Притча о злых виноградарях. Богословие и реальность.

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • ~Татьяна~
    Из вольных странников

    • 29 October 2010
    • 7230

    #61
    Сообщение от Akella
    В евангелиях есть притча о злых виноградарях - одна из притч Иисуса Христа, содержащаяся в трех евангелиях. В ней повествуется о неком хозяине виноградника, который отдал его в управление людям, а затем, когда пришло время плодов, поочередно направлял к виноградарям слуг, после чего сына, но все посланные были ими убиты:

    1. Мф. 21:33-41 - Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нём точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.

    Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?

    Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.
    Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании:
    камень, который отвергли строители,
    тот самый сделался главою угла?
    Это от Господа, и есть дивно в очах наших?Потому сказываю вам,
    что отнимется от вас Царство Божие

    и дано будет народу, приносящему плоды его;и тот, кто упадет на этот камень, разобьется,
    а на кого он упадет, того раздавит...

    Про какой камень говорит Иисус?
    Что было камнем для слушающих притчу?
    Непонимание.Незнание. Невежество .
    Или вера в догмат, сформированный религией ?

    Они ответили не правильно.
    Так что же будет правильным?
    Любопытно, что за версию Вы держите в тайне.
    Последний раз редактировалось ~Татьяна~; 06 November 2016, 02:53 AM.
    Цитата из Библии:
    ( Ос.10.12)
    Сейте себе в правду, и пожнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду.

    Комментарий

    • vladco
      Завсегдатай

      • 14 October 2009
      • 953

      #62
      Сообщение от הלך
      Какие конкретно "неудобоносимые бремена" налагали на народ фарисеи?Список "бремен" пожалуйста.
      Обрезываться и соблюдать закон.

      5 Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать [язычников] и заповедывать соблюдать закон Моисеев.(Деян.15:5)

      10 Что же вы ныне искушаете Бога, [желая] возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?(Деян.15:10)
      4 связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их;
      (Матф.23:4)

      Как-то, так

      Комментарий

      • Romann
        Ветеран

        • 01 May 2016
        • 2660

        #63
        (3цар21). Виноградник =наследство отцов забирают силой, убив человека ухаживающего за виноградником!
        Идею "УБИТЬ и ЗАВЛАДЕТЬ" подбрасывает жена(в Писании часто это Душа).

        А тут(пр31:10-31) добродетельная ЖЕНА насаживает виноградник(пр31:16)Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник.!!!
        Цена у такой "ЖЕНЫ" выше жемчугов??(пр8:11)???
        Познание! т.к. Плоды=Слово=информацию первая жует Душа, затем полученные знания воплощаются в дела!

        Комментарий

        • ~Татьяна~
          Из вольных странников

          • 29 October 2010
          • 7230

          #64
          Сообщение от Romann
          (3цар21). Виноградник =наследство отцов забирают силой, убив человека ухаживающего за виноградником!
          Идею "УБИТЬ и ЗАВЛАДЕТЬ" подбрасывает жена(в Писании часто это Душа).

          А тут(пр31:10-31) добродетельная ЖЕНА насаживает виноградник(пр31:16)Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник.!!!
          Цена у такой "ЖЕНЫ" выше жемчугов??(пр8:11)???
          Познание! т.к. Плоды=Слово=информацию первая жует Душа, затем полученные знания воплощаются в дела!
          Да.
          Познавать надо самому .
          Адам создан для возделывания земли , для выращивания своего плода , а не для принятия чужого.
          Цитата из Библии:
          ( Ос.10.12)
          Сейте себе в правду, и пожнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду.

          Комментарий

          • Romann
            Ветеран

            • 01 May 2016
            • 2660

            #65
            25. И жили Иуда и Израиль спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницею своею, от Дана до Вирсавии, во все дни Соломона. (3цар4:25).
            Ох уж эти виноградники!!!

