Пару дней назад говорил о смирении в ветке Савла, и понял, что мало кто понимает, что это. Но, дать пояснений не успел, меня забанили в христианских разделах за неэтичную критику секса. Попытаюсь здесь вспомнить все полезные высказывания людей, познавших суть дела.
Макарий Великий
Молитва от любви, любовь от радости, радость от кротости, кротость от смирения, смирение от служения, служение от надежды, надежда от веры, вера от послушания, послушание от простоты.
Кажется, эту же цепочку в более полезном для темы виде я встречал у Исаака Сирина в описании чистой сердечной молитвы. Там говорится, кротость влечёт радость, а радость влечёт за собой любовь. Смысл в том, что всё происходящее начинает радовать кроткого, он уверен, что Бог это делает специально ему на пользу. Чтобы его душу очистить. Это приводит к тому, что человек начинает рефлекторно радоваться всякий раз, как подумает о Боге. И эта радость становится непрерывной, поскольку во всём такой человек видит Бога. Это и есть любовь.
Иоанн Лествичник
44. Если предел, свойство и образ крайней гордости состоит в том, что человек ради славы лицемерно показывает добродетели, каких в нем нет: то глубочайшего смиренномудрия признак, когда человек ради уничижения, в некоторых случаях, принимает на себя такие вины, каких и нет в нем. Так поступил тот духовный отец, который взял в руки хлеб и сыр77; так поступил и тот делатель чистоты, который снял с себя одежду и прошел город бесстрастно78. Таковые уже не заботятся и не боятся, как бы не соблазнились люди, потому что они молитвою получили силу всех невидимо пользовать. А кто из них о первом, то есть о соблазнах, еще заботится, тот изъявляет скудость второго дарования; ибо где Бог готов исполнить прошение, там мы все можем сделать.
45. Избирай лучше оскорбить людей, нежели Бога; ибо Он радуется, видя, что мы усердно стремимся к бесчестию, чтобы потрясти, уязвить и уничтожить суетное наше тщеславие.
46. Таковые дарования79 доставляет совершенно уклонение от мира. И поистине дело великих терпеть поругания от своих. Но да не приводит вас в ужас сказанное мною; никто никогда не мог одним шагом взойти на верх лестницы.
47. «О сем разумеют вси, яко Божии ученицы есмы» (Ин.13:35), "не яко беси нам повинуются,... но яко имена наша написана суть на небеси смирения» (Лк.10:20).
48. Естественное свойство лимонного дерева таково, что оно, будучи бесплодно, поднимает ветви кверху; а когда оные наклоняет, то они скоро бывают плодоносны. Разумно познавший уразумеет сие.
49. Святое смирение имеет дарование от Бога к восхождению на тридесять, на шестьдесят и на сто. На последнюю степень восходят одни бесстрастные, на среднюю мужественные: на первую же степень все могут взойти.
50. Познавший себя никогда не бывает поруган, чтобы предпринять дело выше своей силы; он утвердил ногу свою на блаженной стези смиренномудрия.
51. Птицы боятся и вида ястреба; а делатели смирения и гласа прекословия.
авва Дорофей
Или говорит ему помысл: «пойди, спроси повара, что он варит», а он нейдёт и отсекает хотение своё. Он видит что-нибудь, и помысл говорит ему: «спроси, кто принёс это», а он отсекает хотение своё и не спрашивает. Отсекая же таким образом свою волю, он приходит в навык отсекать её и, начиная с малого, достигает того, что и в великом отсекает её без труда и спокойно, и достигает наконец того, что вовсе не имеет своей воли, и что бы ни случилось, он бывает спокоен, как будто исполнилось его собственное желание. И тогда, как он не хочет исполнять свою волю, оказывается, что она всегда исполняется. Ибо кто не имеет своей собственной воли, для того всё, что с ним ни случается, бывает согласно с его волею. Таким образом выходит, что он не имеет пристрастия, а от беспристрастия, как я сказал, приходит в бесстрастие. Видите ли, в какое преуспеяние мало-помалу приводит отсечение своей воли.
Более точно описывают дело в индуизме
БхагавадГита говорит нам о трёх материальных гунах, которые явлеются чем то вроде искажений духа, которые и создают нашу личность в Боге, как персонаж Его сновидения. Это благость, страстность и невежество. Невежество связано с гордыней, тьмой, самодовольством. Христианская литература не выделяет страсть гордости в отдельную категорию, хотя эта страсть очень отличается от остальных. Только она может ощущаться без тела. Поэтому, лишившись тела, душа может попасть на небеса и очень там мечтать о новой жизни на земле, если у неё были обычные страсти. Если же у неё эта страсть тьмы, то на небесах она может появиться только в качестве демона.
