"Теория эволюции" в науке и в мировоззрении.

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Ансельм
    Ветеран

    • 21 November 2009
    • 1055

    #1

    "Теория эволюции" в науке и в мировоззрении.

    Общаясь в данном разделе форума, обратил внимание, что большинство участников не понимает различия между наукой и мировоззрением.

    Вот для некоторого прояснения этого вопроса и предназначена данная тема.

    Вообще, границы науки (где проходит грань различия между наукой и не наукой) всегда являлись и являются спорными это вечный вопрос науковедения. И, разумеется, эта тема не предназначена для того, чтобы разрешить этот вечный вопрос.

    В данной теме предлагается поговорить только об одной форме явного нарушения границ науки, а именно, о переходе из науки в мировоззрение и преимущественно в связи с «теорией эволюции».

    Цель этой темы лишь попытаться немного прояснить, где проходит грань между «теорией эволюции» в науке и мировоззренческими выводами из этой «теории эволюции», на которые наука явно не претендует.

    Для этого сначала нужно немного прояснить, для чего предназначена наука.

    Обычно считается, что наука предназначена для получения «знаний» об окружающем мире и их систематизации, и вот тут сразу начинаются проблемы: а для получения какого именно «знания» предназначена наука?

    Ведь, ясно, что наука не может быть предназначена для получения абсолютного знания, для полного знания, потому что у людей просто нет таких возможностей.

    Абсолютное знание бесконечно (как бесконечна природа) , а возможности людей (и человеческой науки) конечны, явно ограничены возможностями человеческими.

    Потому и в науке речь может идти только об ограниченном, относительном, условном «знании».

    Тогда, при сравнении с науки с мировоззрением возникает другой вопрос: а мировоззрение это представление о чем? Об окружающем мире в целом, о природе в целом, то есть, мировоззренческое представление, мировоззренческие взгляды это взгляды об Абсолютном.

    Тогда возникает вопрос: как же человек может иметь взгляды об Абсолютном, если у человека для обоснования таких взглядов, нет никаких возможностей? - И вот тут-то вступают в свою роль верования и надежды.

    Потому что человек, хочет он того или не хочет, уже самим направлением своей жизни занимает какую-то позицию по отношению к Абсолютному, к Мирозданию и природе в целом.

    Например, человек не может уклониться от такого мировоззренческого вопроса: Есть ли Бог? Даже если человек не хочет думать об этом, все равно направление его жизни будет: либо по вере в Бога, либо не по вере в Бога.

    Потому, независимо от того, думает человек о вопросах мировоззрения, или не думает, он все равно направлением своей жизни, действиями своей жизни, занимает какую-то мировоззренческую позицию.

    Но лучше постараться делать это осознанно, нежели неосознанно. Может быть разум, осознание даны человеку не просто так, а на пользу. Потому надо постараться их использовать.

    Итак, что мы имеем: с одной стороны, мы имеем явно недостаточные для обоснования мировоззрения научные данные, а, с другой стороны, мы имеем необходимость выбора мировоззренческой позиции.

    Вот такой расклад, из которого понятно, что решать мировоззренческие вопросы можно только с позиций веры, а никак не с позиции ограниченного, относительного и условного «знания» науки.

    Теперь, осознав этот расклад, можно переходить к определению места в этом раскладе для «теории эволюции».

    Вопрос: учение о творении мира Богом это преставление об Абсолютном или об относительном, ограниченном? Ясно, что когда речь идет о Боге и действиях Бога, то это всегда об Абсолютном, о Безграничном.

    Другой вопрос: научная «теория эволюции» - это представление об Абсолютном или об относительном? Ясно, что речь в науке может идти только исключительно об относительном, условном, ограниченном. Иначе это уже не наука.

    Из ответов на эти вопросы понятно, что всякое относительное представление науки всегда будет недостаточным для возражения на представление об Абсолютное.

    Потому, когда атеисты пытаются с помощью относительной научной «теории эволюции» возражать на представления и верования об абсолютном творении мира Богом, которое описано в Библии, то эта попытка их возражение явно выходит за рамки относительных возможностей науки.

