1)
Однако начну.
Посмотрим, что говорит Святое Благовествование.
2)
Да.
Но вы не Бог.
Ваше уподобление смешно.
"Скромнее надо быть -- скромнее".(с)
............
..............
«Народ Божий» — развернутый анализ (Библия + Святые Отцы)
Кратко: в христианстве понятие «народ Божий» многослойно — в Ветхом Завете это, прежде всего, этноконфессиональная реальность Израиля (завет, закон, народ), в Новом Завете терминологию Израиля перенимают и перераспределяют на тех, кто в союзе с Богом через Христа (церковь, «новый Израиль», обладающие общим заветом и призванием). Святые Отцы формулировали оба этих измерения и часто подчёркивали одновременно и преемственность, и качественное исполнение ветхозаветных титулов в церкви. Ниже — детальный разбор с библейскими опорами и цитатами Отцов Церкви. (В конце — краткие выводы и практические выводы.)
I. Библейская база — ключевые места и их смысл
1. Ветхозаветный фундамент (народ/завет Израиля).
Бог заключает завет с Авраамом (обещание «многочисленного народа», благословение всех народов) и потом с Израилем как народом, избранным для особой миссии (закон, святилище, жертвоприношения). Ключевый текст: Исход 19:5–6 — «если вы услышите голос Мой и у́держите завет Мой, то будeте Мои; … вы будете мне царством священников и народом святым». sefaria.org
Комментарий: в ВЗ «народ Божий» — это прежде всего сообщество, вступившее в уникальные правовые и культовые отношения с Богом (завет, дар избрания и особой миссии). sefaria.org
2. Новозаветное переназначение терминов Израиля.
Вместо того чтобы отменить извлеченные у Израиля термины, Писание часто переносит их на общину верующих во Христа:
3. «Народ» в перспективах истории и эсхатона.
Павел в Рим. 11 говорит о судьбе Израиля в Божьем плане (о «частичном ожесточении» до «полноты язычников» и о том, что «так спасётся всё Израиль»), а Откр. 7:9 изображает «неисчислимое множество» из всякой нации пред престолом Агнца — т.е. финальное исполнение замысла Б-га как многоэтнической, но единой общности. Эти тексты вместе говорят: «народ Божий» — и историческая категория, и цель истории спасения. biblegateway.com+1
II. Как понимали «народ Божий» Святые Отцы — выдержки + комментарии
1) Св. Иустин Мученик (Justin Martyr, Диалог с Трифоном)
2) Климент Александрийский (Clement of Alexandria)
Климент комментирует 1 Петра 2:9, объясняя, почему апостол называет христиан «избранным родом, царственным священством…» — это не просто образная речь, а указание на новую участие верных в священном служении. newadvent.org
3) Ориген
Ориген в полемике с Цельсом развивает идею, что подлинное значение «Израиля» — духовное; «истинный израилитянин тот, кто познал Христа». Для Оригена термин «Израиль» часто имеет духовную, а не только этническую перспективу. newadvent.orgcopticchurch.net
4) Ириней Лионский (Irenaeus)
Ириней подчеркивает преемственность: церковь сохраняет апостольскую традицию и потому — наследница обетований; он также настаивает, что ересь ведёт вне апостольской традиции, а истина — в Церкви как «народе Божием». newadvent.orgearlychristianwritings.com
5) Иоанн Златоуст (John Chrysostom)
Златоуст часто говорит о том, что через крещение верующие становятся и царями, и священниками (образ «royal priesthood» реализуется через таинство крещения и духовную жизнь): «Through baptism you have become king and priest and prophet…» — он толкует 1 Петра 2:9 в духе участия всех верующих в священстве Христовом. assemblyofbishops.orgBible Hub
6) Киприан Карфагенский (Cyprian) — на стороне видимой, институционной Церкви:
7) Тертуллиан
Тертуллиан в полемике с иудеями и ересью противопоставляет «новый закон/новый завет» и утверждает, что христиане — наследники обетований; он настаивает на видимости принадлежности (крещение и участие в общине). ccel.orgnewadvent.org
8) Августин
Августин в City of God и других работах строит богословие «города Божьего» (civitas Dei) — города людей, преданных Богу. Он признаёт историческую роль еврейского народа как свидетеля пророчеств, но рассматривает окончательное исполнение в церкви и в «небесном граде». Project GutenbergEWTN Global Catholic Television Network
III. Как согласуются (и где расходятся) Писание и Отцы — основные наблюдения
IV. Что это означает для богословия Церкви (коротко и систематично)
V. Краткие выдержки-цитаты (русская передача + ссылка на перевод Отцов)
(ниже — несколько выдержек — английский перевод (ANF / переводы New Advent / Early Christian Writings) + краткий перевод-пояснение русским)
Однако начну.