Соответственно, очищаясь от своего я, душа очищается от тьмы и лишается своей личности, заменяя её личностью Бога. Тело, ум и страсти она уже не считает своими, а смотрит на них со стороны. И радуется, что они служат Богу, не имея своих интересов. Это слияние с Богом позволяет ощущать то, что ощущает Бог, безграничную любовь и радость. И не ощущать больше того, что ощущает человек, беспокойства от того,что происходит с телом в миру. Это и есть смирение.
Соответственно, смирение нельзя ощутить, пока есть гуна тьмы, самомнение, самодовольство. Удалить самодовольство можно страданиями и неудачными делами, либо пониманием своего ничтожества. Вот, как об этом говорит суфий Руми
Любовь шепчет мне на ухо:
«Лучше быть добычей, чем охотником.
Стань моим юродивым: отрекись
от высокого положения солнца и превратись в пылинку!
Приди, поселись у Моей двери и будь бездомным:
не притворяйся, что ты свеча, будь мотыльком,
чтобы почувствовать вкус Жизни
и созерцать господство, таящееся в служении».
Поэтому человек может двигаться к Богу, искренними делами, направленными на борьбу со своими страстями, совершением добродетелей. Когда он побеждает страсть, он ослабляет её. Если же страсть победила его, и он искренне кается и самоуничижается, то в нём ослабевает худшая из страстей - гуна тьмы. Но, если он не искренен в своём стремлении к Богу, то будет в глубине души радоваться исполнению страсти на деле, а не огорчаться. Либо будет гордиться когда победил обычную страсть, и этим наращивать тьму в себе, гордыню.
Поэтому так трудно обрести смирение, а без смирения не обрести радость.
Есть второй способ обретения радости.
Наша естественная природа - это постоянно ощущать живительный поток радости. Мы не ощущаем его только потому, что чувствуем иссушающие нас страсти, за которыми скрыта наша истинная природа. И есть люди, которе сами довели себя до состояния отсутствия радости.
В конце концов страсти так захватывают подобного несмиренного человека, что даже удовлетворение навязанных ими желаний перестаёт радовать. Приятные эмоции у него исчезают, человек полностью отдаётся уму или впадает в депрессию.
Однако, потеряв способность ощущать свою радость, он ещё может ощущать чужую. Если он порадует ребёнка, радость которого ещё не подавляется интеллектом, он ощутит его радость гораздо сильнее, чем свою. Так человек может разорвать замкнутый круг лишения хороших эмоций, помогая другим живым существам.
Макарий Великий
Молитва от любви, любовь от радости, радость от кротости, кротость от смирения, смирение от служения, служение от надежды, надежда от веры, вера от послушания, послушание от простоты.
Кажется, эту же цепочку в более полезном для темы виде я встречал у Исаака Сирина в описании чистой сердечной молитвы. Там говорится, кротость влечёт радость, а радость влечёт за собой любовь. Смысл в том, что всё происходящее начинает радовать кроткого, он уверен, что Бог это делает специально ему на пользу. Чтобы его душу очистить. Это приводит к тому, что человек начинает рефлекторно радоваться всякий раз, как подумает о Боге. И эта радость становится непрерывной, поскольку во всём такой человек видит Бога. Это и есть любовь.
Иоанн Лествичник
44. Если предел, свойство и образ крайней гордости состоит в том, что человек ради славы лицемерно показывает добродетели, каких в нем нет: то глубочайшего смиренномудрия признак, когда человек ради уничижения, в некоторых случаях, принимает на себя такие вины, каких и нет в нем. Так поступил тот духовный отец, который взял в руки хлеб и сыр77; так поступил и тот делатель чистоты, который снял с себя одежду и прошел город бесстрастно78. Таковые уже не заботятся и не боятся, как бы не соблазнились люди, потому что они молитвою получили силу всех невидимо пользовать. А кто из них о первом, то есть о соблазнах, еще заботится, тот изъявляет скудость второго дарования; ибо где Бог готов исполнить прошение, там мы все можем сделать.
45. Избирай лучше оскорбить людей, нежели Бога; ибо Он радуется, видя, что мы усердно стремимся к бесчестию, чтобы потрясти, уязвить и уничтожить суетное наше тщеславие.
46. Таковые дарования79 доставляет совершенно уклонение от мира. И поистине дело великих терпеть поругания от своих. Но да не приводит вас в ужас сказанное мною; никто никогда не мог одним шагом взойти на верх лестницы.
47. «О сем разумеют вси, яко Божии ученицы есмы» (Ин.13:35), "не яко беси нам повинуются,... но яко имена наша написана суть на небеси смирения» (Лк.10:20).
