве Элохим. Он заключил их в морские воды для ограничения хаоса и торжества порядка [Л.3, 31, 32, 39]. Таких "морских чудищ" сотворил Бог (Быт.1:21, пер. [Л.56]).
Характерными особенностями хтонических существ, воплощавших нижний мир (водный, подземный или потусторонний) являются: звероподобие, наличие нескольких голов, сверхъестественные способности, отсутствие созидающего начала.
В Септуагинте словом "дракон" часто переводятся еврейские наименования "таннин", "нахаш", "левиафан" и др., относящиеся к сатане [Л.33, стр. 1116]. В Новом Завете этот "древний змий" (нахаш, что означает "сияющий"), он же большой красный дракон на небе, называется также "диаволом и сатаною" (Отк.12:3, 9).
Фольклорные представления о левиафане как о небесном (космическом) драконе, вызывающим затмения, проглатывая солнце даи луну, вероятно отражены в Иов.3:8, по мнению авторов [Л.6, стр. 525]. Его архетипом мог служить огромный змей Апоп (Апофис), олицетворявший мрак и зло, мифологический глава всех врагов египетского бога солнца Ра [Л.34, 38]. Ра вынужден был "отражать постоянные атаки дракона Апофиса, чтобы завершить своё круговое движение по небу" [Л.32, стр. 897].
"В семитской мифологической литературе то же слово (таннин) употребляется при описании чудища, олицетворявшего космический хаос ..." [Л.47, стр. 298].
8. Левиафан Исаии и Асафа
Пророк Йешайа, в согласии с представлениями своего времени, изображает таинственного левиафана морским чудовищем. Его победит Яхве в конце времён.
"В тот день поразит Господь мечем Своим тяжёлым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего (скользящего), и левиафана, змея изгибающегося (извивающегося), и убьёт чудовище морское" (Ис. 27:1; Иов.26:13).
"Такое же описание встречается и в угаритском цикле сказаний о Ваале: "Когда ты убьёшь Литана (левиафана), убегающего змея, то уничтожишь змея извивающегося, властелина с семью головами" [Л.32, стр. 710-711]. Этот змей "назван также семиглавым драконом" [Л.3, стр. 1317].
Именно Создатель всего сущего сотворил левиафана (Пс.103:26) и других морских чудовищ (Быт.1:21, пер. [Л.35]; в Синод пер. - "рыб больших"). В Псалтири постоянно упоминается космическая битва с морем, как утверждается в работе [Л.32, стр. 617]. Например, о победе Элохим над многоголовым змеем учит Асаф.
"Ты расторг (разделил, расступиться заставил) силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев (морских чудовищ) в воде. Ты сокрушил голову (в оригинале, «головы») левиафана " (Пс.73:13, 14; "Ведь это Ты силой чудовищу морскому брюхо вскрыл, Ты головы сломал драконам в океане" [Л.35]).
В древнем мире "море ассоциировалось с первозданными водами хаоса" [Л.3, стр. 161]. "Таким образом, владычество над морем означает безраздельную власть Яхве над силами хаоса, которые, как считалось, постоянно угрожали космосу" [Л.32, стр. 622].
Архетипы левиафана имеются в угаритских и хананейских текстах, изображающих морское чудовище (Литана или Аршу) в виде семиголового извивающегося змея; его поражают боги Ваал и Анат (там же, стр. 583). В вавилонском эпосе "Энума Элиш" бог Мардук побеждает чудовище Тиамат, богиню первозданного водного хаоса (стр. 625).
Вывод авторов [Л.32]. «Библейский левиафан, несомненно, относится к категории сверхъестественных существ (как и херувимы), и не имеет ничего общего с реальными или чисто мифологическими животными» (стр.583).
Действительно челюсти, глаза, ресницы, искры, дым, пламя (Иов.41:5-13) не являются ни принадлежностями реального животного, ни поэтическими метафорами мифическогосущества. Как не является человеком-антихристом левиафан Иоанна - зверь из моря с семью головами, десятью рогами и одной пастью (Отк.12:3, 15, 13:1, 2).
На самом деле, ветхозаветный Иов указывает на характерные черты, качества, свойства небесного планетообразного тела. Его сердце "твёрдо, как камень, и жёстко, как нижний (мельничный) жернов" (41:16).
Чешуя же его "как молотильная доска" (ст.22, пер. [Л.56])."Молотильная доска - платформа из тяжёлых досок, груженная сверху и снабжённая снизу острыми железными зубьями, использовавшаяся для молотьбы зерна"[Л.56].
Подобно чудо-змею из жезла Аарона, поглотившему жезлы чародеев египетских (Исх.7:12), змей-дракон Гог обмолотит железными зубами да проглотит планету Земля (Отк.12:3, 4).
Более подробно об этом можно прочесть здесь: 9. Антихрист: кто же он?
Друг,
это всё досужие домыслы,
не имеющие под собой библейских оснований.
Комментарий