Посмотрим, что говорит Святое Благовествование.
2)
Да.
Но вы не Бог.
Ваше уподобление смешно.
"Скромнее надо быть -- скромнее".(с)
............
..............
«Народ Божий» — развернутый анализ (Библия + Святые Отцы)
Кратко: в христианстве понятие «народ Божий» многослойно — в Ветхом Завете это, прежде всего, этноконфессиональная реальность Израиля (завет, закон, народ), в Новом Завете терминологию Израиля перенимают и перераспределяют на тех, кто в союзе с Богом через Христа (церковь, «новый Израиль», обладающие общим заветом и призванием). Святые Отцы формулировали оба этих измерения и часто подчёркивали одновременно и преемственность, и качественное исполнение ветхозаветных титулов в церкви. Ниже — детальный разбор с библейскими опорами и цитатами Отцов Церкви. (В конце — краткие выводы и практические выводы.)
I. Библейская база — ключевые места и их смысл
1. Ветхозаветный фундамент (народ/завет Израиля).
Бог заключает завет с Авраамом (обещание «многочисленного народа», благословение всех народов) и потом с Израилем как народом, избранным для особой миссии (закон, святилище, жертвоприношения). Ключевый текст: Исход 19:5–6 — «если вы услышите голос Мой и у́держите завет Мой, то будeте Мои; … вы будете мне царством священников и народом святым». sefaria.org
Комментарий: в ВЗ «народ Божий» — это прежде всего сообщество, вступившее в уникальные правовые и культовые отношения с Богом (завет, дар избрания и особой миссии). sefaria.org
2. Новозаветное переназначение терминов Израиля.
Вместо того чтобы отменить извлеченные у Израиля термины, Писание часто переносит их на общину верующих во Христа:
- 1 Петра 2:9–10: «Вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди…» (Пётр прямо берет формулы, приложенные к Израилю в ВЗ, и применяет их к христианам). Это одно из ключевых мест, где явственно видно: библейская идентичность «народа Божия» расширяется и принимает новое содержание во Христе. (см. текст и греческие термины: ἐκλεκτὸν γένος, βασίλειον ἱεράτευμα, ἔθνος ἅγιον, λαὸς περιούσιος). biblegateway.comBible Hub
- Галатам 3:7,29: «те, кто веруют, — сыны Авраама; если вы Христовы, то вы — семя Авраама» — Павел понимает принадлежность к «народу Авраама» не по плоти, а по вере. biblegateway.com
- Ефесянам 2:11–22 (особенно 2:19): христиане — «не пришельцы… но соотечественники святых и домашние Божии» — образ «дома/семьи Бога» подчеркивает новую общность. biblegateway.com
3. «Народ» в перспективах истории и эсхатона.
Павел в Рим. 11 говорит о судьбе Израиля в Божьем плане (о «частичном ожесточении» до «полноты язычников» и о том, что «так спасётся всё Израиль»), а Откр. 7:9 изображает «неисчислимое множество» из всякой нации пред престолом Агнца — т.е. финальное исполнение замысла Б-га как многоэтнической, но единой общности. Эти тексты вместе говорят: «народ Божий» — и историческая категория, и цель истории спасения. biblegateway.com+1
II. Как понимали «народ Божий» Святые Отцы — выдержки + комментарии
Ниже — подбор отеческих свидетельств, каждое — с кратким контекстом.