48. Естественное свойство лимонного дерева таково, что оно, будучи бесплодно, поднимает ветви кверху; а когда оные наклоняет, то они скоро бывают плодоносны. Разумно познавший уразумеет сие.
49. Святое смирение имеет дарование от Бога к восхождению на тридесять, на шестьдесят и на сто. На последнюю степень восходят одни бесстрастные, на среднюю мужественные: на первую же степень все могут взойти.
50. Познавший себя никогда не бывает поруган, чтобы предпринять дело выше своей силы; он утвердил ногу свою на блаженной стези смиренномудрия.
51. Птицы боятся и вида ястреба; а делатели смирения и гласа прекословия.
авва Дорофей
Или говорит ему помысл: «пойди, спроси повара, что он варит», а он нейдёт и отсекает хотение своё. Он видит что-нибудь, и помысл говорит ему: «спроси, кто принёс это», а он отсекает хотение своё и не спрашивает. Отсекая же таким образом свою волю, он приходит в навык отсекать её и, начиная с малого, достигает того, что и в великом отсекает её без труда и спокойно, и достигает наконец того, что вовсе не имеет своей воли, и что бы ни случилось, он бывает спокоен, как будто исполнилось его собственное желание. И тогда, как он не хочет исполнять свою волю, оказывается, что она всегда исполняется. Ибо кто не имеет своей собственной воли, для того всё, что с ним ни случается, бывает согласно с его волею. Таким образом выходит, что он не имеет пристрастия, а от беспристрастия, как я сказал, приходит в бесстрастие. Видите ли, в какое преуспеяние мало-помалу приводит отсечение своей воли.
Более точно описывают дело в индуизме
БхагавадГита говорит нам о трёх материальных гунах, которые явлеются чем то вроде искажений духа, которые и создают нашу личность в Боге, как персонаж Его сновидения. Это благость, страстность и невежество. Невежество связано с гордыней, тьмой, самодовольством. Христианская литература не выделяет страсть гордости в отдельную категорию, хотя эта страсть очень отличается от остальных. Только она может ощущаться без тела. Поэтому, лишившись тела, душа может попасть на небеса и очень там мечтать о новой жизни на земле, если у неё были обычные страсти. Если же у неё эта страсть тьмы, то на небесах она может появиться только в качестве демона.
Соответственно, очищаясь от своего я, душа очищается от тьмы и лишается своей личности, заменяя её личностью Бога. Тело, ум и страсти она уже не считает своими, а смотрит на них со стороны. И радуется, что они служат Богу, не имея своих интересов. Это слияние с Богом позволяет ощущать то, что ощущает Бог, безграничную любовь и радость. И не ощущать больше того, что ощущает человек, беспокойства от того,что происходит с телом в миру. Это и есть смирение.
Соответственно, смирение нельзя ощутить, пока есть гуна тьмы, самомнение, самодовольство. Удалить самодовольство можно страданиями и неудачными делами, либо пониманием своего ничтожества. Вот, как об этом говорит суфий Руми
Любовь шепчет мне на ухо:
«Лучше быть добычей, чем охотником.
Стань моим юродивым: отрекись
от высокого положения солнца и превратись в пылинку!
Приди, поселись у Моей двери и будь бездомным:
не притворяйся, что ты свеча, будь мотыльком,
чтобы почувствовать вкус Жизни
и созерцать господство, таящееся в служении».
Поэтому человек может двигаться к Богу, искренними делами, направленными на борьбу со своими страстями, совершением добродетелей. Когда он побеждает страсть, он ослабляет её. Если же страсть победила его, и он искренне кается и самоуничижается, то в нём ослабевает худшая из страстей - гуна тьмы. Но, если он не искренен в своём стремлении к Богу, то будет в глубине души радоваться исполнению страсти на деле, а не огорчаться. Либо будет гордиться когда победил обычную страсть, и этим наращивать тьму в себе, гордыню.
Поэтому так трудно обрести смирение, а без смирения не обрести радость.
Есть второй способ обретения радости.
Наша естественная природа - это постоянно ощущать живительный поток радости. Мы не ощущаем его только потому, что чувствуем иссушающие нас страсти, за которыми скрыта наша истинная природа. И есть люди, которе сами довели себя до состояния отсутствия радости.
В конце концов страсти так захватывают подобного несмиренного человека, что даже удовлетворение навязанных ими желаний перестаёт радовать. Приятные эмоции у него исчезают, человек полностью отдаётся уму или впадает в депрессию.
Однако, потеряв способность ощущать свою радость, он ещё может ощущать чужую. Если он порадует ребёнка, радость которого ещё не подавляется интеллектом, он ощутит его радость гораздо сильнее, чем свою. Так человек может разорвать замкнутый круг лишения хороших эмоций, помогая другим живым существам.
Комментарий