Никто россиянам не запрещает сидеть на бутылках и швабрах! Это ваши проблемы. Хоть самоубейтест всей страной! Просто отвалите от Украины!
Ситуация с Ираном накаляется
Свернуть
X
-
Как Ильханат превратился в Османскую империю и государство Сефевидов
А современный Иран близок к Сефеидам
Эволюция Ильханидского государства (XIII–XIV вв.) и понять, как на его руинах возникли Османская империя на западе и Сефевидское государство на востоке Ирана.
---
🧭 Общий план:
1. Распад Ильханидов (после 1335 г.)
2. Возвышение бейликов в Анатолии → Османы
3. Возвышение шиитского движения Сефевийя → Сефевиды
4. Карта и таблица — кто откуда вырос
---
🏇 1. Крах государства Ильханов (1256–1335)
Характеристика Подробности
Основано Хулагу-ханом — внуком Чингисхана
Территория Иран, Ирак, Азербайджан, часть Кавказа, Хорасан
Столица Тебриз
Религия Вначале буддизм, затем ислам (при Газан-хане в 1295 г.)
Крах После смерти Абу Саида в 1335 г. — династический кризис и гражданская война
> 🧨 После 1335 г. Ильханидское государство распадается на десятки ханств и эмиратов, управляемых военачальниками и бывшими наместниками.
---
🧱 2. Как на развалинах Ильханов возникли новые государства
🇹🇷 Анатолия → Османская империя
После поражения Сельджуков Рума от монголов в 1243 г. Анатолия распалась на мелкие бейлики (в том числе бейлик Османа).
Сельджуки стали вассалами Ильханов, но после их распада (1335) бейлики обрели независимость.
Бейлик Османа (в Вифинии, у границ Византии) активно расширяется:
Захватывает византийские города.
Привлекает газиев, дервишей, ветеранов.
В 1299–1326 гг. — формируется Османская династия, к середине XIV в. — новая империя.
🇮🇷 Иран → государство Сефевидов
После краха Ильханов Ираном правят местные династии:
Джалаириды (Багдад, Тебриз)
Музаффариды, Кара-Коюнлу, Ак-Коюнлу
В XV веке в Ардебиле усиливается суфийский орден Сефевийя (шиитского толка).
В 1501 г. Исмаил Сефеви, потомок шейхов ордена, захватывает Тебриз и провозглашает себя шахом Ирана, учреждает:
Сефевидское государство
Шиизм двунадесятников — официальной религией
---
🔁 Контраст: Османы и Сефевиды
Характеристика Османская империя Сефевидское государство
Происхождение Тюркский бейлик в Анатолии Суфийский орден в Иране
Религия Суннизм (ханафитская школа) Шиизм (дванадесятники)
Объявление империи 1299–1326 (Осман I → Орхан) 1501 (Исмаил I)
Центр Бурса → Эдирне → Стамбул Тебриз → Казвин → Исфахан
Основа власти Армия, газават, бюрократия Харизма шейха, шиизм, кизилбаши
---
🗺️ Территориальная схема (упрощённо)
ИЛХАНЫ (1256–1335)
↓ распад
┌──────────────┬──────────────┐
↓ ↓ ↓
Бейлики Кара-Коюнлу Орден Сефевийя
↓ ↓ ↓
ОСМАНЫ Ак-Коюнлу СЕФЕВИДЫ
(1299) (до 1468) (с 1501)
---
🧨 Столкновение Османов и Сефевидов
С момента своего становления Сефевиды начали продвигать шиизм и подрывать суннитскую Османскую империю.
В 1514 г. султан Селим I наносит поражение шаху Исмаилу в битве при Чалдыране.
Конфликт между двумя державами — главная геополитическая линия мусульманского мира XVI–XVIII вв.
---
🧾 Вывод
После распада государства Ильханов в Анатолии и Иране возникли новые тюркско-иранские державы.
Османы выросли из периферийного бейлика, став суннитской империей.
Сефевиды выросли из шиитского ордена, став идеологической альтернативой Османам.
