Во-первых, нужно понимать, что «рождение Сына» вневременное совершающееся в вечности. Само время появилось с сотворением материального мира. На это указывает научные данные. Так известная «теория относительности» Эйнштейна состоит в идее единства пространства и времени;согласно этой теории время рассматривается как часть единого пространства-времени.
Мы же знаем, что все тварное появилось через Иисуса: «в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса дело рук Твоих» (Евр. 1:10);
«Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:3);
«Им создано все» (Кол. 1:16).
Также важно осознать время течет лишь там, где есть изменение. Там, где нет абсолютного никаких изменений, времени попросту нет. Значит время это, можно сказать, свойство системы, в которой происходят изменения. Материальная вселенная по природе своей, безусловно, изменчива, а бытие Бога, как и Он сам, нет. Если Господь Бог есть во всем абсолютное совершенство, то никаких изменений в Нем быть в принципе не может. Эти выводы подтверждает авторитет Писания:
«Я Господь, Я не изменяюсь» (Мал. 3:6); «[Отец светов], у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1:17); «Бог не человек,... чтоб Ему изменяться» (Чис. 23:19).
Аналогичным образом говорится и об Иисусе:
«Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же» (Евр. 13:8).
Также ранее автор посл. Евреям цитируя относящийся к Богу Псалом, применяет его к Сыну:
«но Ты тот же, и лета Твои не кончатся» (Евр.1:12).
В этих текстах однозначно утверждается неизменяемость Сына? Поэтому ясно Иисус обладает вечным неизменямым бытием. и Поэтому сравнивать тварное существо с Личностью Христа просто некорректно с теологической точки зрения. Не зря же в Писании мы находим подтверждения тезиса о вечности Сына (см. Евр. 7:3; Ис. 9:6; Мих. 5:2; Откр. 22:13).
учение о «вечном рождении Сына»
(как вы уже писали)так или иначе, опирается главным образом на Евангелие от Иоанна. Только Иоанн называет Иисуса «единородным Сыном» (Ин. 1:14, 18; 3:16, 18; 1 Ин. 4:9).
В отношении греч. слова μονογενης «единородный» стоит отметить, что Исаак тоже назван единородным (μονογενης) сыном Авраама (Евр.11:17), хотя он не был его единственным сыном и даже первенцем (Быт.16:16; 21:1-21; 25:1-6). Из контекста всего Писания ясно следует, что Исаак был единородным сыном Авраама в том смысле, что он был уникальным и единственным в своем роде сыном Авраама, единственным сыном, рожденным по обетованию:
«и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя. То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя. А слово обетования таково: в это же время приду, и у Сарры будет сын» (Рим.9:7-9).
Так и Иисус является уникальным и единственным в своем роде сыном Бога. Его рождение уникально и поэтому не подлежит тому, чтобы его сравнивали и на него проецировали то, что говорится о рождении и сыновстве тварных существ.
И то, что «единородный Сын Бога» это Бог подтверждается другими местами у Иоанна.
Вспомним, что говорил Иисус иудеям: «вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?» (Ин. 10:36).
Но где в предудщей речи Иисус называет Себя «Сын Божий», за что иудеи обвиняют Его? Вроде бы, кажется, нигде! Иисус утверждал: «Я и Отец - одно» (Ин. 10:30).
И когда иудеи после этих слов взяли камни, чтобы Его побить и Иисус спросил их, за что они хотят Его убить (ст. 31-32), иудеи ответили:
«не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом» (Ин. 10:33).
Поэтому для Самого Иисуса, как и для иудеев, Сын Божий это Бог: это есть равнозначные понятия. Также ранее, когда Иисус сказал: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» иудеи услышав эти слова «еще более искали убить Его за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Ин. 5:17-18).
Также когда иудеи взяли Иисуса и вознамерились убить Его, то они говорили Пилату «У нас есть закон, и по закону он должен умереть, потому что он называл себя сыном Бога» (Ин 19:7).
