Я же не знаю, что искать. Что за "тцава"?
А почему это нужно называть заветом спасения? С тем же успехом можно назвать заветом истребления - раз во время этого завета была истреблена жизнь. Или заветом плавания по воде. Как угодно.
Завет - это договор, и в него обычно входит множество условий. Это полноценный союз с Богом. То, что Ной участвовал в спасении экосистемы региона (хотя, казалось бы, Бог мог сделать все Сам) - часть этого союза.
"Официально", в полную силу этот союз был подписан после Потопа, и в него были вовлечены все три стороны: Бог, человек и окружающий мир (земля).
В общем-то и Моше вначале сопротивлялся, да так, что Бог у куста разгневался на него. Понятно, что сыны Израиля тоже поначалу не поверили.
Тем не менее, важно не то, сколько было колебаний, а то, какое решение было принято окончательно.
Это действительно произошло, но не до, а после спасения. Вот эти слова (Исход 19):
Моисей взошел к Богу [на гору], и воззвал к нему Господь с горы, говоря: так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым:
вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас [как бы] на орлиных крыльях, и принес вас к Себе;
итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля,
а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым.
И пришел Моисей и созвал старейшин народа и предложил им все сии слова, которые заповедал ему Господь.
И весь народ отвечал единогласно, говоря: всё, что сказал Господь, исполним. И донес Моисей слова народа Господу
Бог предлагает союз, а евреи принимают его. Причем принимают именно на веру, это важно! Они не говорят - изложи нам условия, мы послушаем. Они говорят - исполним все, что Ты скажешь. И еще раз подтверждают в Исход 24:
И написал Моисей все слова Господни и, встав рано поутру, поставил под горою жертвенник и двенадцать камней, по числу двенадцати колен Израилевых; и послал юношей из сынов Израилевых, и принесли они всесожжения, и заклали тельцов в мирную жертву Господу [Богу].
Моисей, взяв половину крови, влил в чаши, а другою половиною окропил жертвенник;
и взял книгу завета и прочитал вслух народу, и сказали они: всё, что сказал Господь, сделаем и будем слушать.
Видите? Тут знаменитая формула "наасе ве нишма", "сделаем и послушаем". Именно в таком порядке! Хотя логично кажется наоборот: вначале послушать, что тебе предлагают, а уже потом делать.
Заметьте: ни о каком спасении речь уже не идет. Так-то любой согласится на "завет", если его предлагают спасти. Но Богу не нужны такие "союзники". Вместо этого вначале Он спасает евреев, более того, совершает ради них невероятные чудеса, которых не видел ни один народ ни до, ни после. И вот тогда, когда они могут чувствовать себя полностью спокойными, в безопасности и под защитой Самого Творца неба и земли, - вот тогда они окончательно подписывают договор.
А о чем договор? Они пока не знают! В этом-то все и дело: довериться и подписать договор с Богом, не спрашивая, завет "чего" это - мира или войны, процветания или испытаний, спасения или гибели.
Потом становится видно, что они не были готовы к настолько тяжелым условиям союза. Они совершают грех тельца и грех разведчиков. Но следующее поколение оказывается готовым - идти в неизвестность, в Кнаан, изменять мир под руководством Творца.
А это нужно объяснять. Если бы Иисусу не поверили, откуда бы возникло христианство? Ему как раз поверили, причем достаточно многие. Правда, вначале почти исключительно евреи, но это ведь и не случайно: евреи были более готовы пойти за Богом и за Его вестниками, чем любые другие народы.
Вы говорили про полное уничтожение:
Народ не устоял в завете преступая законы, записанные в книге закона рукой Моисея, и проклятия стали приходить на народ одно за другим, что грозило народу полным уничтожением.
Однако в те времена не стоял вопрос полного уничтожения. Разве что во времена Ахашвероша, но это не было связано напрямую с "приходящими проклятиями" - это был, скорее, локальный придворный заговор. Нарушение Торы действительно привело к Вавилонскому плену и разрушению Храма, но это было до истории Эстер и не подразумевало тотальное уничтожение евреев.
Действительно в полном масштабе проклятия сбылись уже во втором изгнании, когда второй Храм был разрушен. И кульминацией был здесь Холокост.
