АУДИО: Песня покаявшихся "Pussy Riot". Исполняет анонимная феминистка в сопровождении Краснознаменного хора им. Чаплина
http://video.yandex.ru/users/smirnoff0708/view/90#
http://video.yandex.ru/users/smirnoff0708/view/90#
Британский фильм о "Pussy Riot" выйдет в британский прокат 5 июля |
|||
Документальный фильм «Pussy Riot: Панк-молебен» выйдет в британский прокат 5 июля, сообщает "Газета.Ру" со ссылкой на NME. Зимой эта картина демонстрировалась на кинофестивале «Сандэнс» в США, а 10 июня ленту показал американский телеканал HBO. Согласно официальной аннотации, проект создавался в течение шести месяцев. Как заявляют авторы фильма, «Pussy Riot: Панк-молебен» рассказывает «невероятную историю» трех участниц группы Pussy Riot Надежды Толоконниковой, Марии Алехиной и Екатерины Самуцевич, судебный процесс над которыми «навсегда изменил лицо российского общества». Ранее сообщалось, что две представительницы "Pussy Riot" посетили нью-йоркскую премьеру документального фильма о себе. Они пришли на показ в своих традиционных цветных балаклавах. Настоящих имен девушки не назвали, ограничившись псевдонимами Фара и Шайба. |
Йоко Оно встретилась с участницами "Pussy Riot" в Лондоне |
|||||||
В свою очередь, участницы "Pussy Riot", скрывавшие лица под балаклавами, попросили сохранить их анонимность и прокомментировали ситуацию с Марией Алехиной и Надеждой Толоконниковой. «Согласно вердикту, они останутся за решеткой до марта 2014 года, но мы сделаем все, что в наших силах, чтобы их освободили раньше», заявила одна из представительниц панк-группы. По ее словам, Алехина и Толоконникова находятся в исправительных учреждениях, где в одной большой камере находится около 100120 человек. «Условия очень плохие, и это просто трудовой лагерь», добавила она |
МОНИТОРИНГ СМИ: В ожидании Мамонтова. Пока "Россия1" не смонтировала гадость, заключенная Мария Алехина описала свой неприятный разговор с "журналистами" |
|||||||
Всякий раз, когда я говорю с человеком, то хватает и часа, чтобы я поставила его выше его функции, какой бы она ни была. Пусть это следователь или опер ЦИЭ, пусть это доносчик или журналист с "России-1" - я говорю с ним, как говорила бы с другом. Как все-таки странно и парадоксально, что я сижу в тюрьме за ненависть, ведь именно ею я зачастую желала бы обладать, но нет. Нет ее. Именно ненависти. Но, увы, невозможно (и все больше) не испытывать холодного отчуждения к подобным людям. Сколько их будет вокруг, когда откроются эти ворота? Сколько будет сцен и гнилых псевдодискуссий, с нагнетанием, с драматизированием и прочим пропагандистским барахлом? Изживем ли мы это? Мне стыдно за нашу журналистику. Честное слово, стыдно. Для общения с такими журналистами нужно обрасти чешуей, чтобы их вопросы стекали вниз, не проникая внутрь, не оставаясь зудом на коже и болью в голове. Мои любимые строчки Галича всякий раз не выходят из головы, после того как приезжает подобный последнему гость: А что же я вспомню? Усмешку На гладком чиновном лице, Мою неуклюжую спешку И жалкую ярость в конце. Есть во всех них черта, почти незаметная линия, которая просвечивает в паузах, взглядах, - претензия. Или, не знаю, гордыня. Впрочем, последнее несколько преувеличено, так как гордыня представляется чем-то более высоким, чем то, что вижу я. Претензия говорить от лица "большинства", "народа", "знания". Всякий раз я хочу спросить: с каких пор скользкие клише стали знанием? Видимо, с тех пор как они повисли на губах должностных лиц. БЛОГ МАРИИ АЛЕХИНОЙ НА САЙТЕ "ГРАНИ.РУ", 19 июня 2013 г. |
И.о. мэра Москвы выделил казакам, охраняющим объекты РПЦ МП "с целью предупреждения «инцидентов, подобных выступлению Pussy Riot»", 47 млн рублей |
|||
