Так что же нам делать с диаволом? Благословлять его, что ли? Ответ на этот вопрос, причем ответ весьма странный, неожиданный, мы можем отыскать, оказывается, в Нагорной проповеди, в самом сердце евангельского этического учения. Давайте подумаем над тем, что пишет Лука: «Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал бы тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу. Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки» (Лк 12:5859). Наше внимание должно привлечь слово «соперник», которое мы и выделили. В греческом оригинале стоит "антидикос", что может переводиться и как противник. А мы помним, что на иврите противниксатана. Не слишком ли смелый ход мыслей? Если и так, то пример мы берем с Петра, который пишет: «Противник ваш [] диавол» (1 Пет 5:8). Сомнений в словах Петра нет, но в том-то и дело, что Петр использует для обозначения противника то же слово"антидикос". Итак, соперник или противникдиавол. И когда человек идет по своему пути, сопровождаемый диаволом, уловившим его в свою волю, то лучше постараться освободиться. А не тотого и гляди окажешься там, где не хочешь.
Последний совет, кажется, не дает нам ничего нового,мы и так знали о необходимости человеку, уловленному диавольскими сетями, стремиться к свободе. Зачем повторять прописные истины?! Но вот вам Матфеев вариант той же заповеди: «Мирись с соперником (антидикос) твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник (антидикос) не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» (Мф 5:2526).
Однако если подумать, ничего странного в указаниях о примирении с диаволом нет, ибо примирение, мир, смирение, кротостьэто как раз и есть то, чем, как писал Игнатий Антиохийский, низлагается князь века сего (ср. Тралл 4). Диаволразделитель, и умножение вражды с нимвеликая для него радость. Велика радость диавола о том, кто проклинает его, ибо тем самым душа проклинающего становится егодиаволадостоянием. Воюющий с диаволомвоюет на стороне диавола. Воюющий против диаволавоюет за него. Напротив, хранящий мир побеждает диавола и тем освобождается от соперника своего. И ни Иисус, ни мы вослед Ему не призываем приветствовать диавола лобзанием, мы не призываем его почитать, ему поклоняться. Но дабы освободиться от его власти, перестаньте поражать змея в голову, прекратите борьбу с ним: «Не противься злому» (Мф 5:39)!
Человек по дозволению Божию принужден диаволом идти одно с последним поприще. Пока еще на пути, в конце которого Страшный суд, надо посредством примирения с диаволом освободиться от него, смирением и кротостью низложить его, нисколько не дорожа сим сомнительным единством. Повторим: освободиться. А как возможно освобождение? Сие известно: познание истины.
Еще раз повторим: пусть не возникает искушения увидеть в наших рассуждениях попытки заставить поклоняться змею. Ведь ясно, что исцеление достигается не благодаря змею, не самим злом, и не тем, что человек ранее считал злом: «Обращавшийся исцелялся не тем, на что взирал, но Тобою, Спасителем всех» (Прем 16:7).
Прежде завершения сих мыслей, обратим внимание на иное мнение современного «богослова»: «Православиеэто воинская этика. Церковьвоинский орден, самое вступление в который похоже на присягу. Крещение пронизано воинской символикой, и начинается оно с вызова и объявления войны диаволу». Комментарии, как говорится, излишни. Впрочем, эта мысль была бы весьма благочестива, если бы далее автор добавил бы нечто, созвучное Апостолу Павлу: «Оружия воинствования нашего не плотские» (2 Кор 10:4); «Станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф 6:1417), или как у Игнатия: кротостью низлагается князь века сего. Обратите опять внимание: мир, смирение, кротость. Вместо этого следующие слова нашего православного ратоборца призывают от «миротворческих» идей перейти к более реалистическим Как ты думаешь, благочестивый читатель, далеко ли успеют уйти по дороге к истине сии воины, пред которыми проклят змей, прежде нежели будут в очередной раз ужалены в пяту?..
Последний совет, кажется, не дает нам ничего нового,мы и так знали о необходимости человеку, уловленному диавольскими сетями, стремиться к свободе. Зачем повторять прописные истины?! Но вот вам Матфеев вариант той же заповеди: «Мирись с соперником (антидикос) твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник (антидикос) не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» (Мф 5:2526).
Однако если подумать, ничего странного в указаниях о примирении с диаволом нет, ибо примирение, мир, смирение, кротостьэто как раз и есть то, чем, как писал Игнатий Антиохийский, низлагается князь века сего (ср. Тралл 4). Диаволразделитель, и умножение вражды с нимвеликая для него радость. Велика радость диавола о том, кто проклинает его, ибо тем самым душа проклинающего становится егодиаволадостоянием. Воюющий с диаволомвоюет на стороне диавола. Воюющий против диаволавоюет за него. Напротив, хранящий мир побеждает диавола и тем освобождается от соперника своего. И ни Иисус, ни мы вослед Ему не призываем приветствовать диавола лобзанием, мы не призываем его почитать, ему поклоняться. Но дабы освободиться от его власти, перестаньте поражать змея в голову, прекратите борьбу с ним: «Не противься злому» (Мф 5:39)!
Человек по дозволению Божию принужден диаволом идти одно с последним поприще. Пока еще на пути, в конце которого Страшный суд, надо посредством примирения с диаволом освободиться от него, смирением и кротостью низложить его, нисколько не дорожа сим сомнительным единством. Повторим: освободиться. А как возможно освобождение? Сие известно: познание истины.
Еще раз повторим: пусть не возникает искушения увидеть в наших рассуждениях попытки заставить поклоняться змею. Ведь ясно, что исцеление достигается не благодаря змею, не самим злом, и не тем, что человек ранее считал злом: «Обращавшийся исцелялся не тем, на что взирал, но Тобою, Спасителем всех» (Прем 16:7).
Прежде завершения сих мыслей, обратим внимание на иное мнение современного «богослова»: «Православиеэто воинская этика. Церковьвоинский орден, самое вступление в который похоже на присягу. Крещение пронизано воинской символикой, и начинается оно с вызова и объявления войны диаволу». Комментарии, как говорится, излишни. Впрочем, эта мысль была бы весьма благочестива, если бы далее автор добавил бы нечто, созвучное Апостолу Павлу: «Оружия воинствования нашего не плотские» (2 Кор 10:4); «Станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф 6:1417), или как у Игнатия: кротостью низлагается князь века сего. Обратите опять внимание: мир, смирение, кротость. Вместо этого следующие слова нашего православного ратоборца призывают от «миротворческих» идей перейти к более реалистическим Как ты думаешь, благочестивый читатель, далеко ли успеют уйти по дороге к истине сии воины, пред которыми проклят змей, прежде нежели будут в очередной раз ужалены в пяту?..
Комментарий