В евангелиях есть притча о злых виноградарях - одна из притч Иисуса Христа, содержащаяся в трех евангелиях. В ней повествуется о неком хозяине виноградника, который отдал его в управление людям, а затем, когда пришло время плодов, поочередно направлял к виноградарям слуг, после чего сына, но все посланные были ими убиты:
1. Мф. 21:33-41 - Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нём точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.
2. Мк. 12:1-9 - И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился. И послал в своё время к виноградарям слугу принять от виноградарей плодов из виноградника. Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем. Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем. И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали. Имея же ещё одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше. И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника. Что же сделает хозяин виноградника? Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим.
3. Лк. 20:9-16 - И начал Он говорить к народу притчу сию: один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время; и в своё время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем. Ещё послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем. И ещё послал третьего; но они и того, изранив, выгнали. Тогда сказал господин виноградника: что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся. Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше. И, выведя его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними господин виноградника? Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали: да не будет!
Большинство толкователей придают следующие значения использованным в притче образам:
- хозяин дома Бог
- виноградник еврейский народ, избранный Богом для сохранения веры, Израиль, иудейская церковь, Иерусалим.
- ограда Закон Божий, данный через Моисея.
- точило (резервуары для получения сока винограда) жертвенник, на котором проливалась кровь.
- башня Храм.
- виноградари начальники и учители еврейского народа (первосвященники, книжники, фарисеи), те к кому была адресована обличительная проповедь Христа
- отлучение хозяина долготерпение Божие, время с тех пор, как Господь вывел евреев из Египта в Землю Обетованную, жизнь иудеев по собственному произволу.
- время плодов наступило во времена пророков
- слуги и рабы пророки обличавшие нечестие иудеев, претерпевшие гонения и смерть от них
- свои плоды богопознание, плоды послушания, дела веры, бланочестие.
- сын, наследник Христос.
- вывели вон из виноградника и убили пророчество Христа о том, что Его казнят за пределами Иерусалима.
- пришествие хозяина когда Бог воззрит на беззаконие совершенное начальниками, разрушение Иерусалима и казни иудеев римлянами в 70 году, создание церкви, передача виноградника язычникам, в некоем узком смысле и Второе Пришествие Христа.
Таким образом, в притче о злых виноградарях Иисус Христос обличает начальников и учителей еврейского народа за то, что они развратились и не ревнуют об исполнении воли Бога, присвоили Божье себе, избивали пророков, посланных им для вразумления, а теперь замыслили учинить расправу и над Сыном Бога.
Есть отсылка ортодоксальных толкователей сей притчи к Исайе Гл.5, где сказано, что «Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды - любимое насаждение Его». Однако есть серьезные сомнения в толковании виноградарей, как первосвященников, книжников и фарисеев, ибо и их самих всех, следуя этой логике, надо отнести также к плодам гроздьям и ягодам, отвергающим Закон. Впрочем, даже если считать за виноградарей начальников и учителей еврейского народа, то совершенно непонятен их отказ отдавать владельцу плоды. Ведь даже в Исайе Господь сетует «Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды?», но ничего не говорится про то, что кто-либо отказывается вообще давать ему плоды. Да, не должным образом ухаживали, да, выросли не те плоды, но, какой смысл не отдавать эти плоды, если и самим этим виноградарям эти дикие ягоды не принесут прибыли? По притче плоды были, и были именно виноградные, то есть было и благочестие, и плоды веры, и богопознание, только почему-то они должны передаться через виноградарей, лидеров иудаизма Богу. И поэтому совсем непонятна в этом ключе мотивация виноградарей к изгнанию, избиению и убийству посланников всемогущего Господа. А особенно наследника владельца виноградника. Да и какой может быть в принципе еще и наследник у Бога, который триедин?
Если хозяин виноградника - Бог, и если виноградник Его - это Израиль, а виноградари - лидеры иудаизма, то как понять, что они не давали плодов, что они узурпировали, присвоили виноградник Божий? Да и возможны ли были плоды без самого хозяина, если Иисус говорит, что Отец Его - виноградарь, а Он Сам истинная виноградная лоза? Разве были какие-то плоды в Израиле до пришествия Сына? Разве не все согрешили, не все были под грехом? Разве плоды благочестия и послушания закону Бога иудеи ''выращивали'' и таки вырастили не для Бога? Притча не обличает в том, что плодов не было вообще, они были и были подлинные, но в том, что их не отдали хозяину.
Да и самого хозяина интересуют только плоды, а вот виноградник не очень. Почему виноградник был оставлен на кого-то и отдан кому-то? Разве не мог хозяин со своими рабами и сыном лично ухаживать за своим виноградником? Зачем было отдавать виноградарям? Они лучше, чем он сам и сын могли ухаживать за ним? Почему виноградари решили вообще ничего не отдавать с урожая законному хозяину?
Да и при таком толковании не возможен ли повтор этой истории и с виноградником церкви, где лидеры церкви также не отдают какие-то плоды, которые однако по притче существуют, они были и в винограднике Израиля, но их не отдают?
