Сайт "День Господень"

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Vladilen
    Ветеран

    • 09 November 2006
    • 71096

    #121
    7. Небесные тела в мифологии (2:3-6)

    В древности, кони (колесницы) являлись непременным атрибутом небесных тел (солнца, луны, планет, звёзд, ярких метеоров). Обожествлённые тела передвигались по небу и перемещались из одного мира (например, верхнего) в другой мир (на землю) на конях или колесницах, олицетворявших небесные явления [Л.8, стр. 459, Л.18, стр.116, 666].

    Вершины гор считались местом, где земля соприкасалась с небом
    [Л.12], так как "в сознании древнего человека не было большой разницы между горными вершинами и небесами" [Л.8, стр. 824]. Оттого необычная конница скачет по небосводу, точнее, с небес распространяется по горам (2:2, б).

    Летящая по небу "звезда, горящая подобно светильнику" (Отк.8:10, по-научному, "болид") на высоте ниже 55 километров создаёт такие мощные физические явления в атмосфере:

    1) звуковые эффекты - грохот, громовые раскаты, стук, треск, которые можно сравнить "со стуком колесниц" и "треском огненного пламени" (ст.5, б);
    2) световые эффекты - огненный шар с разлетающимися искрами и языками огня, подобно "пламени, пожирающего солому" (ст.5, в);
    3) взрыв, т.е. как правило, разрушение тела аэродинамическими силами в атмосфере с выпаденим из области задержки (на большую площадь в виде эллипса) множества мелких метеоритов, будто "сильный народ", готовый к сражению (ст.5, г).

    Что же произойдёт, когда небесная саранча с грохотом поскачет по вершинам гор? Согласно Писаниям, "придёт день, пылающий как печь" (Мал.4:1; Соф.3:8, Ис.29:6, 30:30, 66:15, Лк.17:29, 30, 2Пет.3:10). Иоилю открывается такое видение.

    "Пред ним пожирает огонь, а за ним палит пламя (совр. пер. "Они оставляют позади себя землю, спалённую огнём" [Л.7]); перед ним земля как сад Едемский, а позади его будет опустошенная степь (в Масоре, "пустыня необитаемая" [Л.11]), и никому (и ничему) не будет спасения от него" (2:3).

    При падении крупного небесного тела (например, астероида) на землю и тепловом взрыве, возникает расширяющийся огненный шар с температурой в центре более миллиона градусов. Образуется высокотемпературная ударная волна из раскалённых газов и каменной пыли, которую пророк Нахум называет "вихрем", "бурей", "облаком пыли" от шествия Яхве по земле (Наум.1:3-5). Она мгновенно сожжёт всё вокруг эпицентра на сотни и тысячи километров.

    Вспыхнет то, что легко сгорает: вся трава, листья, кустарники; затем, за пролетевшей ударной волной, в пламени огня будут гореть деревья (Отк.8:7, Иоил.1:9, 20). В точности с видением Иоиля:
    "Пред ним пожирает огонь, а за ним палит пламя" (2:3; нет никаких оснований считать эти огонь и пламя поэтическими метафорами).

    Пророк видит, как цветущая райская земля превратилась в необитаемую пустыню, погибли животные, птицы, люди - "никому не будет спасения спасения от него" (ст.3, б; Соф.1:2, 3).

    Даже деревья обломает ударная волна; песок и каменная пыль, летящие с огромной сверхзвуковой скоростью, обдерут кору, как пескоструйным аппаратом, до древесины ("до-гола" в ст. 1:7). Ветви многолетних растений сделаются белыми (ст.7, в).

    Реакция народов на катастрофические события выглядит, на первый взгляд, странной, если воспринимать содержание стиха 6 буквально.

    "При виде его затрепещут
    (в Масоре, "трепещут" [Л.11]) народы, у всех лицапобледнеют (точнее, "мрачнеют" [Л.11])" (2:6, совр. пер. "Перед этой армией люди дрожат и бледнеют от страха" [Л.7]).

    Не только от страха, при виде небесной армии Цеваот, будут трепетать народы, но и от невиданного физического явления - резонанса. В данном случае, сильного возрастания амплитуды колебаний человеческих органов под влияние внешних воздействий (колебаний земли, воды, воздуха). По частоте, они совпадают с частотой собственных колебаний (5-12 Герц) внутренних органов (сердца, лёгких, желудка и пр.).

    Оттого затрясутся чресла, внутренности, губы, сердце, кости (Ис.21:3, Авв.3:16, Иер.23:9, Плач.1:20). Кровь прильёт к лицам, они покраснеют (Иоил.2:6, б; в Синод. переводе, "побледнеют", что переведено не точно).
    - Библейские пророчества о Втором пришествии

    Комментарий

    • Vladilen
      Ветеран

      • 09 November 2006
      • 71096

      #122
      8. Народ, не виданный от века (2:7-11)

      В стихах 2:7-9, Йоэйл продолжает описание многочисленного и сильного народа, "какого не бывало от века" и не будет, вплоть до наступления дня Господа.

      "Как борцы (воины
      ) бегут они и как храбрые воины (ратники) влезают на стену, и каждый идёт своею дорогою и не сбивается с путей своих (не смешивая путей своих). Не давят (не теснят) друг друга, каждый идёт своею стезёю ("путём"), и падают на копья (мечи), но остаются невредимы ("И если один из них сражён и падает, другие продолжают идти вперёд"). Бегают по городу, поднимаются на стены ("Они бегут к городу и быстро осаждают его стены"), влезают на дома, входят в окна, как вор" (2:7-9, в скобках, текст из [Л.7], без кавычек - из [Л.11]).

      В этом видении, пророка поразило одно обстоятельство, о котором он говорит в двух стихах подряд. Каждый воин идёт своей дорогой, не сталкивается с другим, "не сбивается с путей своих" (ст.7), они "не давят друг друга" (ст.8), что совершенно не похоже на
      саранчу, двигающуюся хаотично, наползающую друг на друга.