            Комментарий

            • ~Татьяна~
              Из вольных странников

              • 29 October 2010
              • 7230

              #66
              Сообщение от Romann
              25. И жили Иуда и Израиль спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницею своею, от Дана до Вирсавии, во все дни Соломона. (3цар4:25).
              Ох уж эти виноградники!!!
              Да всё ж от Господа .
              Посылает зачем -то в другие виноградники и земли
              Видать не тот виноград выращивают, а может и не виноград вовсе , а кто на что горазд : у кого яблони, у кого овощи, у кого мандрагоры ...
              Цитата из Библии:
              ( Ос.10.12)
              Сейте себе в правду, и пожнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду.

              Комментарий

              • Aven7
                Ветеран

                • 06 November 2016
                • 1736

                #67
                Сообщение от ~Татьяна~
                Да всё ж от Господа .
                Посылает зачем -то в другие виноградники и земли
                Видать не тот виноград выращивают, а может и не виноград вовсе , а кто на что горазд : у кого яблони, у кого овощи, у кого мандрагоры ...
                Виноград это речи праведника доставляющие радость праведнику.
                Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего.(Псалтирь 137:2)

                Комментарий

                • הלך
                  Отключен

                  • 01 May 2016
                  • 4853

                  #68
                  Сообщение от vladco
                  Обрезываться и соблюдать закон.

                  5 Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать [язычников] и заповедывать соблюдать закон Моисеев.(Деян.15:5)

                  10 Что же вы ныне искушаете Бога, [желая] возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?(Деян.15:10)
                  4 связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их;
                  (Матф.23:4)

                  Как-то, так
                  Закон обрезываться "возложил на плечи" Израиля сам Яхве.

                  Комментарий

                  • vladco
                    Завсегдатай

                    • 14 October 2009
                    • 953

                    #69
                    Сообщение от הלך
                    Закон обрезываться "возложил на плечи" Израиля сам Яхве.
                    Как написано, так должно и свершаться по духу святыни.

                    Комментарий

                    • Akella
                      Временно отключен

                      • 22 August 2016
                      • 4701

                      #70
                      Сравнивая три версии этой притчи, можно заметить, что начало притчи Луки отличается от версий Матфея и Марка. У Луки нет подробностей об устроении виноградника. Нет указаний, что хозяин, насадивший виноградник, ''обнес его оградою, выкопал в нём точило, построил башню''. Лука говорит просто, что ''один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям'' - и все. В Мф и Мк заметно творчество, украшательство. Лука тоже, и местами даже в большей степени любит литературные украшения, любит более подробно описывать контексты происходящих событий, и даже помещать слова Иисуса в совершенно другие контексты. Но здесь, в начале притчи, нет ничего подобного. Это не присуще Луке, хотя он как раз склонен к хорошим литературным обрамлениям своего рассказа. Причина может быть лишь в том, что он пользовался другим источником, в котором не было этих аллюзий на ВЗ.
                      В библеистике существует теория о некоем источнике, условно обозначаемом буквой Q, это второй материал наравне с ев. Мк, общий для Матфея и Луки. Считается, что Матфей и Лука в основном использовали Марка, но периодически вкрапляя в свои евангелия притчи и логии из Q. источника Q. Если проделать небольшой анализ, то напрашивается вывод, что в этой притче Матфей следует Марку, а Лука пользуется и Марком и Q, в котором также содержалась эта притча. Источник Q содержал логии и притчи без помещения их в исторический контекст конкретных слушателей, событий и мест. Этим творчеством занимаются как раз евангелисты.
                      Подобный сборник логий Иисуса представляет собой неканоническое евангелие Фомы, найденное в кодексах из Наг-Хаммади. Некоторая часть Евангелия от Фомы на греческом языке была известна давно, а в НХ была найдена полная версия, но на коптском языке, ибо являлось переводом с греческого источника.
                      В нем отсутствуют литературные украшательства, нет четкой стилизации многих изречений, даже совпадающих с каноническими. Они там часто неказисты и неотесаны, ибо не прошли еще церковную обработку. Нет там и контекста, где, кому и при каких обстоятельствах было сказано Иисусом конкретное слово. Многие логии имеют почти точное соответствие каноническим высказываниям. Но в каноне они уже не только стилизованы и помещены в контекст, но испытали на себе закваску иудаизма, обросли аллюзиями из ВЗ и получили местами толкования. Все это говорит о том, что Фома является более первичным документом по сравнению с каноническими евангелями и очень смахивает по своей форме на тот гипотетический источник Q. Но многие высказывания в ЕФ весьма трудны для понимания в контексте иудаистских представлений, часто просто совершенно неудобовразумительны, что и могло быть причиной их игнорирования каноническими евангелистами. И современного христианина с его изысканным ''библейским'' вкусом и воспитанном на стилизованных в каноне евангелиям, ЕФ и отталкивает из-за своей этой неотесанности и ''небиблейскости'' и противоречия канону.

