Привожу ключевые стихи:
26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
(Быт.1:26,27)
1 Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его,
2 мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их.
3 Адам жил сто тридцать лет и родил [сына] по подобию своему по образу своему, и нарек ему имя: Сиф.
(Быт.5:1-3)
9 Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию.
(Иак.3:9)
Есть мнение, что мы сотворены по образу и подобию Божьему.
Это мнение интерпретирует вышеперечисленные стихи так:
Раз Бог запланировал в Быт.1:26 сотворить по образу и подобию, то стало быть так Он и сделал. О чем свидетельствуют например Быт.5:1 и Иак.3:9.
Более того раз Сиф сотворен по подобию Адама, а Адам сотворен по подобию Бога, что следует из Быт.5:1, то и Сиф и его потомки вплоть до нас с вами так-же сотворены по образу и подобию Бога.
Лично меня сие мнение не устраивает по нескольким причинам.
1) 1:26 говорит о том, что было запланировано Богом. Я нисколько не собираюсь отметать того факта, что запланированное Богом рано или поздно - но исполнится. Однако следующий стих говорит что прям в момент сотворения, человек был сотворен только по образу.
(Разница между планом и исполнением)
2) в 26 и в 27 стихах использованы разные глаголы, переведенные одинаковым словом сотворить. в 26 стоит глагол Аса, в 27 - Бара.
(Разница между примененными глаголами)
3) в 26 упоминается Подобие в 27 - нет. (Разница между способами исполнения)
Следовательно(аж целых три причины) непосредственно в момент сотворения человек был создан только по Образу.
Сказанное в Быт.5:1 надо рассматривать в контексте самого стиха, в контексте ближайших стихов, и в контексте всей главы пятой.
Контекст самого стиха 5:1 говорит о том, что подобие употребляется в контексте слова родословие. Почему так? Читаем: "Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его"
Ключевое слово - когда!!!
Так когда Бог сотворил Адама по подобию?
Очевидно что не до того, т.к. до того Бог сотворил его ТОЛЬКО по Образу - см. 1:27, и 1:26 мы не можем рассматривать, бо в 1:26 Бог декларирует лишь свое намерение сотворить по Образу и Подобию. Которое Он начал исполнять с 1:27.
Так если не тогда, то когда?
А вот об этом говорит нам контекст самого стиха. В этом стихе подобие употреблено в контексте слова - тольдот - родословия.
А родословие, как известно - это процесс, а не единовременный акт. И об этом процессе нам как раз и рассказывает вся пятая глава.
Значит можно с некоторой долей уверенности предположить, что сотворение по подобию, есть процесс и етот процесс есть УПОДОБЛЕНИЕ БОГУ и Его качествам. Если внимательно посмотреть на родословие Адама, то нельзя не увидеть, что оно идет от Адама(глина, земля), до Мафусала(отгоняющий смерть), Ламеха(ослабляющий, смягчающий), и наконец Ноя(утешитель). А это качества Духа Святого - отгонять смерть, ослаблять смягчать удары и утешать, ведь Он есть Дух - утешитель.
Следовательно в пятой главе приведены в образном виде ступени обретения качеств Духа Святого, т.е. рассказан процесс обретения Подобия Божьего, или уподобления Ему.
И Стих 5:3 опосредованно свидетельствует об этом. Ведь если-бы подобие Божие было унаследовано от Бога Адамом, то Моисею не было-бы нужды утверждать что Сиф родился по образу и подобию Адама. Он-бы просто написал что Сиф рожден Адамом по образу и подобию Бога.
А раз это не так значит есть между этими вещами разница!!!
Более того, рождение Сифа по образу и подобию Адама вовсе не свидетельство того, что абсолютно все дети рождаются по подобию своих отцов. О чем ярко свидетельствует нам Писание. Показывая как дети отходили от образа действий и верований своих отцов.
Рассмотрение-же Иак.3:9 упирается в рассмотрение применонного там слова гиномай, которое означает не сотворенный, а скорее ставший или рожденный. Если принимать первое слово, то оно с очевидностью указывает так-же на то, что уподобление есть процесс, если-же применятиь второе слово, то очевидно, что оно касается только рожденных от Духа. Потому как рожденный по плоти очевидно что не может быть подобным Богу, который есть Дух!
Исходя из всего выше сказанного я лично придерживаюсь мнения что Сотворение по Образу - есть единовременный акт - неотъемлемая черта каждого человека - то, что отличает человека от прочих творений. А вот сотворение по Подобию - есть продолжительный процесс. И мы все находимся в этом процессе - процессе уподобления Богу! Со времен Адама и вплоть до суда у великого белого престола.
А вы как думаете?
PS я не против, что нашей целью в этой жизни является достижение Подобия Бога, и что многие достигают его, под руководством Господа, таким образом исполняя задуманное Им в 26-ом стихе.
Я просто против того, что мы рождаемся уже с Его подобием.