      Действительно, при вхождении в атмосферу Земли, небесные (метеорные) тела передвигаются, каждое по своей "стезе", не сталкиваются друг с другом, так как их пути НЕ пересекаются. Но выпадение метеоритов лишено какой-либо системы, они могут упасть на крепостную стену, на дом, попасть в окно; ничто не может повредить им, ни копья ни мечи (ст.8, 9).

      Поразительно точно, учитывая уровень знаний того времени, Иоиль перечисляет три основных физических явления: содрогание неба, землетрясение, полумгла. Они будут сопутствовать не вторжению человеческого войска или саранчи, а падению метеорных тел, невиданного народа, многочисленного и сильного.

      "Перед ними потрясётся (трепещет) земля, поколеблется небо (содрогаются небеса), солнце и луна (тускнеют) помрачатся ("темнеют") и звёзды
      ("перестают сиять") потеряют свой свет" (2:10, в скобках, уточнния из [Л.7], без кавычек - из [Л.11]).

      Один из авторов так комментирует этот стих. "Наступит полное разрушение мира, но не материального, а нравственного, духовного и политического"
      [Л.10, стр. 78]. Мнение неверное, так как ветхозаветный пророк предсказывает потрясение, именно, материального мира.

      Ведь о буквальных землетрясениях в последние дни говорится во многих библейских стихах
      (Ис.13:13, 24:18-20, 29:6; Иер.4:24; Иез. 38:19, 20; Мих.1:3, 4; Наум.1:5; Ам.8:8; Авв.3:6; Лк.21:11, Отк.16:18).

      Но, возможно, в 2:10 имеется в виду обычное местное явление, а не глобальное
      землетрясение, вызванное падением с небосвода крупного небесного тела? Нет, согласно видения Йоэйла, также "поколеблется небо" (ст.10, б). То есть произойдёт не только колебание земли, но и содрогание неба (не бывает при обычных сейсмических толчках). Как предсказывает другой ветхозаветный пророк Хаггай.

      "Ибо так говорит Господь Саваоф: ещё раз ("ещё одно бедствие будет"
      [Л.11]),- и это будет скоро,- Я потрясу (сотрясу) небо и землю, море и сушу" (Агг.2:6; Мт.24:29).

      В результате такого потрясения неба, затем, земли, колоссальное количество минеральной пыли, пепла, сажи, пара будет выброшено в атмосферу (рис.4). Они окутают земной шар сплошным облаком, экранирующим свет от светил.

      Оттого "солнце и луна помрачатся и звёзды потеряют свой свет" (2:10). В постоянной круглосуточной полумгле, нельзя определить где день, а где ночь (Зах.14:7, Отк.8:12).

      Становится понятным почему Йоэйл день Господень
      называет: "день тьмы и мрака, день облачный (пасмурный) и туманный" (2:2, а). Очень похожими словами характеризует йом Адонай пророк Цефанйа (Соф.1:15), который воспринимает слухом голос этого дня (1:14). Как слышит его Иоиль.

      "И Господь даст глас Свой пред воинством Своим (громко взывает к Своей армии), ибо весьма многочисленно полчище Его и могуществен (в Масоре, "могуч"
      [Л.11]) исполнитель слова Его; ибо велик день Господень и весьма страшен (ужасен); и кто выдержит его? (Никто не в силах остановить его)" (2:11, в скобках, текст из [Л.7]).

      Небесное воинство Цеваот возглавляет могучий исполнитель приказов Его. По-видимому, ангел и/или крупное центральное тело многочисленного полчища
      [Л.19]. Своим "хвостом" он смахнёт с небосвода часть небесного воинства на вершины гор (2:4-9), повергнет их на землю (Дан.8:10, Отк.12:4).

      Великий день Яхве настолько страшен (стихийными бедствиями), что мало кто сможет выдержать его (с.11). "Горько возопиёт тогда и самый храбрый!" (Соф.1:14, совр. пер. "Горек будет плач людей в этот день, и зарыдают даже храбрые воины"
      [Л.7]). Заголосят самые знатные, самые богатые, самые сильные (Отк.6:15-17).
      - Библейские пророчества о Втором пришествии

      Комментарий

      • Vladilen
        Ветеран

        • 09 November 2006
        • 71096

        #123
        9. Как избежать наказания? (2:12-17)

        Во все времена, есть только один способ избежать заслуженного наказания за грех. С искренним покаянием и сокрушённым сердцем обратиться к Создателю своему, сотворившему небо, землю и человека, вдохнувшего в него дыхание жизни. К этому призывает всех Сам Адонай.

        "Но и ныне ещё говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании (вы грешили, а теперь плачьте и поститесь!). Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь (возвратитесь) к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии (Он может изменить Своё решение и может отвести наказание)" (2:12, 13; в скобках, текст из [Л.7]).

        Законодатель установил закон: "возмездие за грех - смерть" (Рим.6:23) и не отменит его. Но Он Бог человеколюбивый, милосердый, долготерпеливый, многомилостивый, истинный и "сожалеет о бедствии" (ст.13). Ибо сказано Им: "не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился (возвратился) от пути своего и жив был" (Иез.33:11, б).

        Однако возвращаться к Благословенному нужно не устами, но "всем сердцем своим
        в посте, плаче и рыдании" (2:12). В знак скорби, раздирая сердца, а не одежды, как раньше; не открывая кошелёк, как практикуется теперь. "Кто знает, не сжалится ли Он и не оставит ли благословения, хлебного приношения и возлияния Господу Богу вашему?" (2:14, совр. пер. "Он может сжалиться и дать вам благословение, и тогда вы сможете принести Господу, Богу своему, хлебное приношение и возлияние" [Л.7]).

        Все дети Его знают, что сжалится Господь, оставит благословение, потому что Благословенный не отвергает сокрушённый и смиренный дух, сердце полное печали о грехах (Пс.50:19). Оттого пророк призывает.

        "Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост (призовите к посту) и объявите торжественное (священное) собрание. Соберите народ, созовите (их на) собрание, пригласите старцев, соберите отроков и грудных младенцев; пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы. Между притвором и жертвенником да плачут священники, служители Господни, (молятся) и говорят: "пощади Господи народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание, чтобы не издевались над ним (другие) народы! Для чего будут (смеяться и) говорить между народами: где Бог их?" (2:15-17, в скобках, текст
        из [Л.7]).

