Сегодня я прочитал еще одно мнение по поводу причин смерти не только вдовы, но и ее мужа:
И он же добавляет:
Вне зависимости от согласия или несогласия с автором, хотелось бы обратить внимание участников форума на то, что слова эти написаны в апреле-мае 2007 г. членом РПЦ, монахом, коему, по искреннему (и ошибочному) убеждению многих, "не должно сметь свое суждение иметь" (А. Грибоедов)
Осудив Ананию и Сапфиру (см. Деян. 5,1-11), Петр, казалось бы, явно обличает совершенный ими грех. Действительно, и Деяния совершенно определенно говорят о том, что Анания с Сапфирой действительно что-то от принадлежавшего им богатства утаили. Тем не менее, существуют некоторые моменты, заставляющие такую оценку их поступка поставить под сомнение.
Замечательны уже сами имена Анании и Сапфиры. Первое имя - Анания означает «Дар Ягве»; имя же Сапфира означает «Красавица». Замечательно и то, что Анания с Сапфирой известны нам в связи с их попыткой принести дар Богу. Дар этот оказался не принятым, т.к. Петр посчитал его отнюдь не красивым, а обезображенным ложью. Попробуем, однако, взглянуть на этот дар с другой стороны. Не со стороны дара Богу, а со стороны дара, данного Богом. Тот факт, что часть богатства осталась у Анании с Сапфирой прежде всего наводит на мысль о том, что человек присваивает себе чужое Божие. В этом случае оценка происходящего Петром вполне понятна. Но что если Петр получает из рук Анании дар Божий именно в том количестве, которое определил Сам Бог? Что если Анания не нарушил волю Божию, а, наоборот, исполнил её?
Когда Савл после своей встречи с Господом ослеп, то именно от Анании (другого, естественно) он затем получил исцеление от слепоты и дар Святого Духа (Деян. 9,1-19). При этом Господь ничего не забрал, как это было в случае Моисея (Числ. 11,17;24-29), у Петра и других апостолов, а дал дополнительно. А раз дополнительно, то значит в день Пятидесятницы этот дар был от людей до времени Богом утаен. Но не будем же мы судить Христа за то, что Он сделал именно так, а не иначе! Его право давать кому Он хочет и сколько Он хочет, не давая отчета, все или не все Он людям отдал.
Петр пытается быть до конца преданным и искренним с Богом. Того же он требует и от других. Однако он забывает, что даже в самые моменты преданности и искренности человек не вполне владеет ситуацией и может обмануться. Так было с ним самим, когда он совершенно искренне сказал: «Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти» (Лк. 22,23), а потом трижды от Христа отрекся.
Чтобы нам не обмануться, не следует, пожалуй, думать, что мы способны отдать Богу все что имеем. Тем более, не можем мы этого сделать ради людей, и тем более, нельзя этого требовать от других.
Дай Бог нам научиться делать для Бога и людей больше чем мы делаем это теперь. И это было бы уже не плохо.
Посчитав дар Анании с Сапфирой неполным и "несовершенным", Петр показал себя не как "имеющий", а как "неимеющий" (Мф. 25,29; Лк. 19,26)
Замечательны уже сами имена Анании и Сапфиры. Первое имя - Анания означает «Дар Ягве»; имя же Сапфира означает «Красавица». Замечательно и то, что Анания с Сапфирой известны нам в связи с их попыткой принести дар Богу. Дар этот оказался не принятым, т.к. Петр посчитал его отнюдь не красивым, а обезображенным ложью. Попробуем, однако, взглянуть на этот дар с другой стороны. Не со стороны дара Богу, а со стороны дара, данного Богом. Тот факт, что часть богатства осталась у Анании с Сапфирой прежде всего наводит на мысль о том, что человек присваивает себе чужое Божие. В этом случае оценка происходящего Петром вполне понятна. Но что если Петр получает из рук Анании дар Божий именно в том количестве, которое определил Сам Бог? Что если Анания не нарушил волю Божию, а, наоборот, исполнил её?
Когда Савл после своей встречи с Господом ослеп, то именно от Анании (другого, естественно) он затем получил исцеление от слепоты и дар Святого Духа (Деян. 9,1-19). При этом Господь ничего не забрал, как это было в случае Моисея (Числ. 11,17;24-29), у Петра и других апостолов, а дал дополнительно. А раз дополнительно, то значит в день Пятидесятницы этот дар был от людей до времени Богом утаен. Но не будем же мы судить Христа за то, что Он сделал именно так, а не иначе! Его право давать кому Он хочет и сколько Он хочет, не давая отчета, все или не все Он людям отдал.
Петр пытается быть до конца преданным и искренним с Богом. Того же он требует и от других. Однако он забывает, что даже в самые моменты преданности и искренности человек не вполне владеет ситуацией и может обмануться. Так было с ним самим, когда он совершенно искренне сказал: «Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти» (Лк. 22,23), а потом трижды от Христа отрекся.
Чтобы нам не обмануться, не следует, пожалуй, думать, что мы способны отдать Богу все что имеем. Тем более, не можем мы этого сделать ради людей, и тем более, нельзя этого требовать от других.
Дай Бог нам научиться делать для Бога и людей больше чем мы делаем это теперь. И это было бы уже не плохо.
Посчитав дар Анании с Сапфирой неполным и "несовершенным", Петр показал себя не как "имеющий", а как "неимеющий" (Мф. 25,29; Лк. 19,26)
Суд Петра исторический факт, описанный в Деяниях апостолов. Тем не менее, влияние этого события на последующую жизнь Церкви, основание Которой еще только закладывалось, могло быть разным. Оглядываясь назад, мы видим, что суд этот был прообразом многих последующих событий жизни Церкви, когда под видом ревности о Боге скрывалась обычная человеческая ревность. Похожий эпизод описан у Луки, когда Иоанн и Иаков хотели низвести огонь с неба и истребить жителей селения не принявшего Иисуса (Лк. 9,51-56). Здесь, правда, Сам Господь остановил Иоанна и Иакова; Петр же действовал свободно.
Происшедшее могло бы насторожить людей, имеющих столь большую власть над жизнью и смертью, заставить их гораздо более осмотрительно пользоваться этой властью. В этом случае происшедшее было бы подобно прививке, предотвращающей развитие болезни. Люди, однако, восприняли поступок Петра в качестве образца для подражания. В результате, от чего Господь, по-видимому, хотел предостеречь людей, то с ними и произошло. Прививка не предотвратила болезнь, а привела к заболеванию.
Чтобы выздороветь, следует более прислушаться к голосу совести, не позволяющей примириться с судом Петра, чем следовать формальной логике, в соответствии с которой Петр носитель Духа Святого ошибиться не мог в принципе и, следовательно, нам нужно во всем подражать ему.
Происшедшее могло бы насторожить людей, имеющих столь большую власть над жизнью и смертью, заставить их гораздо более осмотрительно пользоваться этой властью. В этом случае происшедшее было бы подобно прививке, предотвращающей развитие болезни. Люди, однако, восприняли поступок Петра в качестве образца для подражания. В результате, от чего Господь, по-видимому, хотел предостеречь людей, то с ними и произошло. Прививка не предотвратила болезнь, а привела к заболеванию.
Чтобы выздороветь, следует более прислушаться к голосу совести, не позволяющей примириться с судом Петра, чем следовать формальной логике, в соответствии с которой Петр носитель Духа Святого ошибиться не мог в принципе и, следовательно, нам нужно во всем подражать ему.
Комментарий