Мэрия Москвы выделила крупную сумму на развитие в столице казачества, пишет 21 июня газета "Известия". По информации заместителя руководителя столичного комитета по делам казачества Александра Коныгина, в 2013 году на "реализацию государственной политики России в отношении московского казачества" будет потрачено 46,7 млн рублей. Как пояснил Александр Коныгин, в прошлом году полученных от властей средств хватило лишь на обеспечение работы самого комитета, а проводить мероприятия было не на что. Большая часть от полученных в этом году денег пойдет на проведение различных "культурных" мероприятий, еще несколько миллионов будут оставлены в качестве "стратегического запаса". Так, 15 млн будут потрачены на проведение третьего международного фестиваля "Казачья станица Москва", намеченного на осень. В 3 млн обойдется проведение соревнования по джигитовке, в 1,5 млн проведение конкурса-фестиваля самодеятельных коллективов казачьей песни в честь "казачьего праздника Покрова Пресвятой Богородицы". Александр Коныгин также рассказал, что права и обязанности московского казачества, численность которого составляет около 10 тысяч человек, комитет прописал в регламенте работы с РПЦ МП. Этот регламент, в частности, включает охрану храмов и монастырей РПЦ МП "с целью предупреждения "инцидентов, подобных выступлению Pussy Riot"". |
МОНИТОРИНГ СМИ: PUSSY RIOT SCHOOL. Урок 8. Pussy Riot test, или Битва Богов - из серии уроков Елены Волковой |
|||
Уже больше года я пишу письма на Запад христианам и ученым, занимающимся религией и искусством, с просьбой поднять свой голос в защиту Pussy Riot. В ответ редко встречаю поддержку, чаще получаю молчаливый или вежливый отказ, как например, "в нашем уставе записано, что институт не может принимать участие в кампаниях" или "архиепископ Йоркский будет молиться о разрешении конфликта", либо наталкиваюсь на сопротивление. Но все по порядку. Шесть лет назад я сделала доклад в Даремском университете (Великобритания) о мертворожденном синтезе православия и марксистско-ленинской идеологии на материале современных антиутопий (Войнович, Сорокин, Пелевин и др.). В аудитории был английский православный священник, который, красный от негодования, пулей вылетел из аудитории, как только я закончила свою речь. Для него, в прошлом англиканина, православие было возвышенной мистической традицией, не имеющей никакого отношения к грязной политике, для него иконы были окнами, открытыми в вечность, но наглухо закрытыми от сквозняков времени. Он не понял моей критики в отношении идеологической мутации христианства, или не захотел посмотреть в лицо печальной реальности. Конечно, и писем о Pussy Riot я ему не писала. До сих пор мне известны только два протестантских пастора, поднявших голос в защиту панк-молитвенниц: основатель Кестонского института Майкл Бурдо, неоднократно выступавший в западных СМИ, несмотря на отказ самого Кестона вступиться за гонимых, и новозеландский пастор Глинн Карди. Майкл Бурдо протянул нить от панк-молебна к письму соловецких епископов, осудивших в 1927 году Декларацию митрополита Сергия (Страгородского), после которой союз церкви с антихристианским государством стали называть сергианством; и далее к Открытому письму (1965 год) священников Глеба Якунина и Николая Эшлимана, выступивших против соработничества священноначалия с компартией в массовых хрущевских гонениях на церковь. Пастор Глинн Карди (проповедь "Сила молитвы: Pussy Riot испытывает церковь") увидел в истории Pussy Riot "столкновение Богов" (clash of Gods) - бога-марионетки в руках власть имущих, которые используют его для сохранения власти и манипуляции общественным сознанием, и Бога справедливости, взаимной ответственности людей друг перед другом, и их равного достоинства перед Создателем. Именно этого Бога, мне кажется, с презрением отвергает Всеволод Чаплин, когда неуклюже говорит о своих оппонентах как неких еретиках, верующих в "Бога в душе хороших людей". За последний год я потеряла способность общаться с несколькими