1) Св. Иустин Мученик (Justin Martyr, Диалог с Трифоном)
«For the true spiritual Israel… are we who have been led to God through this crucified Christ…» (Justin argues that «истинный духовный Израиль» — это те, кто приведены ко Господу Христом). newadvent.org
(перевод автора): Иустин прямо именует христиан «истинным духовным Израилем», т.е. видит трансформацию и исполнение ветхозаветной миссии в общине верующих. newadvent.org
(перевод автора): Иустин прямо именует христиан «истинным духовным Израилем», т.е. видит трансформацию и исполнение ветхозаветной миссии в общине верующих. newadvent.org
2) Климент Александрийский (Clement of Alexandria)
Климент комментирует 1 Петра 2:9, объясняя, почему апостол называет христиан «избранным родом, царственным священством…» — это не просто образная речь, а указание на новую участие верных в священном служении. newadvent.org
3) Ориген
Ориген в полемике с Цельсом развивает идею, что подлинное значение «Израиля» — духовное; «истинный израилитянин тот, кто познал Христа». Для Оригена термин «Израиль» часто имеет духовную, а не только этническую перспективу. newadvent.orgcopticchurch.net
4) Ириней Лионский (Irenaeus)
Ириней подчеркивает преемственность: церковь сохраняет апостольскую традицию и потому — наследница обетований; он также настаивает, что ересь ведёт вне апостольской традиции, а истина — в Церкви как «народе Божием». newadvent.orgearlychristianwritings.com
5) Иоанн Златоуст (John Chrysostom)
Златоуст часто говорит о том, что через крещение верующие становятся и царями, и священниками (образ «royal priesthood» реализуется через таинство крещения и духовную жизнь): «Through baptism you have become king and priest and prophet…» — он толкует 1 Петра 2:9 в духе участия всех верующих в священстве Христовом. assemblyofbishops.orgBible Hub
6) Киприан Карфагенский (Cyprian) — на стороне видимой, институционной Церкви:
«No one can have God for his Father who does not have the Church for his mother.» (Cyprian: De unitate, Ep.72) — «Не может иметь Бога за Отца человек, который не имеет Церкви за Матерь.» newadvent.orgChristian History Institute
Комментарий: Киприан подчеркивает обязательный видимый аспект принадлежности к «народу Божьему» — участие в единой Церкви (таинства, единство).
Комментарий: Киприан подчеркивает обязательный видимый аспект принадлежности к «народу Божьему» — участие в единой Церкви (таинства, единство).