                      Комментарий

                      • Akella
                        Временно отключен

                        • 22 August 2016
                        • 4701

                        #71
                        Теперь ближе к делу.
                        Наша разбираемая притча есть и в ЕФ. Но там она в несколько другом варианте. Читаем:

                        69. Он сказал: У доброго человека был виноградник; он отдал его работникам, чтобы они обработали его и чтобы он получил его плод от них. Он послал своего раба, чтобы работники дали ему плод виноградника. Те схватили его раба, они избили его, еще немного - и они убили бы его. Раб пришел, он рассказал своему господину. Его господин сказал: Может быть, они его не узнали. Он послал другого раба. Работники побили этого. Тогда хозяин послал своего сына. Он сказал: Может быть, они постыдятся моего сына. Эти работники, когда узнали, что он наследник виноградника, схватили его, они убили его. Тот, кто имеет уши, да слышит!

                        Первое, что бросается в глаза, это отсутствие в логии Евангелия от Фомы финальных нравоучительных выводов сей драмы, а именно то, что по возвращении хозяин виноградника предаст злых виноградарей смерти, отберет виноградник и отдаст его другим.
                        Здесь эта драма превращается просто в ужасный рассказ о посылании рабов, слуг и сына за плодами, в котором даже приход хозяина виноградника может обратиться драмой, ведь нет никакой гарантии в том, что злые виноградари не убьют и самого хозяина виноградника.
                        Опираясь на датировку Евангелия от Фомы, как наиболее раннее произведение по отношению к синоптическим евангелиям и наиболее близкое к источнику Q, можно достаточно уверенно утверждать, что изначально в притче не было ни ограды, ни точила, ни башни, ни возмездия владельца за деяния виноградарей и передачи виноградника другим. Притча заканчивается на убийстве сына хозяина виноградника.
                        Но здесь есть одно но. В каноне евангелисты определяют хозяина виноградника: ''некоторый человек'' (Мф и Мк) или ''один человек'' (Лк), что не несет в себе ни положительной, ни отрицательной нагрузки в то время, как им выгоднее было бы назвать его ''добрым'' или ''хорошим'' человеком, подразумевая под ним Яхве. Скорее всего их источники не содержали никакой информации о доброте этого человека. Содержали ли они какую-нибудь негативную информацию, мы сможем увидеть сейчас увидеть.

                        Еще более интересным становится смысл притчи, если мы обратимся к современному переводу Евангелия от Фомы, выполненному И.Ю.Мирошниковым и опубликованному в альманахе Scripta Antiqua Москва 2012 год. -

                        Там есть замечание, что рукопись в месте про хозяна виноградника содержит лакуну, приведенную в квадратных скобках.
                        ''в этом месте в рукописи лакуна, возможны два восстановления: либо ourwme $nxrh[sth]s (др.-греч. χρήστης), «заимодавец, ростов-
                        щик», либо ourwme $nxrh[sto]s (др.-греч. χρηστός), «добрый
                        человек». Первый вариант лучше подходит по контексту: изречения 6366 образуют единый блок, направленный на обличение материального богатства''.