    Потому тут только два варианта:
    1. если атеисты хотя высказываться только в рамках науки, то они никак не могут быть атеистами, потому что атеизм относится к представлениям об Абсолютном (потому что атеизм это хоть и отрицательное, но высказывание о Боге).
    2. Если же атеисты хотят высказываться в мировоззренческом смысле отрицательно об Абсолютном, то таковые их высказывания могут быть только представлениями и взглядами, не имеющими никакого отношения к науке, а являющимися просто атеистической верой.


    Еще одна подтема вопроса о «теории эволюции» в науке и в мировоззрении.

    Может ли ученый биолог, верующий Библии, и верующий, что земля сотворена Богом за шесть дней, может ли этот ученый быть в своих научных исследованиях сторонником «теории эволюции», не будет ли тут противоречия в его позиции?

    Насколько я понимаю, никакого противоречия здесь не будет (если этот ученый не преувеличивает возможности науки, а трезво оценивает возможности науки), потому что вопрос об относительном это один вопрос, а вопрос об Абсолютном это совсем другой вопрос.

    А противоречие, согласно логике, может быть только в рамках одного вопроса.

    Здесь людей вводит в заблуждение то, что и в теории эволюции, и в Библии речь идет о происхождении жизни, и потому людям ошибочно кажется, что речь идет об «одном».

    Тогда как речь идет совершенно о разном: в науке всегда расклад представлений только об относительном, а в мировоззрении расклад представлений об Абсолютном, и в Библии предлагается расклад об Абсолютном событии (творении Богом, Абсолютом) .

    Вот, на мой взгляд, эту разницу вопросов нужно понимать, и обращать внимание на эту разницу.
  • True
    Ветеран

    • 01 May 2016
    • 8073

    #2
    Непонятно, зачем обсуждать теорию эволюции с плоскоземельцем. Если Ансельм не готов утверждать, что Земля круглая, то про эволюцию рассуждать рановато.
    Доказательство того, что у человека и шимпанзе был общий предок
    Человек произошел от обезьяны

    Комментарий

    • Ансельм
      Ветеран

      • 21 November 2009
      • 1055

      #3
      Сообщение от True
      Непонятно, зачем обсуждать теорию эволюции с плоскоземельцем. Если Ансельм не готов утверждать, что Земля круглая, то про эволюцию рассуждать рановато.
      Если Вам непонятно, то в теме речь идет не о содержание взглядов, а о предпосылках, об обосновании взглядов.

      Потому здесь предлагается обсуждать не содержание «теории эволюции», а ее отношение к мировоззренческим вопросам.

      Комментарий

      • Веснушка
        Ветеран

        • 01 December 2017
        • 3408

        #4
        Сообщение от Ансельм
        Если Вам непонятно, то в теме речь идет не о содержание взглядов, а о предпосылках, об обосновании взглядов.
        Потому здесь предлагается обсуждать не содержание «теории эволюции», а ее отношение к мировоззренческим вопросам.
        А какое тут отношение?
        Научные теории и ТЭ в том числе это то, что наиболее полно отражают действительность, а мировоззрение каждый волен выбирать себе сам.
        Кто-то выбирает его опираясь на реальность, кто-то нет.
        Очень хочешь возразить,
        но возразить нечем.
        Не теряйся, спроси,
        -А, ты кто такой?!

        Комментарий

        • Ансельм
          Ветеран

          • 21 November 2009
          • 1055

          #5
          Сообщение от Веснушка
          Сообщение от Ансельм
          «Если Вам непонятно, то в теме речь идет не о содержание взглядов, а о предпосылках, об обосновании взглядов.
          Потому здесь предлагается обсуждать не содержание «теории эволюции», а ее отношение к мировоззренческим вопросам.»

          А какое тут отношение?
          Научные теории и ТЭ в том числе это то, что наиболее полно отражают действительность, а мировоззрение каждый волен выбирать себе сам.
          Кто-то выбирает его опираясь на реальность, кто-то нет.
          А вот смотрите, какие тут возникают вопросы, по поводу Вашей фразы:

          Относительно чего Вы определили то, что ТЭ наиболее «полно» отражает действительность?

