Вторая глава послания ап. Павла Колоссянам порождает у толкователей множество вопросов, в числе которых - в какие страшные и дремучие мистические дикости попались адресаты этого апостольского письма, под влияние каких немыслимых заблуждений они оказались? Библеисты в ответе на этот вопрос и в попытке реконструкции исторических реалий перебирают всевозможные философские школы и религиозные течения, чтобы дать ответ кто же были те заблудшие мистики. Кто так повлиял на христиан в Колоссах, но на самом деле всего лишь «услаждался смиренномудрием» и «докатился» до почитания ангелов.
18 Никто да не осуждает вас, услаждаясь смиренномудрием и почитанием ангелов, доверяя своим видениям, напрасно надмеваясь плотским свои умом
(перевод еп. Кассиана)
Попробуем найти ответ на этот вопрос, ведь для этого есть немало оснований в самом послании.
Но сперва, немного поразмыслим.
Кем могли быть эти самые почитатели ангелов? Некая мистическая секта поклоняющаяся ангелам? Если это так, то возникает закономерный вопрос, как дикость поклонения ангелам могла проникнуть в среду христиан, для которых исповедание единобожия является вообще элементарным и главным основанием веры, а поклонение кому-либо кроме Бога сродни идолопоклонству. Ну, а если всё-таки предположить, что эта немыслимая дикость и проникла, то почему в послании нет обличений со стороны апостола в идолопоклонстве? Ведь это главное! Тон же и содержание письма спокойное, как вроде вообще дело это и обыденное даже или распространённое.
Но прочтём повнимательней само послание и узнаем, кто же они эти почитатели, так дурно повлиявшие на Колоссян. И оказывается, что они сами-то христиане!
18 Никто да не осуждает вас, услаждаясь смиренномудрием и почитанием ангелов, доверяя своим видениям, напрасно надмеваясь плотским свои умом 19 и не держась Главы, от Которой всё Тело,
Да они сами единобожники, они даже христиане, но чем-то таким увлеклись, что привело к тому что более не держаться Христа «Главы, от Которой всё Тело», но почитают ангелов. Христиане ангелопоклонники? Странное сочетание. А может быть они просто думают, что поклоняются Христу, а сами по своему незнанию поклонились ангелам? Поэтому и не держаться «Главы, от Которой всё тело» и именно поэтому в послании и отсутствует обличение в идолопоклонстве! Ведь именно в таком случае надо не обличать, а разъяснять, что же с ними-то произошло.
Зададимся тогда вопросом, а чем же таким увлеклись адресаты в Колоссах, что «попали» в почитание ангелов? И ответ на этот вопрос также есть в самом послании, а именно в той же второй главе. Вместо отрезвляющего обличения в идолопоклонстве мы находим там описание (с предостережением) того, чем и увлеклись адресаты и что логично привело к этому почитанию.
(Продолжение следует)
18 Никто да не осуждает вас, услаждаясь смиренномудрием и почитанием ангелов, доверяя своим видениям, напрасно надмеваясь плотским свои умом
(перевод еп. Кассиана)
Попробуем найти ответ на этот вопрос, ведь для этого есть немало оснований в самом послании.
Но сперва, немного поразмыслим.
Кем могли быть эти самые почитатели ангелов? Некая мистическая секта поклоняющаяся ангелам? Если это так, то возникает закономерный вопрос, как дикость поклонения ангелам могла проникнуть в среду христиан, для которых исповедание единобожия является вообще элементарным и главным основанием веры, а поклонение кому-либо кроме Бога сродни идолопоклонству. Ну, а если всё-таки предположить, что эта немыслимая дикость и проникла, то почему в послании нет обличений со стороны апостола в идолопоклонстве? Ведь это главное! Тон же и содержание письма спокойное, как вроде вообще дело это и обыденное даже или распространённое.
Но прочтём повнимательней само послание и узнаем, кто же они эти почитатели, так дурно повлиявшие на Колоссян. И оказывается, что они сами-то христиане!
18 Никто да не осуждает вас, услаждаясь смиренномудрием и почитанием ангелов, доверяя своим видениям, напрасно надмеваясь плотским свои умом 19 и не держась Главы, от Которой всё Тело,
Да они сами единобожники, они даже христиане, но чем-то таким увлеклись, что привело к тому что более не держаться Христа «Главы, от Которой всё Тело», но почитают ангелов. Христиане ангелопоклонники? Странное сочетание. А может быть они просто думают, что поклоняются Христу, а сами по своему незнанию поклонились ангелам? Поэтому и не держаться «Главы, от Которой всё тело» и именно поэтому в послании и отсутствует обличение в идолопоклонстве! Ведь именно в таком случае надо не обличать, а разъяснять, что же с ними-то произошло.
Зададимся тогда вопросом, а чем же таким увлеклись адресаты в Колоссах, что «попали» в почитание ангелов? И ответ на этот вопрос также есть в самом послании, а именно в той же второй главе. Вместо отрезвляющего обличения в идолопоклонстве мы находим там описание (с предостережением) того, чем и увлеклись адресаты и что логично привело к этому почитанию.
(Продолжение следует)
Комментарий