5. Глобальное землетрясение (3:6, 7)
Помимо ударной волны из раскалённых газов и каменной пыли, глобальное землетрясение потрясёт планету. Её пророк Нахум называет вселенной, повествуя о своём видении теофании (Наум.1:1-6).
"Горы трясутся пред Ним и холмы тают, и земля колеблется ("загорелась" [Л.9]) пред лицем Его и вселенная и все живущие в ней" (ст.5).
Одним из физических результатов посещения Адонай Цеваот земли, Йешайа, называет гром и землетрясение (Ис.29:6, 24:18-20), о котором сообщают: Миха (Мих.1:2-4), Йирмейа (Иер.4:24), Йехэзкэйл (Иез.38:19, 20), Йоэйл (Иоил.2:10, 3:16), Хаггай (Агг.2:6), Иисус Христос (Лк.21:11), Иоханан (Отк.16:18). Хаваккук также говорит о нём.
"Он стал (встал) - и поколебал (пошатнул) землю; воззрел (глянул) - и в трепет привёл народы ("затрепетали народы всех стран"); вековые (древние) горы распались (разрушились), первобытные ("древние") холмы опали ("осели"); пути Его - вечные" (3:6; в скобках: текст из [Л.9], в кавычках - из [Л.11].
Слова "встал", "пошатнул", "глянул", использованные пророком, являются только метафорами. В противном случае, надо признать, что у Бога есть ноги, глаза, руки, т.е. какая-то телесная форма, отрицаемая евреями [Л.10, стр.596].
Следовательно, народы всех стран затрепещут не от вида Всемогущего. Тогда от чего, из-за страха? Нет, от явления резонанса внутренних органов человека под воздействием колебаний земли, воды, воздуха [Л.12].
"Грустными (в беде) видел я шатры Ефиопские (Кушана); сотряслись палатки (завесы шатров) земли Мадиамской (Мидйан)" (3:7; в скобках, текст из [Л.9]).
Пророк видит как землетрясение сотрясает завесы шатров в южных степях Мидйан и беда поселилась в шатрах Кушана (в данном тексте, по-видимому, некое кочевое племя на юге [Л.10]). Потому что "Всё истреблю с лица земли (Я разрушу всё на земле),- говорит Господь ..." (Соф.1:2, 3; в скобках, совр. пер. [Л.11]).
Комментарий