        К кому обращается Йоэйл? В первую очередь, к современникам, жителям северного царства, впереди у которых нашествие Сеннахирима, уничтожение Израиля, как государства, ассирийский плен. Но даже, если пророчества Иоиля отнести к более позднему периоду истории, то и тогда они не теряют своей актуальности. Есть о чём плакать священникам южного царства (Иудеи), служителям в иерусалимском храме: нашествие Навуходоносора, разрушение Иерусалима и храма, вавилонский плен.

        Однако не только к современникам пророка относятся стихи 15-17, но также к далёким потомкам. К тем иудеям, кто уцелеет в стихийных бедствиях, кто выдержит страшный день Господень (ст.11).
        - Библейские пророчества о Втором пришествии

        Комментарий

        • Vladilen
          Ветеран

          • 09 November 2006
          • 71096

          #124
          10. Пророческая перспектива (2:18-21)

          В стихах 15-17, мы сталкиваемся с так называемой пророческой перспективой или "спрессованным временем"
          [Л.5, стр.178, 429]. Когда близкое и отдалённое во времени события происходят будто одновременно, объединяются нави в одно пророчество (поэтому ст. 18 и 19, в оригинале, написаны в прошедшем времени).

          Такие пророчества, сначала, сбываются частично, а только со временем исполняются полностью. Например, как слитые воедино и объединённые во времени пророчества Йехэзкэйла, Йешайа, Цефанйа, Йирмейа о вавилонском нашествии и эсхатологическом дне Господнем (Иез.30:3-10, 32:2-15, Ис.13:1-16, Соф.1:2-18, 3:6-20, Иер.25:9-38).

          Из стиха 17 следует, что ко времени пришествия Адоная, иерусалимский храм будет восстановлен. Более того, произойдёт обращение к Богу уцелевших (Зах.13:8, 9). Священников, старцев, молодёжи брачного возраста, отроков; покаяние всего малого остатка, в посте, плаче и рыдании (ст.16, 17).

          "И тогда возревнует (возревновал) Господь о земле Своей и пощадит (сжалился) народ Свой. И ответит (отозвался) Господь, и скажет (сказал) народу Своему: вот, Я пошлю вам хлеб и вино и елей (оливковое масло), и будете насыщаться ими (насыщайтесь этим), и более не отдам вас на поругание (позор) народам" (2:18, 19, в скобках, уточнения из
          [Л.11]).

          Это пророчество, как и стихи 15-17, частично, уже осуществилось в истории народа завета, однако полностью ему предстоит исполниться в день Господень
          [Л.5]. На что указывает обетование Благословенного "и более не отдам вас на поругание народам" (ст.19, г).

          Скажет ли Сам Господь уцелевшим или ответит через священников, плачущмх между притвором храма и жертвенником, Йоэйл не уточняет. Однако утверждает, что в ответ на покаяние, Благословляющий "пощадит народ Свой" (ст.18). Пошлёт хлеб, вино и оливковое масло,- основу рациона питания в те времена,- не отдаст на поругание народам, удалит притеснителя его.

          "И пришедшего от севера удалю от вас (Я заставлю северные народы покинуть вашу страну) и изгоню в землю безводную и пустую, переднее полчище его - в море восточное, а заднее - в море западное (некоторые из них уйдут к восточному морю, а некоторые - к западному), и пойдёт от него зловоние и поднимется от него смрад, так как он много наделал зла (они поплатятся за это и будут гнить, как мертвецы). Не бойся, земля; радуйся и веселись, ибо Господь велик, чтобы совершить это" (2:20, 21; в скобках, текст из [Л.7]).

          О ком говорит пророк в стихе 20? Из современного перевода
          [Л.7] следует, что речь идёт о северных народах, в масоретском же тексте написано "А северную (саранчу) удалю ..." [Л.11]. Однако сомнительно, что речь идёт о перелётной саранче (Migration), как ошибочно считают некоторые комментаторы [Л.6, 8, 15, 17]. Ведь саранча прилетает не "от севера", но с юга, в основном, из Судана.

          Возможно, Иоиль имел в виду необычную (небесную) саранчу (2:2-9), о которой писал ранее? Но контекст указывает на время начала благословений Божьих, т.е. после нашествия воинства Яхве (2:10, 11). Поэтому в стихе 20, скорее всего, говорится об окончании (Армагеддонского) сражения иудеев с ближневосточными народами.

          Тогда, Адонай Цеваот поразит враждебное полчище из северных (относительно Израиля) народов, послав на них ужасную болезнь: части тела нападающих будут гнить, когда они ещё стоят на ногах своих (Зах.14:12), "и пойдёт от него зловоние" (2:20, г).
          - Библейские пророчества о Втором пришествии

          Комментарий

          • Vladilen
            Ветеран

            • 09 November 2006
            • 71096

            #125
            11. Благословения от Господа (2:22-29)

            В первой главе, а также в начале второй, Иоиль предсказывает страшные последствия нападения небесного воинства Яхве Элохим на землю. Опустошенное поле, на котором уничтожен урожай зерновых, засохшие виноградные лозы, завявшие смоковницы, до бела ободранные
            посохшие деревья, сгоревшие пастбища, иссохшие потоки вод (1:9-11, 18-20, 2:3, 10; смотрите также Соф.1:2, 3).

            Однако не до конца гневается Всемогущий, ибо тогда не спаслась бы ни одна плоть. Велик и милостив Господь, оттого земля восстановит своё плодородие, деревья и кустарники принесут плоды, размножившиеся животные найдут пищу.

            "Не бойтесь, (дикие) животные, ибо пастбища пустыни (зазеленеют) произрастят траву, дерево (фруктовые деревья) принесёт плод свой, смоковница и виноградная лоза окажут свою силу (принесут богатый урожай)" (2:22, в скобках, текст из
            [Л.7]).

            Благословения Благословляющего распространятся не только на растительный и животный миры, но и на людей. А также на атмосферу, которая вернётся в состояние термодинамического равновесия. Осядет пыль, пепел, сажа, увеличится испарение воды с поверхности Мирового океана, начнутся долгожданные дожди.