друзьями в России и на Западе, не прошедшими, на мой взгляд, Pussy Riot test. Как преподаватель я всегда завышала студентам оценки на экзаменах, но за этот единый общечеловеческий экзамен, который пришлось сдавать всему миру после панк-молебна, я поставила много двоек, онемев от невежества и бесчеловечности "двоечников". До этого теста я не представляла, сколько в людях живет равнодушия, лицемерия, ханжества и жестокости. Время охоты на ведьм, Освенцима и ГУЛАГа казалось прошлым, которое мы худо-бедно преодолели, хотя последние десять лет я все больше чувствовала себя в обществе немецких бюргеров начала 1930-х, которые своим равнодушием допустили нацистов к власти. Но только в истории Pussy Riot я увидела, что жестокое насилие не просто допускается пассивными и равнодушными - оно, это насилие, уютно располагается внутри них, заботливо прикрытое одеялом из разноцветных оправданий: "здесь всегда так было", "ничего не могу сделать", "они сами виноваты", "так им и надо", "важны алтарь и трон", "Христос все равно в церкви", "не нужно драматизировать/политизировать", "простые люди не понимают", "мое дело важнее" и т.д. и т.п. Я говорю сейчас только о равнодушных, не касаясь крайних живодерских настроений. Всемирный балаклавинг на этом фоне кажется ярким пламенем протеста, пылающим за колючей проволокой российского лагеря. Но и за балаклавингом можно увидеть "битву Богов", которая разделяет религиозные сообщества и академическую среду на Западе. Конечно, не в столь репрессивной церковно-государственной форме, как в России, но разделяет. На конференции в Веймаре в октябре 2012 года, посвященной московским процессам над художниками ("Осторожно, религия!", "Запретное искусство2006" и Pussy Riot") ко мне подошли христиане из Виттенберга, которые хотели, чтобы Надежда, Мария и Екатерина получили премию Мартина Лютера (их выдвинул городской совет), но столкнулись, в частности, с сопротивлением лютеранского теолога Фридриха Шорлеммера, углядевшего в панк-молебне не смелую и заслуженную критику пороков церкви, а кощунство. И вдруг (о радость!) весной 2013-го я получила замечательное письмо от голландского пастора и доктора теологии Хелеен Зоргдрагер, которая организовала первый на Западе международный междисциплинарный семинар по Pussy Riot, собрав историков, богословов, социологов, искусствоведов. Последняя встреча семинара в июне 2013 г. была посвящена проблеме кощунства в деле Pussy Riot. Я сделала доклад "Панк-молебен Pussy Riot обличает кощунство" (The anti-blasphemy message of Pussy Riots punk-prayer), перечислив ряд ересей и кощунств (сергианство, идолопоклонство, манипуляция святынями в политических целях, хула на Духа Святого, симония), которые стоят за теми пороками, на которые указали емкие строки панк-молебна. Затем послушала интересные доклады: "Юродство: благой союз кощунства и религии" Кароли ван Остенде, "Религия анархизма: провокации панков" Эрнста ван ден Гемела о тех панк-группах, на которые Pussy Riot ссылались в своих интервью, "Между свободой выражения и кощунством: напряжение, проявившееся в деле Pussy Riot" Альфонса Брюнинга о законодательстве разных стран в вопросах религии и свободы слова. На следующий день я должна была читать открытую лекцию в Амстердамском свободном университете, на которую не пришел ни один человек. Организаторы стушевались, ссылались на массу событий в конце учебного года, на которых заняты студенты и преподаватели, на ливень, но потом, оглянувшись, заметили, что некоторые объявления о лекции (с моей фотографией в балаклаве и с иконой Pussy Riot в руках) исчезли со стен. На том же этаже в тот же день собирались западные православные священники и светила богословия - там проходила презентация книги того самого православного священника из Англии, который шесть лет назад в гневе покинул аудиторию после доклада о новой государственной идеологии - советском волке в православной шкуре. Елена Волкова, "ГРАНИ.РУ", 28 июня 2013 г. |