Ильханидский опыт централизованного управления, налоговой системы, культуры был унаследован обоими государствами — но адаптирован к новым условиям.
Комментарий
-
Отношение к империям древности в Иране после сефевидов
Правители Ирана — от Афшаридов до Исламской Республики — регулярно обращались к образам и идеалам древней Персии, используя их как источник легитимности, национальной гордости и политической символики. Однако они опирались на разные исторические периоды и акценты, в зависимости от идеологии и времени.
---
📜 I. Афшариды (Надир-шах, 1736–1747)
🏛️ Ориентир: Сасаниды и Ахемениды, но с военным акцентом
Надир-шах стремился воссоздать мощь древнеперсидской державы.
Он особенно ориентировался на Ахеменидов и Сасанидов как на великие империи, которые владели Индией, Кавказом и Центральной Азией.
Надир:
Захватил Дели, как Дарий или Шапур побеждали на Востоке.
Стремился быть шаханшахом (царём царей), как древние монархи.
👉 Идеал: Империя, объединяющая Восток и Запад, опирающаяся на персидскую воинскую славу.
---
🏛️ II. Каджары (1796–1925)
🎭 Ориентир: Сасаниды + элементы персидской культурной преемственности
Каджары видели себя наследниками иранской монархии, но были слабы и зависимы от внешних держав.
Они покровительствовали персидской литературе, искусству и архитектуре, ссылаясь на идеалы Сасанидской роскоши и централизованной власти.
Использовали титулы вроде шаханшах, восходящие к древним временам.
Однако реальной силы и идеологии возрождения древней Персии у них не было — они больше опирались на шиитскую легитимность и местные традиции.
👉 Идеал: Сасанидская эстетика, но без имперского масштаба.
---
🏛️ III. Пехлеви (1925–1979)
🔱 Ориентир: Ахемениды прежде всего, затем Сасаниды
Реза-шах и особенно его сын Мохаммед-Реза Пехлеви активно реставрировали идентичность Ирана как наследника великой доисламской Персии:
Возрождение персидских имён, топонимов.
Упор на национализм, секуляризм и арийские корни.
В 1935 году страна официально сменила название с «Персия» на Иран (что означает «земля ариев»).
В 1971 году пышно отпраздновали 2500-летие Персидской монархии в Персеполе (в честь основания державы Киром Великим).
👉 Идеал: Ахеменидская монархия (Кир, Дарий) как символ силы, порядка и просвещённой автократии.
---
🕌 IV. Исламская Республика (с 1979)
☪️ Ориентир: шиитский ислам + избирательное отношение к древности
После исламской революции 1979 года была резко отвергнута доисламская идентичность как «языческая» и связанная с тиранией.
Но постепенно возник избирательный интерес к древности, особенно к фигурам вроде:
Кир Великий — как справедливый и монотеистичный царь,
Ахемениды — как символ единства иранских земель.
В то же время главное внимание уделяется имаму Хусейну, шиитской борьбе за справедливость, и исламскому антиимпериализму.
👉 Идеал: Шиитское мессианство, но с элементами национальной гордости, включающей выборочные аспекты древней истории.
---
🧾 Сравнительная таблица
Эпоха Исторический ориентир Цель
Афшариды Ахемениды, Сасаниды Имперская экспансия, воинская легитимность
Каджары Сасаниды (частично) Эстетика и монархический престиж
Пехлеви Ахемениды (особенно Кир, Дарий) Национализм, секуляризм, модернизация
Исламская Республика Шиитские имамы, выборочно Ахемениды Исламский революционный идеал, антизападность, культурная гордость
Комментарий
-
Все империи давно в прошлом,сейчас другое время,время империй в прошлом. Сейчас мир завоевывают интеллектуальным продуктом,технологиями и товарами. Войны ведут только отсталые недемократические государства,демократии не воюют. Даже Китай предпочитает воевать чужими руками,а сам захватывает мировые рынки своими товарами и кредитами.Комментарий
-
Америка продаёт интеллектуальный продукт- этим она завоевала весть мир и для этого не надо вести войны, и проливать свою, и чужую кровь. Америка продаёт безопасность и технологии. Поэтому США- сверхдержава! Россия не развивалась,все разворовывалось и Путин решил своим металлоломом покамест он не сгнил захватить мир.Так дела не делают,поэтому раша получает отпор.Комментарий
-
Эрдоган заявил о неспособности российских систем ПВО защитить Турцию
Российские ракетные комплексы С-400 не могут полностью обеспечить потребность Турции в противовоздушной обороне (ПВО), заявил президент страны Реджеп Тайип Эрдоган.