И последнее. Почему хозяин так рискует, посылая сына после того, как уже увидел, что сделали с рабами? Неужели плоды для него важнее сына?
1. Мф. 21:33-41 - Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нём точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.
2. Мк. 12:1-9 - И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился. И послал в своё время к виноградарям слугу принять от виноградарей плодов из виноградника. Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем. Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем. И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали. Имея же ещё одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше. И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника. Что же сделает хозяин виноградника? Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим.
3. Лк. 20:9-16 - И начал Он говорить к народу притчу сию: один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время; и в своё время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем. Ещё послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем. И ещё послал третьего; но они и того, изранив, выгнали. Тогда сказал господин виноградника: что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся. Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше. И, выведя его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними господин виноградника? Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали: да не будет!
Большинство толкователей придают следующие значения использованным в притче образам:
- хозяин дома Бог
- виноградник еврейский народ, избранный Богом для сохранения веры, Израиль, иудейская церковь, Иерусалим.
- ограда Закон Божий, данный через Моисея.
- точило (резервуары для получения сока винограда) жертвенник, на котором проливалась кровь.
- башня Храм.
- виноградари начальники и учители еврейского народа (первосвященники, книжники, фарисеи), те к кому была адресована обличительная проповедь Христа
- отлучение хозяина долготерпение Божие, время с тех пор, как Господь вывел евреев из Египта в Землю Обетованную, жизнь иудеев по собственному произволу.
- время плодов наступило во времена пророков
- слуги и рабы пророки обличавшие нечестие иудеев, претерпевшие гонения и смерть от них
- свои плоды богопознание, плоды послушания, дела веры, бланочестие.
- сын, наследник Христос.
- вывели вон из виноградника и убили пророчество Христа о том, что Его казнят за пределами Иерусалима.
- пришествие хозяина когда Бог воззрит на беззаконие совершенное начальниками, разрушение Иерусалима и казни иудеев римлянами в 70 году, создание церкви, передача виноградника язычникам, в некоем узком смысле и Второе Пришествие Христа.
Таким образом, в притче о злых виноградарях Иисус Христос обличает начальников и учителей еврейского народа за то, что они развратились и не ревнуют об исполнении воли Бога, присвоили Божье себе, избивали пророков, посланных им для вразумления, а теперь замыслили учинить расправу и над Сыном Бога.
Есть отсылка ортодоксальных толкователей сей притчи к Исайе Гл.5, где сказано, что «Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды - любимое насаждение Его». Однако есть серьезные сомнения в толковании виноградарей, как первосвященников, книжников и фарисеев, ибо и их самих всех, следуя этой логике, надо отнести также к плодам гроздьям и ягодам, отвергающим Закон. Впрочем, даже если считать за виноградарей начальников и учителей еврейского народа, то совершенно непонятен их отказ отдавать владельцу плоды. Ведь даже в Исайе Господь сетует «Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды?», но ничего не говорится про то, что кто-либо отказывается вообще давать ему плоды. Да, не должным образом ухаживали, да, выросли не те плоды, но, какой смысл не отдавать эти плоды, если и самим этим виноградарям эти дикие ягоды не принесут прибыли? По притче плоды были, и были именно виноградные, то есть было и благочестие, и плоды веры, и богопознание, только почему-то они должны передаться через виноградарей, лидеров иудаизма Богу. И поэтому совсем непонятна в этом ключе мотивация виноградарей к изгнанию, избиению и убийству посланников всемогущего Господа. А особенно наследника владельца виноградника. Да и какой может быть в принципе еще и наследник у Бога, который триедин?
Если хозяин виноградника - Бог, и если виноградник Его - это Израиль, а виноградари - лидеры иудаизма, то как понять, что они не давали плодов, что они узурпировали, присвоили виноградник Божий? Да и возможны ли были плоды без самого хозяина, если Иисус говорит, что Отец Его - виноградарь, а Он Сам истинная виноградная лоза? Разве были какие-то плоды в Израиле до пришествия Сына? Разве не все согрешили, не все были под грехом? Разве плоды благочестия и послушания закону Бога иудеи ''выращивали'' и таки вырастили не для Бога? Притча не обличает в том, что плодов не было вообще, они были и были подлинные, но в том, что их не отдали хозяину.
Да и самого хозяина интересуют только плоды, а вот виноградник не очень. Почему виноградник был оставлен на кого-то и отдан кому-то? Разве не мог хозяин со своими рабами и сыном лично ухаживать за своим виноградником? Зачем было отдавать виноградарям? Они лучше, чем он сам и сын могли ухаживать за ним? Почему виноградари решили вообще ничего не отдавать с урожая законному хозяину?
Да и при таком толковании не возможен ли повтор этой истории и с виноградником церкви, где лидеры церкви также не отдают какие-то плоды, которые однако по притче существуют, они были и в винограднике Израиля, но их не отдают?
И последнее. Почему хозяин так рискует, посылая сына после того, как уже увидел, что сделали с рабами? Неужели плоды для него важнее сына?
Комментарий