Человек спасается не сам по себе, не как индивидуум, единолично решающий, как ему быть и действовать в этой жизни, а как член Церкви, сообщества, в котором все друг за друга отвечают. В Евангелии Учитель сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Именно поэтому в Господней молитве мы говорим: «Отче наш», а не «Отче мой». Ведь, по замечанию святых отцов, и спасаемся все вовсе не в отдельности друг от друга, не как отделенные и обособленные друг от друга личности, но только совместно, как единый богочеловеческий организм, будучи членами единого Тела Церкви, которая является Телом Господа нашего Иисуса Христа.
«Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают». (Ин. 15:16)
Начинается молитва Господня с воззвания к Богу: «Отче наш, Иже еси на небесех». Первое, что в молитве привлекает наше внимание, это обращение к Богу: не «Отче мой», а «Отче наш». Почему важно именно такое обращение? Согласно священномученику Киприану Карфагенскому, слова «Отче наш» указывают на одну важную особенность этой молитвы: она произносится от лица всей христианской общины как единой семьи. А другой учитель Церкви святитель Иоанн Златоуст добавляет, что обращение к Богу «Отче наш» уничтожает всякое социальное неравенство между людьми и тем самым призывает нас любить всех людей, вне зависимости от их положения в обществе.
Известный иерарх и богослов, митр. Антоний Сурожский как-то отметил, что молитва «Отче наш», прежде всего, молитва сыновства. Это значит, что ее могут произносить далеко не все, но только те, кто поистине приближается к Богу, кто находится в Церкви Божией, кто во Христе нашел путь к своему Небесному Отцу, потому что только через Христа мы становимся сынами Божиими. И потому совершенно не случайно без молитвы «Отче наш» не обходится ни одно богослужение. В том числе и Евхаристия, в которой союз человека с Богом и с другими людьми выражен наиболее полно.
«Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают». (Ин. 15:16)
Начинается молитва Господня с воззвания к Богу: «Отче наш, Иже еси на небесех». Первое, что в молитве привлекает наше внимание, это обращение к Богу: не «Отче мой», а «Отче наш». Почему важно именно такое обращение? Согласно священномученику Киприану Карфагенскому, слова «Отче наш» указывают на одну важную особенность этой молитвы: она произносится от лица всей христианской общины как единой семьи. А другой учитель Церкви святитель Иоанн Златоуст добавляет, что обращение к Богу «Отче наш» уничтожает всякое социальное неравенство между людьми и тем самым призывает нас любить всех людей, вне зависимости от их положения в обществе.
Известный иерарх и богослов, митр. Антоний Сурожский как-то отметил, что молитва «Отче наш», прежде всего, молитва сыновства. Это значит, что ее могут произносить далеко не все, но только те, кто поистине приближается к Богу, кто находится в Церкви Божией, кто во Христе нашел путь к своему Небесному Отцу, потому что только через Христа мы становимся сынами Божиими. И потому совершенно не случайно без молитвы «Отче наш» не обходится ни одно богослужение. В том числе и Евхаристия, в которой союз человека с Богом и с другими людьми выражен наиболее полно.
Комментарий