            "И вы, чада (народ) Сиона, радуйтесь и веселитесь о Господе Боге вашем; ибо Он даст (дал) вам дождь в меру (на благо) и будет ниспосылать вам дождь, дождь ранний (осенью) и поздний (весной), как прежде" (2:24, в скобках, уточнения
            из [Л.7]).

            Ранний дождь в Иудее начинался в октябре, без него нельзя было сеять озимые культуры в сухую каменистую почву (да они бы и не взошли). Поздние весенние дожди шли с конца марта по начало апреля. Без них, терялась значительная часть урожая зерновых культур и быстро засыхала трава на пастбищах под дуновением жаркого восточного ветра.

            После стихийных бедствий дня Господня, не будет ни ранних, ни поздних, воообще, никаких дождей. Только через 3,5 года от начала великой скорби
            [Л.20], начнутся атмосферные осадки, "как прежде" (ст.23).

            "И наполнятся гумна хлебом и переполнятся подточилия (чаны) виноградным соком и елеем (оливковым маслом)" (2:24
            ).

            Однако такому изобилию будущего (тысячелетнего) царства, по окончании велико скорбных дней, будут предшествовать годы войны с земным войском Цеваот Элохим, как предсказано.

            "И воздам вам за те годы, (в) которые (всё) пожирали саранча, черви, жуки и гусеница - великое войско Моё, которое послал Я на вас" (2:25).

            Ведь, в результате многодневных горячих дождей дня Яхве, почва продолжительное время будет влажной и тёплой. Поэтому в огромных количествах размножатся: саранча, черви, жуки и гусеницы. Например, одна самка саранчи за 4 месяца может произвести до 18 миллионов (!) потомков
            [Л.8, стр. 880]. Естественные же враги насекомых, червей, гусениц, а именно: птицы, млекопитающие, пресмыкающиеся погибнут в день Господень. Оттого никто не помешает великому войску Яхве уничтожить всё, что насадит человек (ст.25).

            Да, дивные дела сотворит Адонай со Своим мятежным народом, который до сих пор находится в посрамлении у многих племён. Но наступит время, когда упрямая телица покорится Пастырю своему, будет есть досыта и славить имя Господа, Бога нашего. Тогда весь мир узнает, что Примиритель посреди Йисраэля, на святой горе, в храме (3:17, Зах.8:3). Посему не посрамится, а прославится Иуда во веки (Соф.3:19, 20), как обещано.

            "И до сытости будете есть и насыщаться и славить имя Господа Бога вашего, Который дивное соделал с вами (совершил для вас чудо), и не посрамится народ мой во веки (никогда). И узнаете, что Я - посреди ("в среде"
            [Л.11]) Израиля, и Я - Господь Бог ваш, и нет другого, и Мой народ не посрамится (никогда) во веки" (2:26, 27, в скобках, текст из [Л.7]).

            В результате искреннего покаяния, уверовавший получает Духа Святого, Духа утешения и истины (Деян.2:38-41). То же самое произойдёт с народом завета, по окончании торжественного священного собрания. После дней поста, плача и рыданий о Иеhошуа ха Машиах, Которого пронзили отцы их (Зах.12:10-14).

            "И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться (вещие) сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего" (2:28, 29).

            В те дни, свидетельством уникального излияния Духа Божия на всякую плоть будут пророчества, вещие сны и видения. К какому же времени относится это предсказание? Из контекста следует - к будущему дню Господа, ко времени окончания великой скорби. К началу излияния Божьих благословений (ст.26), как написано,
            "И будет после того, излию от Духа Моего ..." (ст.28).

            Тем не менее, некоторые верующие считают, что пророчество Иоиля уже исполнилось, ссылаясь на слова Петра (Деян.2:16-21; [Л.4]). Хотя сам апостол, ожидавший и желавший пришествия дня Божия, так не считал (2Пет.3:10-12).

            Пророчество Йоэйла сбылось только частично (апостолы-галилеяне, действительно, исполнились Духом Святым). Полностью оно сбудется в будущем, излиянием в Израиле Духа "на всякую плоть" (ст.28). Ведь, в Библии, почти
            "любое пророчество исполняется во всей полноте только в грядущий день Господень"[Л.10, стр.72].
            - Библейские пророчества о Втором пришествии

            Комментарий

            • Vladilen
              Ветеран

              • 09 November 2006
              • 71096

              #126
              12. Знамения дня Господа (2:30-32)

              Завершая предсказание непростой судьбы Иудеи уникальным знаком,- массовым излиянием Духа Божия (2:28, 29), пророк возвращается к началу дня Господа. К таким же невиданным, но только физическим знамениям, которые будут сопровождать его.

              "И покажу (дам Я) знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы (столбы) дыма" (2:30; в скобках, уточнения из
              [Л.11]).

              Любым крупным пожарам, о которых пророк упоминал ранее, сопутствуют огонь и столбы дыма. Но почему, наряду с этими
              обычными признаками, Йоэйл, первым знамением называет кровь? как на небе, так и на земле.

              Появление такого необычного знака на небе в день Господень можно объяснить физическим процессом испарения (сублимации) в атмосфере метеорных тел, содержащих химический элемент Fe (железо) в свободном состоянии. На образовавшихся микрочастицах будут конденсироваться горячие пары воды, вступая в химическую реакцию со свободным железом. Образуются красно-бурые гидратированные оксиды железа
              Fe(ОН), которые окрасят капли дождя и град в кроваво-красный цвет.

              Иоханан, записавший полученное от Иисуса Христа откровение почти через 1 000 лет, после Иоиля, также сообщает о крови.
              Он видит, как после падения небесной кадильницы, наполненной огнём (Отк.8:5), "сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю" (8:7). В видениях Иоанна, тёмно-красного цвета сделалась поверхность воды во всех открытых водоёмах (16:3-6).

              Оттого Йоэйл говорит о знамении крови не только на небе, но также о знамении крови на земле (ст.30). Итак знаками наступившего дня Господа будут следующие явления.

              На земле, "кровь и огонь и столпы дыма", т.е. кроваво-красная вода во всех открытых водоёмах, огонь и столбы дыма повсеместных пожаров.