                        - - - Добавлено - - -

                        Посмотрите, всего одна буква и как кардинально меняется смысл притчи ростовщик пытается получить свои деньги, свои материальные блага, и посылает за ними своих слуг, которых избивают и выгоняют, но, его жадность и алчность так сильна, что он не обращает никакого внимания на избитых слуг и даже посылает своего сына, чтобы с его помощью вернуть свои материальные блага, и этого сына, который должен был быть дорог ростовщику, убивают. Что это, как не алчность застилающая разум? И переводчик совершенно прав в своем комментарии, в этом контексте данная логия вполне органично сочетается с предыдущими логиями, обличающие материальное богатство. Фактически, ростовщик из этой притчи может прямо ассоциироваться с покупателями и торговцами из притчи про пир в предыдущей логии, которые не войдут в царствие Отца.
                        Кроме того, совсем уж сомнительным выглядит в данном контексте толкование, что владелец виноградника Бог, особенно с учетом того, что проповедь Иисуса предполагается в иудейской среде и как к ростовщичеству относится Ветхий Завет Вт.23:

                        19 Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост;
                        20 иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею.

                        Опираясь на вышесказанное, я считаю, что первоначальный смысл притчи о злых виноградарях кардинально отличался от ортодоксальной интерпретации и носил простой контекст, обличающий привязанность к материальным благам.
                        Использование Иисусом фигуры сына, посылаемого ростовщиком, должно было лишь подчеркнуть жадность и алчность ростовщика, готового рискнуть собственнным сыном даже после того, что ему четко было дано понять виноградарями, что он ничего не получит. Но ортодоксам такое значение могло казаться примитивным, и они при упоминании сына, неминуемо отождествляли его с Иисусом, и тогда притча теряла свой первоначальный смысл. Далее, отсутствие в ЕФ финальной части требовало при восприятии сына и ростовщика, как Иисуса и отца Его Яхве, восполнения ее угрозами наказания виноградарей, отнятия виноградника и передачи его другим согласно уже иудеохристианским представлениям ортодоксии о миссии церкви к язычникам.
                        Притча же первоначально носила характер, аналогичный притче о богаче, собравшем много богатства и иллюстрировала невозможность служения двум господам, Богу и мамоне, то есть непривязанность к богатству и показанию, до чего может дойти человек, привязанный к нему, то есть практически потерять все. И в той притче тоже человек теряет все свое богатство в одну ночь, когда приходит смерть и кладет конец всем его мечтам.
                        Здесь та же идея что содержится в логиях о блаженстве нищих и горе богатых. Но эта притча оказалась вырванной из своего идейного контекста и перенесена в богословский контекст из-за указания на сына, что сразу же ослепило глаза ''духовных'' толкователей и подвигло их на это ''духовное'' творчество.

                        Комментарий

                        • Akella
                          Временно отключен

                          • 22 August 2016
                          • 4701

                          #72
                          1. Чтение лакуны как ''ростовщика'' прекрасно вписывается в логику притчи. Ведь человек именно отдает виноградник в рост, чтобы иметь прибыль, сам фактически вообще не трудясь в нем. Даже контекст требует в этом ''добром человеке'' видеть ''ростовщика''. Да и по логике текста, если даже это ''добрый человек'', непонятно в чем эта доброта выражается? В том, что отдает в рост? Очень сомнительная доброта. Потому канонники не смогли превратить ростовщика в ''доброго человека'' и предпочли неопределенность фразой ''некоторый человек''.

                          2. В логиях 63-66 ЕФ действительно четко проследивается единая тема о материальном богатстве. Иначе притча выбивается из блока или блок заканчивается перед ней.

                          3. Отсутствие нравоучительной концовки в притче ЕФ в сторону ортодоксии. Акцент просто на самом поведении ростовщика.

                          4. Гностические попытки видеть в притче Эллохим, Яхве, архонтов, Отца, пророка, Сына приводят к чрезмерной аллегоризации притчи, на которую вряд ли были способны слушатели автора. Притча должна была вызвать естественный отклик в душе слушателей, среди которых наверняка было немало таких работников, (крестьян, работников виноградников), которых нанимали зажиточные и ''зажравшиеся'' с точки зрения этих работников богачи и ростовщики. Странно было бы, если бы Иисус сделал богача или ненавистного ростовщика-арендатора в среде бедных слушателей положительным героем притчи.