А почему это нужно называть заветом спасения? С тем же успехом можно назвать заветом истребления - раз во время этого завета была истреблена жизнь. Или заветом плавания по воде. Как угодно.
Завет - это договор, и в него обычно входит множество условий. Это полноценный союз с Богом. То, что Ной участвовал в спасении экосистемы региона (хотя, казалось бы, Бог мог сделать все Сам) - часть этого союза.
"Официально", в полную силу этот союз был подписан после Потопа, и в него были вовлечены все три стороны: Бог, человек и окружающий мир (земля).
В общем-то и Моше вначале сопротивлялся, да так, что Бог у куста разгневался на него. Понятно, что сыны Израиля тоже поначалу не поверили.
Тем не менее, важно не то, сколько было колебаний, а то, какое решение было принято окончательно.
Это действительно произошло, но не до, а после спасения. Вот эти слова (Исход 19):
Моисей взошел к Богу [на гору], и воззвал к нему Господь с горы, говоря: так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым:
вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас [как бы] на орлиных крыльях, и принес вас к Себе;
итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля,
а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым.
И пришел Моисей и созвал старейшин народа и предложил им все сии слова, которые заповедал ему Господь.
И весь народ отвечал единогласно, говоря: всё, что сказал Господь, исполним. И донес Моисей слова народа Господу
Бог предлагает союз, а евреи принимают его. Причем принимают именно на веру, это важно! Они не говорят - изложи нам условия, мы послушаем. Они говорят - исполним все, что Ты скажешь. И еще раз подтверждают в Исход 24:
И написал Моисей все слова Господни и, встав рано поутру, поставил под горою жертвенник и двенадцать камней, по числу двенадцати колен Израилевых; и послал юношей из сынов Израилевых, и принесли они всесожжения, и заклали тельцов в мирную жертву Господу [Богу].
Моисей, взяв половину крови, влил в чаши, а другою половиною окропил жертвенник;
и взял книгу завета и прочитал вслух народу, и сказали они: всё, что сказал Господь, сделаем и будем слушать.
Видите? Тут знаменитая формула "наасе ве нишма", "сделаем и послушаем". Именно в таком порядке! Хотя логично кажется наоборот: вначале послушать, что тебе предлагают, а уже потом делать.
Заметьте: ни о каком спасении речь уже не идет. Так-то любой согласится на "завет", если его предлагают спасти. Но Богу не нужны такие "союзники". Вместо этого вначале Он спасает евреев, более того, совершает ради них невероятные чудеса, которых не видел ни один народ ни до, ни после. И вот тогда, когда они могут чувствовать себя полностью спокойными, в безопасности и под защитой Самого Творца неба и земли, - вот тогда они окончательно подписывают договор.
А о чем договор? Они пока не знают! В этом-то все и дело: довериться и подписать договор с Богом, не спрашивая, завет "чего" это - мира или войны, процветания или испытаний, спасения или гибели.
Потом становится видно, что они не были готовы к настолько тяжелым условиям союза. Они совершают грех тельца и грех разведчиков. Но следующее поколение оказывается готовым - идти в неизвестность, в Кнаан, изменять мир под руководством Творца.
А это нужно объяснять. Если бы Иисусу не поверили, откуда бы возникло христианство? Ему как раз поверили, причем достаточно многие. Правда, вначале почти исключительно евреи, но это ведь и не случайно: евреи были более готовы пойти за Богом и за Его вестниками, чем любые другие народы.
Вы говорили про полное уничтожение:
Народ не устоял в завете преступая законы, записанные в книге закона рукой Моисея, и проклятия стали приходить на народ одно за другим, что грозило народу полным уничтожением.
Однако в те времена не стоял вопрос полного уничтожения. Разве что во времена Ахашвероша, но это не было связано напрямую с "приходящими проклятиями" - это был, скорее, локальный придворный заговор. Нарушение Торы действительно привело к Вавилонскому плену и разрушению Храма, но это было до истории Эстер и не подразумевало тотальное уничтожение евреев.
Действительно в полном масштабе проклятия сбылись уже во втором изгнании, когда второй Храм был разрушен. И кульминацией был здесь Холокост.

Комментарий