МОНИТОРИНГ СМИ: «Я хотела быть пóнятой». До освобождения Надежде Толоконниковой остается восемь месяцев... |
|||
До освобождения Надежде Толоконниковой остается восемь месяцев, но мысль о том, как и чем она будет заниматься, когда выйдет, уже пугает ее. Во время свидания в колонии Толоконникова говорила о Льве Толстом, о "неправильном языке" и собственном творческом кризисе. "Гера отвыкла от меня! Гера стесняется меня!" Надя и сама стесняется. Не чувствовать себя стесненным в этих обстоятельствах невозможно. Краткосрочное (четыре часа, положены раз в два месяца) свидание на этот раз проходит в переговорной комнате здания, расположенного на самом краю колонии вход в него прямо с проходной, так что посетитель на территории колонии фактически не оказывается и ничего, кроме коридора и проходной, не видит. Дальше по коридору несколько комнат для долгосрочных (трое суток, положены раз в три месяца) свиданий. Тут же буфет, краса и гордость исправительной колонии-14, звезда YouTube-канала мордовского ФСИН. Там дают блинчики со сгущенкой, и в прошлый раз Надино краткосрочное свидание проходило там. Теперь, видимо, времена изменились: мы сидим в узкой комнате, Надя за партой у дальней стены, а мы с ее мужем Петей Верзиловым за партой у входа. Между нашими партами на стуле сидит инспектор Елена Михайловна. Тут же на стене висит экран с устройством для видеопереговоров (одна из услуг, предлагаемых порталом с романтическим названием "Родная связь"), и в середине свидания зайдет другая заключенная и будет положенные ей 15 минут громко и эмоционально переговариваться с сыном и крошечным внуком, сюсюкать и сообщать важное: что лосьон и спрей от комаров не пропустили, надо прислать крем и спирали. Творческий человек Елена Михайловна разрешает Гере взять принесенные с собой фломастеры, бумагу и книжку и пересесть за Надину парту. Надя берет книжку: "Кто такой Андрей Усачев?" Петя теряется. Я пытаюсь заверить Надю, что Андрей Усачев не криминал (слышала бы она стишок из раскраски, который Гера читала мне в прошлую поездку: "Я куколка нарядная, красивая, опрятная"), но Надя открывает книгу и немедленно обнаруживает в ней рифму затей детей. "Почему вы не читаете классику? Вы читаете Хармса?" Петя честно учил с Герой стихотворение Хармса "Бульдог и таксик", но прошло время, Гера съездила на море, и стихотворение забыто и детьми, и взрослыми (а Петя присылал его Наде отдельным мейлом по "Родной связи"). Все трое пытаются его воспроизвести, но берут фальшстарт: "Сидит бульдог над косточкой/С морщинками на лбу". Надя восклицает: "Что, у косточки морщинки на лбу?" Никто из нас не помнит, что на самом деле правильно "Над косточкой сидит бульдог". Зато Гера наконец-то хохочет. Становится немного легче. Надя рисует для Геры бульдога срисовывает из книжки Усачева, хоть какое-то ей находится применение, и Гера требует, чтобы Надя рисовала всех остальных персонажей. "Ты что, считаешь, что я художник? спрашивает Надя. Здесь реально десять процентов людей думают, что я художник". Сама Надя считает себя художником, по крайней мере, с 18 лет, когда она стала участницей новой группы под названием "Война". И если здесь, в колонии, она не художник, то кто? Хулиганка, видимо. Выясняется, что и фраза про десять процентов скорее преувеличение. Объяснить, что акционизм, которым она занималась на воле, является разновидностью современного искусства, как выяснилось, невозможно. Так что симпатизирующие ей заключенные скорее считают, что она "творческий человек". "Это проще, наверное, объяснить на примере кино", советует Петя. "Какого кино? раздражается Надя. Тут смотрят "Любовь и голуби", бесконечно могут цитировать "Служебный роман", даже молодые женщины. Никто никогда не слышал слова "артхаус". "Не