7) Тертуллиан
Тертуллиан в полемике с иудеями и ересью противопоставляет «новый закон/новый завет» и утверждает, что христиане — наследники обетований; он настаивает на видимости принадлежности (крещение и участие в общине). ccel.orgnewadvent.org
8) Августин
Августин в City of God и других работах строит богословие «города Божьего» (civitas Dei) — города людей, преданных Богу. Он признаёт историческую роль еврейского народа как свидетеля пророчеств, но рассматривает окончательное исполнение в церкви и в «небесном граде». Project GutenbergEWTN Global Catholic Television Network
III. Как согласуются (и где расходятся) Писание и Отцы — основные наблюдения
- Существенная согласованность: многие Отцы (Иустин, Ориген, Климент, Ириней, Златоуст) читают NT-формулы (царь-священство, святой народ) как исполнение ветхозаветных титулов в общине верующих. Это — главная патристическая реакция на то, что в Христе «народ Божий» обретает своё полнотелое значение. newadvent.org+2newadvent.org+2
- Две пластики понятия:
- Духовная/мистическая — «народ Божий» как совокупность верующих, «новый Израиль» (пример: Justin, Origen, многие ранние экзегеты). newadvent.orgcopticchurch.net
- Видимая/институционная — «народ Божий» как Церковь (с таинственным иерархическим устройством, с необходимостью единства и пастырской преемственности). Это видно у Киприана, Иринея, Тертуллиана. newadvent.org+1ccel.org
- По вопросу «замещения» (supersessionism): Отцы не образуют монолитного лагеря. Многие ранние писатели считали, что Новая Заветная община — исполнение ветхозаветных форм (т.е. в практическом смысле «замена»), но при этом уважали роль евреев как хранителей Писания (Августин — пример уважения + теологической интерпретации еврейской истории как свидетельства). newadvent.orgProject Gutenberg
- Призыв к благочестию и миссии: оба пласта (духовный и институциональный) ведут к практическому требованию: «народ Божий» — не просто юридическая категория, а призыв к святости, к служению и свидетельству (тем самым Отцы читают 1 Петра 2:9 как миссиональное поручение). biblegateway.comassemblyofbishops.org
IV. Что это означает для богословия Церкви (коротко и систематично)
- Идентичность: «Народ Божий» в христианстве — это те, кто в союзе с Христом: это и новый-исторический корпус (Церковь как институт), и таинственное собрание верующих, в котором сохраняется преемственность с Авраамовым и израильским заветом (исполненная и расширенная). (см. Гал.3; Еф.2; 1Пет.2). biblegateway.com+2biblegateway.com+2
- Практика / таинства: для многих Отцов (Киприан, Тертуллиан) членство в Церкви — не формальность, а путь приобщения к средствам спасения (крещение, Евхаристия) — видимый знак принадлежности к «народу Божьему». newadvent.org+1
- Всеобщее священство верующих + порядок Церкви: патристическая традиция умеет держать вместе два тезиса: «все верующие имеют участие в священстве Христа» (пастырское, литургическое и нравственное участие; см. Златоуст) и одновременно — необходимость служения и иерархии (епископат, пресвитерство) для сохранения единства (см. Ириней, Киприан, Тертуллиан). assemblyofbishops.orgnewadvent.org
- Эсхатология: термин «народ Божий» реализуется окончательно в видении Откровения (многонациональный народ пред престолом Агнца) — это апофатический итог библейской истории спасения. biblegateway.com
V. Краткие выдержки-цитаты (русская передача + ссылка на перевод Отцов)
(ниже — несколько выдержек — английский перевод (ANF / переводы New Advent / Early Christian Writings) + краткий перевод-пояснение русским)
- Иустин Мученик (Dialogue with Trypho): «For the true spiritual Israel… are we who have been led to God through this crucified Christ…» — (Justin: «истинный духовный Израиль — мы, приведённые ко Господу через распятого Христа»). newadvent.org
- Климент Александрийский (комментарий к 1 Пет. 2:9): см. фрагмент: толкует «царственное священство» как участие всех верующих в священном служении. newadvent.org
- Ориген (Contra Celsum): обсуждает «истинный Израиль» как тех, кто видит Бога (духовное понимание Израиля). newadvent.orgcopticchurch.net
- Ириней (Against Heresies): «Истина находится не в ересях, а в Католической Церкви — единой, держащей апостольскую традицию» — тем самым он определяет Церковь как надёжное сообщество (народа Божия) продолжателей завета. newadvent.org
- Иоанн Златоуст: «Через крещение вы стали и царём, и священником и пророком…» — о «royal priesthood» в 1 Пет.2:9. assemblyofbishops.orgBible Hub
- Киприан: «Никто не может иметь Бога за Отца, кто не имеет Церкви за Матерь» (De unitate / Ep.72) — сильное патристическое утверждение видимой необходимости принадлежности. newadvent.orgChristian History Institute
- Августин (City of God): развивает идею «города Божьего» — людей, настроенных на Бога; одновременно признаёт еврейское свидетельство о Мессии как историческое. Project Gutenberg
Комментарий