          Как бесконечная полнота действительности соотносится с «наибольшей полнотой» отражения действительности относительно ограниченных возможностей человека?

          Достаточна ли доступная человеку ничтожная частица реальности (если предположить, что хоть частица доступна), для того, чтобы опираться на нее в мировоззренческом выборе?

          Комментарий

          • Мон
            Скептик

            • 01 May 2016
            • 8440

            #6
            Сообщение от Веснушка
            А какое тут отношение?
            Если в двух словах, то Ансельм отрицает существование научного мировоззрения как явления. Потому что Ансельм не представляет себе мировоззрение иначе как систему верований, а наука в принципе не про веру.
            Когда потребность в иллюзиях велика, то человек не останавливается ни перед какими препятствиями, чтобы сохранить своё невежество (Сол Беллоу)

            Комментарий

            • Pustovetov
              Ветеран

              • 09 May 2016
              • 4758

              #7
              Сообщение от Ансельм
              А вот смотрите, какие тут возникают вопросы, по поводу Вашей фразы:

              Относительно чего Вы определили то, что ТЭ наиболее «полно» отражает действительность?

              Как бесконечная полнота действительности соотносится с «наибольшей полнотой» отражения действительности относительно ограниченных возможностей человека?

              Достаточна ли доступная человеку ничтожная частица реальности (если предположить, что хоть частица доступна), для того, чтобы опираться на нее в мировоззренческом выборе?
              Василий считает себя Наполеоном Бонапартом пребывающим в заточении на о. Св. Елены. Он слышит шум прибоя и пр. Такое вот у Василия мировоззрение... А персонал "психушки" города N. знает что Василий больной в стадии обострения с острым психозом, а до ближайшего моря тысяча километров с гаком... Безусловно знания врачей ограничены, но когда они входят в противоречие с чьим-то мировоззрением то это значит кто-то пропустил прием галоперидола.

              Верифицируемые знания людей ограничены, нам доступна только "ничтожная частица реальности". Это верно. А НЕзнание, глупость ничем не ограничены и по этому, по мнению Ансельма, надо строить свое мировоззрение на бесконечной глупости.

              Комментарий

              • Fin1
                Ветеран

                • 11 January 2012
                • 2889

                #8
                Сообщение от Ансельм
                Итак, что мы имеем: с одной стороны, мы имеем явно недостаточные для обоснования мировоззрения научные данные, а, с другой стороны, мы имеем необходимость выбора мировоззренческой позиции.
                Вы же строите свое мировоззрение на мизерном объеме сомнительных данных из религиозной литературы.

                Комментарий

                • elektricity
                  Ветеран

                  • 20 June 2016
                  • 7537

                  #9
                  Сообщение от Ансельм
                  Может ли ученый биолог, верующий Библии, и верующий, что земля сотворена Богом за шесть дней, может ли этот ученый быть в своих научных исследованиях сторонником «теории эволюции», не будет ли тут противоречия в его позиции?
                  Насколько я понимаю, никакого противоречия здесь не будет (если этот ученый не преувеличивает возможности науки, а трезво оценивает возможности науки), потому что вопрос об относительном это один вопрос, а вопрос об Абсолютном это совсем другой вопрос.
                  не совсем понятно, вы полагаете, что трезвую оценку не стоит привязывать к Абсолюту?

                  Комментарий

                  • Владимир П.
                    Ветеран

                    • 31 March 2008
                    • 14701

                    #10
                    Сообщение от Веснушка
                    Научные теории и ТЭ в том числе это то, что наиболее полно отражают действительность,
                    "Огласите весь список, пожалуйста!" , а то нет предмета обсуждения.


                    Кто-то выбирает его опираясь на реальность, кто-то нет.
                    Развернуть мысль можете?

                    - - - Добавлено - - -

                    Сообщение от Иваэмон
                    а наука в принципе не про веру.
                    Еще как про веру и даже про ложь.