знают слова "артхаус"? переспрашивает Петя. На несколько секунд они погружаются в сокрушенное молчание, а я понимаю, что они не шутят: до относительно недавнего времени самыми темными собеседниками в жизни этих очень молодых людей были другие студенты философского факультета. Они плохо знали постструктуралистов и вообще не интересовались новыми знаниями, но слово "артхаус" было им известно. Кто я? Тут вообще не до шуток: у заключенной Надежды Толоконниковой не только кризис идентичности, но и творческий кризис. Если смотреть из Мордовии, то вся аудитория современных художников-акционистов скукоживается до крошечной точки, а со временем становится не видна вообще. А ведь Pussy Riot думали, что встряхнули страну, и суд, телевидение, Церковь и президент Путин, упомянувший группу в разных выступлениях беспрецедентные шесть раз, поддерживали у них это ощущение. А на поверку выясняется, что страна ничего о своем потрясении не знает, а слушает она певицу Ваенгу и народного рэппера Диму Карташова, чья песня "Давай останемся никем" пользуется здесь особой популярностью. В этом смысле Марии Алехиной легче: ее основная идентичность политический активист. До Pussy Riot она занималась спасением Утришского заповедника и перелетных птиц, ездила в эколагеря и всякий раз посвящала себя полностью борьбе. Так же и в заключении: она стала тем, что американцы называют jailhouse lawyer юристом-самоучкой, строчащим бесконечные жалобы и обнаруживающим все новые причины и новые способы борьбы за справедливость в рамках хотя бы отдельно взятой колонии. За полгода колонии у Алехиной появилось настолько четкое ощущение собственного места и собственной миссии, что она выдерживает продолжительные тяжелые бои такие, как 11-дневная голодовка и способна радоваться победе. Верзилов привез стопку юридических бумаг: он рвется применить здесь опыт, накопленный в Пермском крае, где он помогает Алехиной. Надя отмахивается с раздражением: "Мне это вообще не интересно. Я не верю в суды". Петя пробует применить разные доводы, в том числе такой: "Маша не понимает, как можно не любить юридические тонкости она погрузилась полностью". "Ей повезло в этом смысле, признает Надя. Я нахожу себе оправдание в том, что у каждого свой язык". "Но это кровеносная система, настаивает Петя. Это позволяет почувствовать, как устроено Российское государство". "Я так хорошо сейчас чувствую, как устроено Российское государство! хохочет Надя. Я вожусь с ним!" "Возиться" на языке колонии это шушукаться, обсуждать что-то, сдвинув головы, окопавшись на минуту вместе с собеседником в отдельном мире. "Промка" и "жилка" "Здесь у всех цель чтобы время шло быстрее, объясняет Надя. В этом смысле всякие выезды на суды и так далее это нехорошо, потому что время затормаживается". "Я думал, время затормаживается из-за монотонности", признается Петя. "Нет. Здесь дни проходят быстро". Дни состоят из работы на промзоне "промке" и жизни на "жилке". В начале и конце смены открываются ворота между "промкой" и "жилкой", и это называется "развод". "Меня впервые в жизни развели на работу", хохочет Надя. На "промке" шьют спецодежду, и работы бывает больше или меньше в зависимости от размера заказов, поступающих, например, от полиции. Периодически к работе на "промке" добавляются хозработы сейчас, например, заключенные таскают камни для ремонта цеха и землю, образовывающуюся в результате копки траншей для газовых труб в колонии, которые решили спустить под землю. И камни, и землю носят в сумках огромных баулах, точно таких же, как те, в которых заключенные хранят личные вещи и продукты в каптерках. Зимой в этих же баулах носят снег. Когда я спрашиваю, нет ли на зоне тачек, Надя и Петя оба хохочут так, будто я спросила, нет ли у колонии собственного самолета. После промзоны и хозработ личного времени не остается вовсе, а это значит, что дни