                          5. Особенность очень проста - показать своим слушателям то, как далеко может зайти алчность, если и жизнь сына ставится ниже возможности получения прибыли. Эта мысль проста и понятна, особенно для тех, кому она рассказывается. И никаких сложных аллегорий.
                          Это - МОМЕНТ ИСТИНЫ!
                          Притча заканчивается словами ''имеющий уши слышать, да слышит!'' Очевидность слышимого не нуждается в доказательствах.
                          Но я попытаюсь дать толкование.
                          Если представить себя в роли слушателя, то в момент рассказа о возвращениии избитого работниками слуги к хозяину естественно ожидается гнев этого хозяина. Но странное дело, рассказчик игнорирует эти ожидания, и его главный персонаж вместо нормальной в таких случаях реакции задается уже вопросами, не обращая внимания на сам факт избиения слуги. ''Может быть они его не узнали''. Не идет туда сам, как следовало бы, чтобы разобраться в бесчинстве и наказать наглецов, но ищет оправдания произошедшего инциндента и отправляет следующего не с тем, чтобы выразить недовольство хозяина, но, как ни в чем не бывало, с тем же самым поручением, что и первого. Реальность изменилась, но он упрямо почему-то не принимает ее и наивно хватается за соломинку, что ''все хорошо, все по прежнему'', просто ''они его не узнали'', или ''наверняка вышло какое-то недоразумение''. Он не царь, а всего лишь ростовщик, и скорее всего не имеет возможности учинить расправу, и осознает, что если принять факт избиения раба и возвращения его без плодов, то не видать ему больше ни плодов со своего виноградника, ни самого виноградника. Помимо алчности им движет еще и страх, он ослеплен желанием наживы, и не хочет видеть фактов, говорящих что ее не будет. Страх и алчность действительно ослепляют его. И наконец факт отправления даже родного сына лишь показывают степень его жадности, застилающей разум. И все для него заканчивается трагически: теряет сына из-за собственной алчности!
                          Именно такова кульминация этой притчи в ев. от Фомы.
                          6. Представить процесс творческого развития в ранней церкви этой притчи от простого варианта в ЕФ до изощренного канонического варианта весьма легко и естесственно. А вот проделать обратный ход от канноников к версии ЕФ невозможно, что и говорит о первичности и подлинности варианта в ЕФ.
                          ''Имеющий уши, да слышит!''

                          - - - Добавлено - - -

                          Отдельный респект участнику Воланд. Он сумел кое-что таки увидеть даже в канонических вариантах притчи.

                          Комментарий

                          • הלך
                            Отключен

                            • 01 May 2016
                            • 4853

                            #73
                            Как выше сказал Воланд:пример неэффективного ведения бизнеса)))
                            Очень интересное исследование.Вы закончили мысль?

                            Комментарий

                            • Akella
                              Временно отключен

                              • 22 August 2016
                              • 4701

                              #74
                              Сообщение от הלך
                              Как выше сказал Воланд:пример неэффективного ведения бизнеса)))
                              Очень интересное исследование.Вы закончили мысль?
                              Практически да.

                              Комментарий

                              • הלך
                                Отключен

                                • 01 May 2016
                                • 4853

                                #75
                                Сообщение от Akella
                                Отдельный респект участнику Воланд. Он сумел кое-что таки увидеть даже в канонических вариантах притчи.
                                Как я понял закончили.
                                Тогда вопрос,а Вам не окажется что в любом случае ассоциация с миссией Иисуса неизбежна?
                                Второй вопрос,Вы вообще отрицаете,что Иисус учил тому что "многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом,а сыны царствия будут извергнуты вон"?
                                Кстати в варианте Маркиона там какая концовка?Может сравним?

                                Комментарий

                                Обработка...