«Наше общество поняло это наглядно в последние дни [в связи с войной Израиля и Ирана]. Нам необходимо создать многоуровневый системный комплекс ПВО», — сказал Эрдоган.
....
...
И снова не спеша.
И снова, как всегда.
У-ха-ха
Бу-га-га
.....
....
Комментарий
-
да, поэтому в исламской республике не признают монархизм сефевидов
Отношение Исламской Республики Иран к Сефевидам — в целом положительное, и, в определённом смысле, она действительно считает себя их духовной и исторической продолжательницей, но с важными оговорками.
🇮🇷 Почему Исламская Республика уважает Сефевидов
1. Сефевиды сделали шиитский ислам государственной религией- До Сефевидов (1501) Иран был в основном суннитским.
- Шах Исмаил I (основатель династии) насильственно исламизировал страну в шиитском направлении, превратив двунаправленную религиозную идентичность в централизованную шиитскую культуру.
- Это считается поворотным моментом в формировании «иранского шиизма», который Исламская Республика рассматривает как духовное основание своей власти.
2. Сефевиды создали сильное централизованное иранское государство- После долгого периода фрагментации (после Тимуридов, Каракоюнлу и др.) Сефевиды:
- Централизовали управление,
- Развили персидскую культуру, архитектуру и литературу,
- Сделали Тебриз, затем Исфахан культурными столицами.
- Исламская Республика позиционирует себя как защитника иранской независимости, как и Сефевиды, в противостоянии с Османской империей и другими внешними угрозами.
3. Противостояние суннитским империям (османам, узбекам)- Сефевиды вели религиозную и геополитическую борьбу против суннитских держав:
- Османов на западе,
- Шейбанидов и Джанидов (узбеков) на востоке.
- Это идеологически перекликается с антисуннитскими и антисаудовскими акцентами современного шиитского Ирана (особенно в риторике против ваххабизма и суннитского радикализма).
🤝 В чём Иран НЕ считает себя прямым наследником Сефевидов
1. Монархический характер сефевидской власти- Исламская Республика отвергает монархию как форму тирании, включая теократические формы шахской власти.
- Сефевиды хоть и были "шиитами", но всё же шахи, причём при них:
- Власть концентрировалась в династии,
- Шиизм использовался как инструмент царской власти, а не как средство религиозного самоуправления.
- Аятоллы видят в этом идеологическое отклонение, несмотря на общую веру.
2. Суеверия и крайности шиитской мистики- Шах Исмаил и ранние Сефевиды часто отождествляли себя с имамами и даже претендовали на сверхъестественные качества.
- Исламская Республика подчёркивает, что истинный шиизм — это путь законности (фикха) и правоведения, а не мистицизма и обожествления шаха.
🧾 Итог: Исламская Республика и Сефевиды
🌙 Введение шиизма ✅ Положительно — Сефевиды как основатели шиитского Ирана 🏰 Централизация власти ✅ Частично положительно — как символ независимости 👑 Монархия ❌ Отрицательно — как тирания ✨ Мистика, культ личности шахов ❌ Осуждается 🛡️ Противостояние суннитам ✅ Воспринимается как защита шиитской веры
📚 Пример современного почтения:- В иранских учебниках истории Сефевидов часто восхваляют как героев шиизма и борцов за независимость Ирана.
- Архитектура сефевидского Исфахана активно сохраняется и реставрируется как часть национального наследия.
Комментарий
-
Ad fontes
Ватник, это человек нетрадиционной умственной ориентации...(с)Комментарий
Комментарий