действительно проходят быстро. Обращаясь к Гере, Надя все время приговаривает: "Вот выйду" И что тогда? Научит Геру читать наконец, и читать то, что надо, а не какого-то там Усачева. А вот что делать с самой собой не так понятно. "Я понимаю, что когда я выйду, я смогу найти людей, которые смогут понять меня, с которыми вместе я смогу действовать. Но я понимаю, что нас поймет только ограниченный круг. Это своего рода кризис. Меня не интересуют классические виды искусства, но именно этим путем можно людям все объяснить. Передо мной стоит задача, используя "поп-механику", сделать что-то свое. Это сложная техническая задача, поэтому я в некотором замешательстве". И так получается, что этот разговор в переговорной ИК-14, ведущийся через голову Елены Михайловны и на громкости, достаточной, чтобы перекричать осужденную, объясняющую своим домашним, что ей нужен именно крем от комаров, приводит нас ко Льву Толстому, которого мы и изучаем битый час. Говорим о его походах в народ это Надю вдохновляет, а "Война и мир" меня не вдохновляет вообще", хотя Петя и утверждает, что читать толстовские памфлеты невозможно. Говорим об отлучении Толстого от Церкви. "Вот тогда он и был замечен как "кощунник", говорит Петя. "Раньше моя цель была быть замеченной, отвечает Надя. А тут я узнала, что быть замеченной это худшее, что может с тобой произойти". Это та тема, на которую обстоятельства нашей беседы позволяют говорить с меньшим стеснением, чем, я думаю, мы испытывали бы на воле. Я замечаю, что стоявшая перед Львом Толстым задача хотя бы не осложнялась тем, что язык, на котором он пытался говорить с народом, систематически использовался для обмана, для того, чтобы называть черное белым. "Язык это здесь очень чувствуется, подхватывает Надя. Это перевернутый язык. И на каждой ступени, пока сообщение спускается, люди чувствуют это, но они боятся потерять положение, которое они получают именно благодаря этому неправильному использованию языка". Я спрашиваю, не поэтому ли в ее последнем слове на августовском процессе в Хамовническом суде три раза прозвучало несовременное слово "искренность", и Надя неожиданно опять смущается. "В последнем слове у меня был прорыв абсолютизма. Это потому, что я перегрелась. Я стала говорить о правде. Это потому, что эти потоки лжи" "Вот это мне очень странно, включается Петя. Это совсем не политические понятия. Это какой-то модернистский дискурс". "Модернистский" в этом контексте слово скорее ругательное, сродни слову "неумный". "Я хотела быть понятой, признается Надя. Я могла бы использовать конструкты современной философии, которые описывают это более точно. Но мне хотелось быть понятой". Только в заключении становится ясно, насколько это большая редкость быть понятой. Возможно, именно это и есть свобода, которой лишена Надежда Толоконникова. Маша Гессен, "THE NEW TIMES", 1 июля 2013 г. |
ДОКУМЕНТ: "Происходящее с нами наполняется смыслом благодаря каждому вашему действию". Письмо Надежды Толоконниковой в "Amnesty International" |
|||||||
Спасибо вам за поддержку! Я знаю, что сейчас наступили очень непростые времена, и тем более ценно, что вы находите время, силы и волю, чтобы поддержать нас. Мне хотелось бы верить в то, что наше с Машей заключение не бессмысленно, и что оно помогает тем, кто имеет глаза и разум, рисовать образ современной России. Я чувствую себя в долгу перед всеми теми, кто когда-либо вступался за нас. Знайте: несмотря на то, что незаконный приговор в отношении нас все-таки был вынесен, ваши действия не были бесполезными. Каждое высказанное слово - даже если оно не влечет за собой немедленных перемен - вкладывает свою лепту в ход политического процесса. Происходящее с нами наполняется смыслом благодаря каждому вашему действию. И я безмерно благодарна вам за это. С уважением, Надя 12 июня 2013 года ИК-14, Мордовия Источник |
Комментарий