Здесь следует заметить, что икдеи ссылались на Закон Моисея, но Закон не предусматривал наказание за то, что человек называл себя «сыном Бога». В «Библейском культурноисторическом комментарии» К. Кинера говорится следующее:
«В Ветхом Завете Мессия (и весь род Давидов) именуется Сыном Божьим (2 Цар. 7:14; Пс. 2:7; 88:28); в широком смысле, сыном Божьим был и весь Израиль (Исх. 4:22; Втор. 8:3; Ос. 11:1). Но даже необоснованные мессианские притязания не рассматривались в иудаизме как преступление, заслуживающее смертной казни, если только лжепророк не призывал к поклонению другим богам».
Мишна цитирует о побивании камнями, как наказание за богохульство (трактат «Синедрион», ср. Лев. 24:16).
В Евангелии мы читаем о двух случаях, когда иудеи хотели побить камнями Иисуса и оба раза за «богохульство», связанное с высказываниями об уникальных отношениях с Отцом, которые иудеи адекватно расценили как посягательство на равенство с Богом (см. Ин. 5:17,18; 10:30-33). Следовательно, говоря Пилату о притязании Христа на особое сыновство Бога, иудеи понимали под ним равенство с Богом. Все эти отрывки дают нам понять, что «Сын Божий» = «Бог» (см. также Ин 20:31; 1 Ин. 4:15). Таким образом, нужно констатировать, что тринитарное понимание рождение Сына имеет библейские корни.
Поэтому нет смысла рассуждать о синонимичность понятий «сотворение» и «рождение», потому что, если рождение Сына уникально в своем роде и несравнимо, а также совершилось до появления материального мира, с появлением которого и появилось время. Кстати, совсем необязательно термин «рождение» выражает идею появления того, что не существовало (см. 1 Кор. 4:15; Гал. 4:19; Флм. 10)
Можно вспомнить, что говорили Отцы Церкви во 2-м веке.
Ириней: «и Отец есть Бог и Сын Бог, ибо от Бога рожденный есть Бог» (Доказательство апостольской проповеди, 47).
Аапостольский ученик, Игнатий Антиохийский писал близкому ученику ап. Иоанна, Поликарпу из Смирны: «Ожидай Того, Кто выше времени - безвременного, невидимого, но для нас сделавшегося видимым; неосязаемого, бесстрастного, но для нас подвергшегося страданию, все ради нас претерпевшего» (Послание Поликарпу Смирнскому, 3).
Мы же знаем, что все тварное появилось через Иисуса: «в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса дело рук Твоих» (Евр. 1:10);
«Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:3);
«Им создано все» (Кол. 1:16).
Также важно осознать время течет лишь там, где есть изменение. Там, где нет абсолютного никаких изменений, времени попросту нет. Значит время это, можно сказать, свойство системы, в которой происходят изменения. Материальная вселенная по природе своей, безусловно, изменчива, а бытие Бога, как и Он сам, нет. Если Господь Бог есть во всем абсолютное совершенство, то никаких изменений в Нем быть в принципе не может. Эти выводы подтверждает авторитет Писания:
«Я Господь, Я не изменяюсь» (Мал. 3:6); «[Отец светов], у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1:17); «Бог не человек,... чтоб Ему изменяться» (Чис. 23:19).
Аналогичным образом говорится и об Иисусе:
«Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же» (Евр. 13:8).
Также ранее автор посл. Евреям цитируя относящийся к Богу Псалом, применяет его к Сыну:
«но Ты тот же, и лета Твои не кончатся» (Евр.1:12).
В этих текстах однозначно утверждается неизменяемость Сына? Поэтому ясно Иисус обладает вечным неизменямым бытием. и Поэтому сравнивать тварное существо с Личностью Христа просто некорректно с теологической точки зрения. Не зря же в Писании мы находим подтверждения тезиса о вечности Сына (см. Евр. 7:3; Ис. 9:6; Мих. 5:2; Откр. 22:13).
учение о «вечном рождении Сына»
(как вы уже писали)так или иначе, опирается главным образом на Евангелие от Иоанна. Только Иоанн называет Иисуса «единородным Сыном» (Ин. 1:14, 18; 3:16, 18; 1 Ин. 4:9).