              На небе,
              "кровь и огонь и столпы дыма", т.е. кроваво-красные капли дождя, огонь и хвосты дыма от пылающих небесных тел: "как-бы большая гора, пылающая огнём", "большая звезда, горящая подобно светильнику (точнее, факелу)" (Отк.8:8, 10).

              Когда же наступит день Господень? На этот, не высказанный пророком и его слушателями вопрос, Всезнающий Бог даёт уникальное откровение, поразительное по точности, простоте и доступности понимания.

              "Солнце превратится (обернётся) во тьму и луна - в кровь, прежде нежели наступит (пред тем как придёт) день Господень, великий и страшный
              (ужасный)" (2:31, в скобках, уточнения из [Л.11]).

              Здесь, речь идёт о солнечном и лунном затмениях
              [Л.8, стр.882], которые будут наблюдаться с территории Иудеи (рис.5). Об эсхатологических затмениях также говорят другие ветхозаветные пророки: Амос (Ам.8:9) и Миха (Мих.3:6).

              Иисус Христос, сообщая ученикам признаки Своего пришествия, также говорит о солнечном и лунном затмениях (Лк.21:25). Понятно, что эти астрономические явления не могут служить единственным знаком наступления дня Господа (всего таких библейских признаков семь
              [Л.21]).

              Катастрофические события дня Господа, включая стихийные бедствия, настолько впечатлили пророка, что он называет его "великий и страшный (ужасный)" (ст.31; Соф.1:14-18, 3:8). Слушатели, встревоженные услышанным, очевидно подумали в сердце своём: "кто же может спастись?". Оттого Иоиль утешает.

              "И будет: всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных (
              совр. пер. "И среди спасённых будут люди ..." [Л.7]), которых призовёт Господь" (2:32).

              Истинно, так! Спасётся тот, кто призовёт Господа Иисуса Христа, кого знает Сын Человеческий. Иудей или христианин, язычник, безбожник или религиозный человек,- спасутся все,
              "которых призовёт Господь", кто откликнется на Его зов. Даже закоренелый атеист, уцелевший в дни великой скорби, сможет убедиться: спасение "на горе Сионе и в Иерусалиме" (2:32), ибо Господь там (3:17).
              - Библейские пророчества о Втором пришествии

              Комментарий

              • Vladilen
                Ветеран

                • 09 November 2006
                • 71096

                #127
                13. Судьба Иуды и народов (3:1-11)

                Современникам и евреям, которые будут жить в последние дни, Адонай, через пророка Йоэйла, сообщает дальнейшую судьбу Йеуды и окрестных народов.

                "Ибо вот, в те дни и в то самое время, когда Я возвращу плен (из плена) Иуды и Иерусалима, Я соберу все народы и приведу их (вместе) в долину Иосафата и там произведу над ними суд за народ Мой и за наследие Моё, Израиля, который они рассеяли между народами, и землю Мою разделили" (3:1, 2).

                Маловероятно, что в стихе 3:1
                речь идёт о возвращении Йеуды из вавилонского плена, как считается в [Л.5, 6, 15] . Во-первых, до сих пор, пророк говорил об отдалённом (эсхатологическом) дне Господнем. Во-вторых, после возвращения из плена Иуды, никакого суда Яхве над народами в долине Иосафата не было.

                Зато,
                после поражения второго иудейского восстания против римлян, произошли два исторических события (3:2): 1) евреев "рассеяли между народами"; 2) "землю Мою разделили". До сих пор, земля народа завета разделена.

                Поэтому ст. 1 содержит откровение, скорее всего, о возвращении евреев на историческую родину и создании государства Израиль (14 мая 1948 года). Из плена Иерусалим вернулся в прежнее состояние позднее (в июне 1980 года), когда город стал столицей израильского государства.

                Но за что Всемогущий будет судить окружающие Йисраэль народы? За нечестивые дела их, как написано.

                "И о народе Моём они бросали жребий и отдавали отрока (юношей) за
                (чтобы купить) блудницу, и продовали отроковицу (девушек) за вино и пили. И что вы Мне (не важны для Меня), Тир и Сидон и все округи Филистимские? Хотите ли воздать Мне возмездие? хотите ли воздать Мне? легко и скоро Я обращу возмездие ваше на головы ваши" (3:3, 4; в скобках, текст из [Л.7]).

                Средиземноморские крупные портовые города финикийцев Тир, Сидон и города филистимлян (Газа, Ашдод, Ашкелон, Гефа, Аккарон) являлись перевалочными пунктами в торговле рабами, в том числе, из Иудеи
                [Л.8, стр.883]. Эти два народа особенно наживались на несчастьях евреев. За что Яхве наказывал финикийцев и филистимлян, которые в ответ замышляли воздать возмездие Господу, через месть Его народу (ст.4). Адонай отвечает им.

                "Потому что вы взяли серебро Моё и золото Моё, и наилучшие драгоценности Мои внесли в капища
                (храмы) ваши, И сынов Иуды и сынов Иерусалима продавали сынам Еллинов (грекам), чтоб удалить их от пределов (родины) их" (3:5, 6; в скобках, текст из
                [Л.7]).

                Один из основополагающих библейских принципов, справедливый во все времена,- "Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнёт" (Гал.6:7). Этот же принцип воздаяния распространяется и на народы, в чём могло убедиться человечество на протяжении всех исторических эпох.

                "Вот, Я подниму (верну) их из того места, куда вы продали их, и обращу мзду вашу на голову вашу (накажу вас за содеянное). И предам (Я продам) сыновей ваших и дочерей ваших в руки сынов Иуды, и они продадут их Савеям, народу отдалённому; Так Господь сказал" (3:7, 8, в скобках, уточнения из
                [Л.7]).

                Вряд ли, иудеи станут буквально продавать в рабство побеждённые народы, в частности, Савеям (совр. Йемен). Однако мотив возмездия, а также намёк на военные действия, видны явно. В последующих стихах, они только усиливаются.

