14. Орудия гнева Вседержителя
Через призму исторических событий (вторжение Вавилона), в пророческой перспективе Исаия видит (Ис.1:1) эсхатологический день Господень (13:4-13).
Здесь следует пояснить, "говорить о будущем в грамматической категории настоящего или даже прошедшего времени - характерный приём пророческой речи, свидетельствовавший об уверенности говорившего в осуществлении того, о чём он пророчествовал" [Л.30, стр. 84]. Так Йешайа пишет.
"Идут из отдалённой страны, от (самого) края неба (горизонта), Господь и орудия гнева Его, чтобы сокрушить (опустошат) всю землю" (Ис.13:5; Иер.6:22, Втор.28:49).
Под таинственными орудиями Божьего гнева ("армия возмездия" [Л.26]) пророк имеет в виду, скорее всего, воинство небесное, т.е. звёзды(метеорные тела). Они спадут с неба, истлеют (Ис.34:4, рис.4).

В другом тексте, Исаия описывает собственно шествие имени Господа (30:27). Упоминая не только уста Его (антропоморфизм) как источник негодования, язык Его "как огонь поедающий", но и горящий "гнев Его".
Слово "гнев" на др. евр. языке также означает "нос". Поэтому перевод Пс.17:9 выглядит так. "Дым вырвался из Его ноздрей" [Л.37], "Дымились Его ноздри, изо рта рвалось всепожирающее пламя и огненные искры разлетались" [Л.26].
Евреи полагали, Яхве невозможно представить в какой-то телесной форме. Но считалось вполне допустимым Его описание с использованием реальных знакомых образов [Л.28, стр. 596], т.е. персонификация.
Следовательно в псалме 17:9, Ис.30:27 речь идёт о болидах (Отк.8:10). Огненных шарах с хвостами из дыма (рис.3), который вырывается "из Его ноздрей" (Пс.17:9), "в день пылающего гнева Его" (Ис.13:13).
Сравнение гнева с пылающим огнём часто встречается в еврейском и родственных ему языках [Л.1, стр. 512]. "Корень еврейского слова, переведенного как "гнев", буквально означает "горячее дыхание". Гнев Божий пылает пламенем, испепеляя всё на своём пути" [Л.33, стр. 368].
Пророк Наум под гневом Бога подразумевает, по-видимому, не только Его горячее дыхание. Но также кроваво-красный небесный свод из-за пыли от ног Господа (Наум.1:3-6). Образ Божьего гнева Иоанн использовал в описании одного из своих эсхатологических видений (Отк.6:16, 17).
В день Господень, по причине наполнения атмосферы минеральной пылью, станут иными её оптические свойства. Поэтому цвет неба изменится с голубого, он определяется в основном молекулярным рассеянием солнечного света, на красный из-за преобладающего аэрозольного рассеяния света на микродисперсных частицах.
Физическая перемена цвета неба на кроваво-красный, вероятно, является одним из астрономических знамений у пророка Иоиля ("кровь" в ст.2:30). Апостол Пётр называет такой небосвод "воспламенённые небеса" (2Пет.3:12), Павел - "пламенеющий огонь" (2Фес.1:8).
Комментарий