В отношении греч. слова μονογενης «единородный» стоит отметить, что Исаак тоже назван единородным (μονογενης) сыном Авраама (Евр.11:17), хотя он не был его единственным сыном и даже первенцем (Быт.16:16; 21:1-21; 25:1-6). Из контекста всего Писания ясно следует, что Исаак был единородным сыном Авраама в том смысле, что он был уникальным и единственным в своем роде сыном Авраама, единственным сыном, рожденным по обетованию:
«и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя. То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя. А слово обетования таково: в это же время приду, и у Сарры будет сын» (Рим.9:7-9).
Так и Иисус является уникальным и единственным в своем роде сыном Бога. Его рождение уникально и поэтому не подлежит тому, чтобы его сравнивали и на него проецировали то, что говорится о рождении и сыновстве тварных существ.
И то, что «единородный Сын Бога» это Бог подтверждается другими местами у Иоанна.
Вспомним, что говорил Иисус иудеям: «вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?» (Ин. 10:36).
Но где в предудщей речи Иисус называет Себя «Сын Божий», за что иудеи обвиняют Его? Вроде бы, кажется, нигде! Иисус утверждал: «Я и Отец - одно» (Ин. 10:30).
И когда иудеи после этих слов взяли камни, чтобы Его побить и Иисус спросил их, за что они хотят Его убить (ст. 31-32), иудеи ответили:
«не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом» (Ин. 10:33).
Поэтому для Самого Иисуса, как и для иудеев, Сын Божий это Бог: это есть равнозначные понятия. Также ранее, когда Иисус сказал: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» иудеи услышав эти слова «еще более искали убить Его за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Ин. 5:17-18).
Также когда иудеи взяли Иисуса и вознамерились убить Его, то они говорили Пилату «У нас есть закон, и по закону он должен умереть, потому что он называл себя сыном Бога» (Ин 19:7).
Здесь следует заметить, что икдеи ссылались на Закон Моисея, но Закон не предусматривал наказание за то, что человек называл себя «сыном Бога». В «Библейском культурноисторическом комментарии» К. Кинера говорится следующее:
«В Ветхом Завете Мессия (и весь род Давидов) именуется Сыном Божьим (2 Цар. 7:14; Пс. 2:7; 88:28); в широком смысле, сыном Божьим был и весь Израиль (Исх. 4:22; Втор. 8:3; Ос. 11:1). Но даже необоснованные мессианские притязания не рассматривались в иудаизме как преступление, заслуживающее смертной казни, если только лжепророк не призывал к поклонению другим богам».
Мишна цитирует о побивании камнями, как наказание за богохульство (трактат «Синедрион», ср. Лев. 24:16).
В Евангелии мы читаем о двух случаях, когда иудеи хотели побить камнями Иисуса и оба раза за «богохульство», связанное с высказываниями об уникальных отношениях с Отцом, которые иудеи адекватно расценили как посягательство на равенство с Богом (см. Ин. 5:17,18; 10:30-33). Следовательно, говоря Пилату о притязании Христа на особое сыновство Бога, иудеи понимали под ним равенство с Богом. Все эти отрывки дают нам понять, что «Сын Божий» = «Бог» (см. также Ин 20:31; 1 Ин. 4:15). Таким образом, нужно констатировать, что тринитарное понимание рождение Сына имеет библейские корни.
Поэтому нет смысла рассуждать о синонимичность понятий «сотворение» и «рождение», потому что, если рождение Сына уникально в своем роде и несравнимо, а также совершилось до появления материального мира, с появлением которого и появилось время. Кстати, совсем необязательно термин «рождение» выражает идею появления того, что не существовало (см. 1 Кор. 4:15; Гал. 4:19; Флм. 10)
Можно вспомнить, что говорили Отцы Церкви во 2-м веке.
Ириней: «и Отец есть Бог и Сын Бог, ибо от Бога рожденный есть Бог» (Доказательство апостольской проповеди, 47).
Аапостольский ученик, Игнатий Антиохийский писал близкому ученику ап. Иоанна, Поликарпу из Смирны: «Ожидай Того, Кто выше времени - безвременного, невидимого, но для нас сделавшегося видимым; неосязаемого, бесстрастного, но для нас подвергшегося страданию, все ради нас претерпевшего» (Послание Поликарпу Смирнскому, 3).
Комментарий