                    - - - Добавлено - - -

                    Сообщение от Fin1
                    Вы же строите свое мировоззрение на мизерном объеме сомнительных данных из религиозной литературы.
                    На произвольной основе можно включить сомнение по любому поводу и это будет - нигилизм, то есть мировоззрение из дурки...
                    На каждого атеиста, довольно простоты. В. А. Пушкин - гроза безбожников...

                    Комментарий

                    • Веснушка
                      Ветеран

                      • 01 December 2017
                      • 3408

                      #11
                      Сообщение от Ансельм
                      А вот смотрите, какие тут возникают вопросы, по поводу Вашей фразы:
                      Относительно чего Вы определили то, что ТЭ наиболее «полно» отражает действительность?
                      Критерием истины является практика. Если наша разумная деятельность основанная на знании дает нам практический результат, стал быть знания наши верно отражают реальность.
                      Как бесконечная полнота действительности соотносится с «наибольшей полнотой» отражения действительности относительно ограниченных возможностей человека?
                      Здесь важно, что бы этой "наибольшей полнотой" можно было пользоваться на практике и что бы она давала проверяемые предсказания. Если это выполняется, то знание наше достаточно для наших целей.
                      А как наше верное и достаточное на 100% для наших целей знание соотносится с бесконечной реальностью это вопрос чисто академический.
                      Достаточна ли доступная человеку ничтожная частица реальности (если предположить, что хоть частица доступна), для того, чтобы опираться на нее в мировоззренческом выборе?
                      А почему нет? Зачастую люди имеют мировоззрение полностью оторванное от реальности, у нас на форуме полно таких.
                      Очень хочешь возразить,
                      но возразить нечем.
                      Не теряйся, спроси,
                      -А, ты кто такой?!

                      Комментарий

                      • Саша O
                        Ветеран

                        • 06 March 2012
                        • 7618

                        #12
                        Сообщение от Веснушка
                        Зачастую люди имеют мировоззрение полностью оторванное от реальности, у нас на форуме полно таких.
                        У вас опять опечатка: "Зачастую люди имеют мировоззрение полностью оторванное от реальности, И нас на форуме полно таких."

                        Комментарий

                        • Веснушка
                          Ветеран

                          • 01 December 2017
                          • 3408

                          #13
                          Сообщение от Иваэмон
                          Если в двух словах, то Ансельм отрицает существование научного мировоззрения как явления. Потому что Ансельм не представляет себе мировоззрение иначе как систему верований, а наука в принципе не про веру.
                          Многие люди, назовем их слабоверующие, считают религиозную веру чем-то постыдным и им хочется этот феномен веры распространить на все общество в целом.
                          Очень хочешь возразить,
                          но возразить нечем.
                          Не теряйся, спроси,
                          -А, ты кто такой?!

                          Комментарий

                          • Саша O
                            Ветеран

                            • 06 March 2012
                            • 7618

                            #14
                            Сообщение от Веснушка
                            Многие люди, назовем их слабоверующие, считают религиозную веру чем-то постыдным и им хочется этот феномен веры распространить на все общество в целом.
                            Сообщение от Полковник
                            Вера - постоянно сопровождает любого человека по всей его жизни.

                            -------- ----------- -----------------

                            Комментарий

                            • Мон
                              Скептик

                              • 01 May 2016
                              • 8440

                              #15
                              Сообщение от Веснушка
                              Многие люди, назовем их слабоверующие, считают религиозную веру чем-то постыдным и им хочется этот феномен веры распространить на все общество в целом.
                              Ну, не постыдным, но, скорее, неким проявлением слабости. Ведь если ты не можешь жить без чего-то, без чего другие могут, если у тебя наблюдается некая психическая, эмоциональная или ментальная зависимость от чего-то - значит, ты слабее.
                              В период собственного верунства я, кстати, это подсознательно ощущал. Наверное, поэтому никому о своей вере не говорил, даже когда верующим было быть модно и привлекательно для окружающих. Только несколько близких знали об этом. Но себе внушал, конечно, благородные мотивы - что оберегаю святыню веры от возможного поругания, примерно так.
                              Когда потребность в иллюзиях велика, то человек не останавливается ни перед какими препятствиями, чтобы сохранить своё невежество (Сол Беллоу)

                              Комментарий

                              Обработка...