                "Провозгласите об этом
                (Готовьтесь к войне!) между народами, приготовьтесь к войне, возбудите (поднимите) храбрых; пусть выступят, поднимутся все ратоборцы (воины). Перекуйте орала ваши на мечи и серпы ваши - на копья; слабый пусть говорит: "я силён". Спешите (отовсюду) и сходитесь, все народы окрестные, и соберитесь; туда, Господи, веди Твоих героев (сильных воинов)" (3:9-11, в скобках, уточнения из [Л.7]).

                Из Библии, мы знаем только об одной войне, которая произойдёт в конце дней. В Откровении, место сражения называется Армагеддон (Отк.16:16). Слово "Армагеддон", в переводе с иврита, означает "гора" (холм) или "горы" (холмы) Мегиддо
                [Л.2], но в Израиле гора с таким названием неизвестна. Однако на месте расположения древнего (давно разрушенного) города Мегиддо (в Синод. пер. "Мегиддон") имеется холм (тель) возле современного посёлка с тем же названием.

                Два поручения сынам Йеуды даёт Адонай в стихах 9-11. Провозгласить о возмездии, между народами, враждебными евреям, и приготовиться к войне (буквально, "освятите войну"). В приготовлении к будущей войне, главную роль должна играть психологическая подготовка, особенно, слабых духом. Так как в результате стихийных бедствий военная техника будет повреждена, то заранее следует изготовить и холодное оружие (ст.10).

                Удивительно, но решение напасть на Йисраэль явится исполнением приказа Цеваот Элохим: "
                Спешите (отовсюду) и сходитесь, все народы окрестные, и соберитесь" (ст.11). Туда же, в долину Иосафата, Господь воинств поведёт Своих сильных воинов.
                - Библейские пророчества о Втором пришествии

                Комментарий

                • Vladilen
                  Ветеран

                  • 09 November 2006
                  • 71096

                  #128
                  14. Армагеддон (3:12, 13)

                  Современный посёлок и тель Мегиддо, а также гористая местность на юг и северо-запад от него, расположены у юго-западного края долины Йизреэл. Она являлась местом многочисленных исторических сражений [Л.3, 4, 13]. О последней войне героев Яхве с окрестными народами (ст.11) и суде над ними пророчествует Йоэйл.

                  "Пусть воспрянут (поднимутся) народы и низойдут (сойдут) в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отвсюду (со всех сторон)" (3:12,
                  в скобках, уточнения из [Л.7]).

                  Во времена пророка, долина с таким названием не существовала. Только в IV веке от Р.Х. местность вблизи Йерушалаима, между горой Мория и Елеонской горой (Кедронская долина) стала называться долиной Йеошафата [Л.2, Л.10, стр.84]. Тем не менее, некоторые богословы считают, что именно в этом месте произойдёт суд над народами [Л.2, 5, 6, 8, 15].

                  Однако вблизи Иерусалима нет большой по площади равнины, чтобы могли разместиться "
                  все народы окрестные" (ст.11), "чтобы судить все народы отвсюду" (ст.12). По-видимому, пророк имел в виду обширную долину Йизреэл, точнее, её западную часть - большую равнину у Меггидо (рис.6).

                  В чём же будет заключаться суд Божий над враждебными Израилю окрестными народами? В физическом уничтожении нападающих, как предсказано пророком Зехарйа.

                  "Но Господь накажет народы, сражающиеся против Иерусалима. Он пошлёт на них ужасную болезнь. Их кожа начнёт гнить, когда они ещё живы, глаза станут гнить в глазницах, а язык будет гнить во рту. Эта ужасная болезнь будет свирепствовать во вражеском стане ..." (Зах.14:12-15, совр. пер. [Л.7]).

                  То же самое событие, смерть враждебно настроенных людей, нави передаёт образным аллегорическим языком, понятным слушателям.

                  "Пустите в дело (несите) серпы, ибо жатва созрела (наступила); идите, спуститесь (давить виноград), ибо точило полно и подточилия переливаются, потому что злоба (злодеяния) их велика" (3:13
                  , в скобках, уточнения из [Л.7]).

                  В древности, точилом называлась яма (Ис.5:2, Мт.21:33), вырубленная в твёрдой породе, либо выкопанная в мягкой и обложенная камнями с глиной. В такой яме ногами топтали виноград, чтобы выдавить из него сок, который стекал в подточилие - чан [Л.12, 22]. Здесь, образы топтания винограда в точиле и жатвы означают гнев Божий в день мщения (Ис.63:1-6, Отк.19:15, 14:14-20, Мт.13:38-42).

                  Гнев Его поражает любого человека греха, изливается на народы, "
                  потому что злоба (злодеяния) их велика" (ст.13). Как видим, существующая ныне злоба окрестных народов к Йисраэлю, достигнет апогея в последние дни. Об этом времени, пророку открылось следующее видение.
                  - Библейские пророчества о Втором пришествии

                  Комментарий

                  • Vladilen
                    Ветеран

                    • 09 November 2006
                    • 71096

                    #129
                    15. Суд над народами (3:14-17)

                    "Толпы, толпы (собрались) в долине суда! ибо близок день Господень к долине суда! Солнце и луна померкнут и звёзды (перестанут сиять) потеряют блеск свой"
                    (3:14, 15; в скобках, уточнения из [Л.7]).

                    Божий суд выразится в полном поражении напавших на Израиль племён, как написано. "И будет в тот день, Я истреблю все народы, нападающие на Иерусалим" (Зах.12:9, совр. пер. "пришедшие сражаться против Иерусалима"
                    [Л.7]).

                    По времени, это событие близко ко дню Господа (Иоил.3:14), однако не совпадает с ним. Армагеддонское сражение произойдёт после стихийных бедствий великой скорби. Когда, в результате великого землетрясения (Отк.16:18), высохнет река Евфрат, "чтобы готов был путь",- народам Ближнего Востока и их,- "царям от восхода солнечного" (16:12-16).

                    Великое землетрясение вызовет падение крупного небесного тела, а массовый выброс грубодисперсных аэрозолей в атмосферу приведёт к ослаблению света от солнца и (отражённого) света от луны, перестанут сиять звёзды, как предсказано.