26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
(Быт.1:26,27)
1 Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его,
2 мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их.
3 Адам жил сто тридцать лет и родил [сына] по подобию своему по образу своему, и нарек ему имя: Сиф.
(Быт.5:1-3)
9 Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию.
(Иак.3:9)
Есть мнение, что мы сотворены по образу и подобию Божьему.
Это мнение интерпретирует вышеперечисленные стихи так:
Раз Бог запланировал в Быт.1:26 сотворить по образу и подобию, то стало быть так Он и сделал. О чем свидетельствуют например Быт.5:1 и Иак.3:9.
Более того раз Сиф сотворен по подобию Адама, а Адам сотворен по подобию Бога, что следует из Быт.5:1, то и Сиф и его потомки вплоть до нас с вами так-же сотворены по образу и подобию Бога.
Лично меня сие мнение не устраивает по нескольким причинам.
1) 1:26 говорит о том, что было запланировано Богом. Я нисколько не собираюсь отметать того факта, что запланированное Богом рано или поздно - но исполнится. Однако следующий стих говорит что прям в момент сотворения, человек был сотворен только по образу.
(Разница между планом и исполнением)
2) в 26 и в 27 стихах использованы разные глаголы, переведенные одинаковым словом сотворить. в 26 стоит глагол Аса, в 27 - Бара.
(Разница между примененными глаголами)
3) в 26 упоминается Подобие в 27 - нет. (Разница между способами исполнения)
Следовательно(аж целых три причины) непосредственно в момент сотворения человек был создан только по Образу.
Сказанное в Быт.5:1 надо рассматривать в контексте самого стиха, в контексте ближайших стихов, и в контексте всей главы пятой.
Контекст самого стиха 5:1 говорит о том, что подобие употребляется в контексте слова родословие. Почему так? Читаем: "Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его"
Ключевое слово - когда!!!
Так когда Бог сотворил Адама по подобию?
Очевидно что не до того, т.к. до того Бог сотворил его ТОЛЬКО по Образу - см. 1:27, и 1:26 мы не можем рассматривать, бо в 1:26 Бог декларирует лишь свое намерение сотворить по Образу и Подобию. Которое Он начал исполнять с 1:27.
Так если не тогда, то когда?
А вот об этом говорит нам контекст самого стиха. В этом стихе подобие употреблено в контексте слова - тольдот - родословия.
А родословие, как известно - это процесс, а не единовременный акт. И об этом процессе нам как раз и рассказывает вся пятая глава.
Значит можно с некоторой долей уверенности предположить, что сотворение по подобию, есть процесс и етот процесс есть УПОДОБЛЕНИЕ БОГУ и Его качествам. Если внимательно посмотреть на родословие Адама, то нельзя не увидеть, что оно идет от Адама(глина, земля), до Мафусала(отгоняющий смерть), Ламеха(ослабляющий, смягчающий), и наконец Ноя(утешитель). А это качества Духа Святого - отгонять смерть, ослаблять смягчать удары и утешать, ведь Он есть Дух - утешитель.
Следовательно в пятой главе приведены в образном виде ступени обретения качеств Духа Святого, т.е. рассказан процесс обретения Подобия Божьего, или уподобления Ему.
И Стих 5:3 опосредованно свидетельствует об этом. Ведь если-бы подобие Божие было унаследовано от Бога Адамом, то Моисею не было-бы нужды утверждать что Сиф родился по образу и подобию Адама. Он-бы просто написал что Сиф рожден Адамом по образу и подобию Бога.
А раз это не так значит есть между этими вещами разница!!!
Более того, рождение Сифа по образу и подобию Адама вовсе не свидетельство того, что абсолютно все дети рождаются по подобию своих отцов. О чем ярко свидетельствует нам Писание. Показывая как дети отходили от образа действий и верований своих отцов.
Рассмотрение-же Иак.3:9 упирается в рассмотрение применонного там слова гиномай, которое означает не сотворенный, а скорее ставший или рожденный. Если принимать первое слово, то оно с очевидностью указывает так-же на то, что уподобление есть процесс, если-же применятиь второе слово, то очевидно, что оно касается только рожденных от Духа. Потому как рожденный по плоти очевидно что не может быть подобным Богу, который есть Дух!
Исходя из всего выше сказанного я лично придерживаюсь мнения что Сотворение по Образу - есть единовременный акт - неотъемлемая черта каждого человека - то, что отличает человека от прочих творений. А вот сотворение по Подобию - есть продолжительный процесс. И мы все находимся в этом процессе - процессе уподобления Богу! Со времен Адама и вплоть до суда у великого белого престола.
А вы как думаете?
PS я не против, что нашей целью в этой жизни является достижение Подобия Бога, и что многие достигают его, под руководством Господа, таким образом исполняя задуманное Им в 26-ом стихе.
Я просто против того, что мы рождаемся уже с Его подобием.
Комментарий