Дракон, не дракон, но у каждого государства свой путь. Вот здесь нашла хорошую, на мой взгляд очень объективную статью о толерантности в России. Отрывок из статьи:
...Если же обратиться к истории российской империи, то, наряду с насилием, в ее политике всегда присутствовали принципы толерантности. Эти принципы можно даже проследить в колониальной политике России. Приведу пример с покорением в конце XIX века Средней Азии. Это был сложный процесс, сочетавший в себе как элементы принуждения, так и элементы доброй воли. В ходе присоединения среднеазиатских земель русская администрация гарантировала не только неприкосновенность имущественных прав населения, но и привилегии местным правителям, представители которых вдобавок к прежним званиям получили дворянские титулы и офицерские звания. На местах имперские представители осуществляли только контроль, а реальная власть оставалась у прежних правителей. Царские власти не просто демонстрировали веротерпимость, но и стремились покровительствовать мусульманам. Полностью были сохранены привилегии, доходы и владения исламского духовенства, не облагавшиеся налогом. Преподавателям медресе и мектебов стали выплачивать государственное жалование. За счет казны массовым тиражом был издан Коран, а весь тираж был безвозмездно передан исламскому духовенству. Крупные дотации выделялись на реставрацию старинных мечетей и других архитектурных памятников. К примеру, на наличные средства императора Александра III была восстановлена из развалин знаменитая ташкентская мечеть Джами. Вместе с русскими в край пришло и православие, но не как торжествующая миссионерская религия завоевателей, а только лишь как религия русских переселенцев. Миссионерская деятельность православия в Туркестане практически не велась. Деятельность православных миссионеров была запрещена еще первым генерал-губернатором К. П. Кауфманом. Эта политика была продолжена его последователями. За весь длившийся полувековой имперский период в Средней Азии христианство приняло 14 туземцев, в то же время 10 русских перешли в мусульманство.
Другими словами, Россия была "странным завоевателем". По словам британского разведчика С. Рейли эту политику можно было назвать "странной, но эффективной". В отличие от Британии и Франции, Россия не устанавливала на покоренных территориях колониальный режим, а ее власть направлялась не столько на эксплуатацию завоеванных земель, сколько на скорейшее слияние с Центральной Россией. Россия при этом почти всегда была донором колонизуемых территорий и стремилась поддерживать уровень жизни периферии через централизованный механизм дотаций. Такая же политика проводилась и в советское время, идеологическими лозунгами которой были такие толерантные понятия, как "дружба и братство между народами", "мирное сосуществование" и "солидарность с народами всех стран мира" в их борьбе с империализмом и колониализмом.
Помимо толерантных черт в российской политике, можно было бы многое сказать и об исторической укорененности толерантного сознания в российском обществе. Характерным примером этому может послужить многовековое сосуществование и диалектическое взаимодействие двух противоположных по своим мировоззренческим характеристикам общественным течениям западников и славянофилов. Я уже не говорю о характере русского народа, который отличается особыми толерантными свойствами своей души. Многие дореволюционные мыслители и общественные деятели, как и некоторые современные исследователи, выявляют и подчеркивают такие исключительные качества русского человека, как склонность к всемирной отзывчивости и всепримирению в противовес романо-германской склонности к насилию и подчинению; способность к долготерпению, всепрощению, кротости и добросердечию; всечеловечность; способность русского человека усваивать дух и идеи чужих народов, перевоплощаться в духовную суть всех наций. Ф. М. Достоевский верил, что только такой народ, наделенный такими душевными качествами и добродетелями, способен "послужить человечеству", что только он может вывести человечество на путь добра и правды...
РЕЛИГИЯ и СМИ - Толерантность в социокультурном и политическом пространстве современной России
...Если же обратиться к истории российской империи, то, наряду с насилием, в ее политике всегда присутствовали принципы толерантности. Эти принципы можно даже проследить в колониальной политике России. Приведу пример с покорением в конце XIX века Средней Азии. Это был сложный процесс, сочетавший в себе как элементы принуждения, так и элементы доброй воли. В ходе присоединения среднеазиатских земель русская администрация гарантировала не только неприкосновенность имущественных прав населения, но и привилегии местным правителям, представители которых вдобавок к прежним званиям получили дворянские титулы и офицерские звания. На местах имперские представители осуществляли только контроль, а реальная власть оставалась у прежних правителей. Царские власти не просто демонстрировали веротерпимость, но и стремились покровительствовать мусульманам. Полностью были сохранены привилегии, доходы и владения исламского духовенства, не облагавшиеся налогом. Преподавателям медресе и мектебов стали выплачивать государственное жалование. За счет казны массовым тиражом был издан Коран, а весь тираж был безвозмездно передан исламскому духовенству. Крупные дотации выделялись на реставрацию старинных мечетей и других архитектурных памятников. К примеру, на наличные средства императора Александра III была восстановлена из развалин знаменитая ташкентская мечеть Джами. Вместе с русскими в край пришло и православие, но не как торжествующая миссионерская религия завоевателей, а только лишь как религия русских переселенцев. Миссионерская деятельность православия в Туркестане практически не велась. Деятельность православных миссионеров была запрещена еще первым генерал-губернатором К. П. Кауфманом. Эта политика была продолжена его последователями. За весь длившийся полувековой имперский период в Средней Азии христианство приняло 14 туземцев, в то же время 10 русских перешли в мусульманство.
Другими словами, Россия была "странным завоевателем". По словам британского разведчика С. Рейли эту политику можно было назвать "странной, но эффективной". В отличие от Британии и Франции, Россия не устанавливала на покоренных территориях колониальный режим, а ее власть направлялась не столько на эксплуатацию завоеванных земель, сколько на скорейшее слияние с Центральной Россией. Россия при этом почти всегда была донором колонизуемых территорий и стремилась поддерживать уровень жизни периферии через централизованный механизм дотаций. Такая же политика проводилась и в советское время, идеологическими лозунгами которой были такие толерантные понятия, как "дружба и братство между народами", "мирное сосуществование" и "солидарность с народами всех стран мира" в их борьбе с империализмом и колониализмом.
Помимо толерантных черт в российской политике, можно было бы многое сказать и об исторической укорененности толерантного сознания в российском обществе. Характерным примером этому может послужить многовековое сосуществование и диалектическое взаимодействие двух противоположных по своим мировоззренческим характеристикам общественным течениям западников и славянофилов. Я уже не говорю о характере русского народа, который отличается особыми толерантными свойствами своей души. Многие дореволюционные мыслители и общественные деятели, как и некоторые современные исследователи, выявляют и подчеркивают такие исключительные качества русского человека, как склонность к всемирной отзывчивости и всепримирению в противовес романо-германской склонности к насилию и подчинению; способность к долготерпению, всепрощению, кротости и добросердечию; всечеловечность; способность русского человека усваивать дух и идеи чужих народов, перевоплощаться в духовную суть всех наций. Ф. М. Достоевский верил, что только такой народ, наделенный такими душевными качествами и добродетелями, способен "послужить человечеству", что только он может вывести человечество на путь добра и правды...
РЕЛИГИЯ и СМИ - Толерантность в социокультурном и политическом пространстве современной России
Комментарий