                    "
                    Солнце и луна померкнут и звёзды потеряют блеск свой" (3:15). В этом стихе не говорится о затмениях, как считают авторы [Л.8, стр.884], так как при солнечном и лунном затмениях (2:31) звёзды не теряют блеск свой, наоборот, усиливают его. Затем, задрожат земля и небо.

                    "И возгремит Господь с Сиона, и даст глас Свой из Иерусалима; содрогнутся небо и земля (и задрожат земля и небо); но Господь будет защитою (убежищем) для народа Своего и обороною (опорой) для сынов Израилевых" (3:16
                    , в скобках, уточнения из [Л.7]).

                    Возможны два объяснения стиха 16 о близких друг другу событиях (ст.14). Ключевые слова для первого толкования, - "содрогнутся небо и земля", что происходит при полёте небесного тела и его столкновения с землёй. Следовательно, Иоиль говорит о дне Господнем, когда Он возгремит с небес.

                    При втором толковании, ключевая фраза - "
                    даст глас Свой из Иерусалима". В момент суда над окружающими Израиль народами, т.е. (Армагеддонского) сражения в ст.9, из города раздастся глас (гром) Божий. Точнее, согласно пророчества Йешайа, из города раздастся шум (сражения), а голос Господа жители услышат из (недостроенного) храма (Ис.66:6).

                    Какого бы варианта толкования не придерживаться, ясно одно: в последние дни, Адонай будет убежищем и опорой для народа Своего (ст.16, в).

                    "Тогда узнаете, что Я - Господь Бог ваш, обитающий на Сионе, на святой горе Моей; и будет Иерусалим святынею, и (никогда) не будут уже иноплеменники
                    (чужие) проходить чрез него" (3:17).

                    Все, предсказанные сыном
                    Петуэля эсхатологические события, в т.ч. пришествие Иеhошуа ха Машиах, непременно сбудутся. Тогда народы узнают, что среди них обитает Сам Господь и Бог! Оттого "будет Иерусалим святынею", а язычники уже не проходят через него (ст.17). Потому что все паломники уверуют в присутствие Господа на Сионе (Зах.8:20-23).
                    - Библейские пророчества о Втором пришествии

                    Комментарий

                    • Vladilen
                      Ветеран

                      • 09 November 2006
                      • 71096

                      #130
                      16. Тысячелетнее царство на земле (3:18-21)

                      После описания трагических событий, Йоэйл провидит благоприятные изменения в природе, а также изобилие продовольствия, о которых начал говорить ранее (2:22-26). В стихе 3:18 благословения мессианского царства
                      [Л.5] метафорически выражены через обилие: виноградных лоз, травы, молочных пород скота, воды.

                      "И будет в тот день: горы будут капать (сладким) вином и холмы потекут молоком и все русла (реки) Иудейские наполнятся водою, а из дома Господня (Божьего храма) выйдет источник
                      (забьёт фонтан) и будет напоять (даст воду) долину Ситтим" (3:18, в скобках, текст из [Л.7]).

                      В настоящее время, государство Израиль испытывает недостаток в пресной воде. Но наступят дни, когда "все русла Иудейские наполнятся водою". Более того, в Йерушалаиме, на святой горе Мория, неожиданно забьёт родник. Настолько производительный, что вытекая ручьём из дома Господня, станет глубоким полноводным потоком (Иез.47:1-5), "будет напоять долину Ситтим" (3:18, сухая эрозионная впадина-вади, идущая от Елеонской горы к Мёртвому морю [Л.8]).

                      Пророк Захария подтверждает сказанное Иоилем, уточняя,- потоков живой (т.е. проточной) воды будет два. Один потечёт в сторону Солёного (Мёртвого) моря, а другой - Средиземного, как предсказано.

                      "И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима, половина их к морю восточному и половина их к морю западному: летом и зимой так будет" (Зах.14:8; в Палестине, многие реки летом пересыхали).

                      Однако, наряду с появлением новых источников воды, иссякнут старые (Ис.19:5-7, Иез.30:12). Например, высохнет вода в руслах знаменитых рек Евфрат (Отк.16:12) и Нил (Зах.10:11), отчего некоторые территории на Ближнем Востоке превратятся в пустыни; особенно те, где велики злодеяния народов.

                      "Египет сделается пустынею (пустошью) и Едом будет пустою степью (безлюдной пустынею) - за то
                      (насилие), что они притесняли сынов Иудиных и (чью) проливали невинную кровь в земле (стране) их" (3:19, в скобках, текст из [Л.11]).

                      Когда придёт Царь, для обитания на святой горе, в храме Своём (ст.17), тогда начнётся отсчёт времени Его царства. Продолжительность теократического правления на земле открылась Иоханану, как тысяча лет (Отк.20:4). Такой продолжительный период времени, в ветхозаветные времена, назывался вечностью (Дан.7:27, Исх.15:18). Оттого Йоэйл так утешает народ свой, который будет жить в присутствии Самого Бога.

                      "А Иуда будет жить вечно ("будет вечно заселена Йеудея"
                      [Л.11]), и Иерусалим - в роды родов" (3:20; совр. пер. "Народ будет жить в Иерусалиме из поколения в поколение" [Л.7]).

                      Иоанн открывает нам то, что было сокрыто от ветхозаветного пророка,- царство Господа Иисуа Христа не ограничится Иудой, а распространится на весь мир (Отк.11:15). Если же какое племя не поклонится Царю, то лишится Божьих благословений, ибо ещё во грехах своих (Зах.14:16-19). Адонай обещает.

                      "Я смою кровь их, которую не смыл ещё (в Масоре, "И отомщу Я за кровь их, ещё не отмщённую"
                      [Л.11]), и Господь будет обитать на Сионе" (3:21; совр. пер. "Они убивали мой народ, и Я накажу их за это!" [Л.7]).

                      Толкование этого стиха неоднозначно из-за трудности перевода. Речь может идти, образно, о крови, находящейся на евреях (смотрите, например, Ис.1:15-18), в том числе, крови их врагов
                      [Л.10, стр.86]. Как считают некоторые верующие, это кровь Иисуса Христа, пролитая на кресте, ссылаясь на Мт.27:25.

                      Однако, из содержания стиха 3:21, следует, что кровь уже была (на ком-то) в момент произнесения пророчества. Поэтому Иоиль говорит, скорее всего, о невинной крови евреев (ст.19) на язычниках, которых накажет Адонай.

                      В любом случае, для проживания в Его (тысячелетнем) царстве на земле, Господь смоет с людей кровь, "
                      которую не смыл ещё". Тогда, как Он обещает через пророка Хаггая, "на месте сём Я дам мир" (Агг.2:9; совр. пер. "сюда принесу Я мир" [Л.7]).
                      - Библейские пророчества о Втором пришествии

                      Комментарий

                      • Vladilen
                        Ветеран

                        • 09 November 2006
                        • 71096

                        #131
                        ЛИТЕРАТУРА

                        1. Уоррен Уирсби. Комментарий на Ветхий Завет. В 2-х т. Том II. Ездра - Малахия.- СПб.: Библия для всех, 2011.- 1 111 с.
                        2. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.- Кременчуг: Християнська зоря, 1999.- 1088 с.
                        3. Большой Библейский словарь.- СПб.:
                        Библия для всех, 2005.- 1 503 с.
                        4. Библейский справочник Геллея.- СПб.: Библия для всех, 2008.- 784 с.
                        5. Толкование Ветхозаветных книг. От книги Исаии по Книгу Малахии.- Ашфорд: Славянское миссионерское издательство, 1966.- 602 с.
                        6. Хоуард Джейкоб М. Майерс. Комментарии к книгам Ветхого Завета. Том 17.- Одесса: Всемирный союз баптистов, 1993.- 188 с.
                        7.
                        Библия. Современный перевод Библейских текстов.- М.: World Bible Translation Center, 2002.- 1 150 с.
                        8. Библейский культурно-исторический комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.- СПб.: Мирт, 2003.- 984 с.
                        9. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура.- Минск: Славянское Евангельское общество, 2004.- 2 201 с.
                        10. Айронсайд Г.А. Комментарии на книги малых пророков.- Ровно: Живое слово, 2008.- 308 с.
                        11. Первые и последние пророки.- Йерушалаим: Мосад Арав КУК, 1975.- 1002 с.
                        12. Словарь библейских образов.- СПб.: Библия для всех, 2005.- 1 423 с.
                        13. Евангельский словарь Библейского богословия.- СПб.: Библия для всех, 2000.- 1 232 с.
                        14. Библия для нашей жизни. Новый Завет. Finland, International Bible Society, 1999.- 687с.
                        15. Мэтью Генри. Толкование книг Ветхого Завета.- Netherlands Dutch Reformed Tract Society, 2010.- 784 с.
                        16. Новая Женевская учебная Библия.- Hanssler-Verlag, 1998.- 2 052 с.
                        17. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания. Под ред. Лопухина А.П. Том 2.- Харвест, 2001.- 1 312 с.
                        18.
                        Мифы народов мира. Энциклопедия. Том 1.- М.: Советская энциклопедия, 1980.- 672 с.
                        19. Статья "Антихрист: кто же он?".
                        20. Статья "Время великой скорби".
                        21. Статья "Когда наступит конец света?".
                        22.
                        Толкование новозаветных посланий и Книги Откровения. Гл. ред. Харчлаа.- Seligenstadt: Христианское издательство, 1990.- 598 с.

                        - Библейские пророчества о Втором пришествии

                        Комментарий

                        • Vladilen
                          Ветеран

                          • 09 November 2006
                          • 71096

                          #132
                          3. Комментарии к Книге пророка Аввакума. Глава 3 - Богоявление

                          "Бог от Фемана грядет и Святый - от горы Фаран. Покрыло небеса
                          величие Его, и славою Его наполнилась земля" (Авв.3:3)


                          1. Вступление
                          О пророке Аввакуме (евр. Хаваккук, означает "объемлющий") известно не много. Он был пророком из Иудеи, современником Софонии, Наума, Иеремии, по-видимому, проповедывал и участвовал в храмовом литургическом пении, как левит; получил пророческое видение от Бога, отличался поэтическим даром [Л.1-8].

                          Время написания книги. Очевидно, в эпоху правления иудейских царей Манассии, Иосии или Иоакима, т.е. в VII веке до Р.Х. Из трёх более точных дат произнесения пророчества, наиболее вероятной считается конец VII века, 606-604 годы, около времени победы Навуходоносора над египтянами при Кархемисе в 605 г. [Л.6, 7, 19]
                          или в 609 г., год смерти Иосии [Л.3]. Хотя имеются и другие мнения о более позднем написании книги [Л.2, 4, 8].

                          Некоторые богословы считают, что третья глава книги написана в IV веке другим автором, ссылаясь на обнаруженные среди Кумранских рукописей комментарии на книгу Аввакума, содержащие толкования только на первые две главы.



                          Композиция третьей главы. 1. Ведение, содержащее надписание (3:1) и отношение пророка к вести от Господа (3:2).

                          2. Изложение главной темы - Богоявление:
                          а) шехина Господа (3:3, 4);
                          б) стихийные бедствия (3:5-11, 15);
                          в) цель посещения (3:12-14).
                          3. Заключение (3:16-19) - реакция пророка на полученное откровение.

                          Главная тема. Явление Бога Своему творению, в контексте темы дня Господа - эсхатологического времени, когда Всемогущий вмешается в человеческую историю для суда, личного пришествия, установления Своего царства на земле.

                          Цель написания главы. Ходатайствовать перед Господом о милости, выразить преданность Ему и благодарность за спасение.

                          Содержание. Пророческое видение (1:1) побудило Аввакума обратиться к Богу с горячей молитвой, которой он придал поэтическую форму псалма. В этой песне, как Давид в псалме 17 (ст.8-16), пророк рассказывает о видении Богоявления (3:3-5), вызывающего у него страх и просьбу о милости (3:2).

                          Ведь теофания будет сопровождаться землетрясением, разрушением гор и оседанием холмов, рёвом бездны, высокими морскими волнами, потоками воды, рассекающими землю, жгучим ветром, язвой, остановкой солнца и луны (3:5-11, 15). Эти стихийные бедствия послужат наказанием вождям и народам, спасением иудеев, прологом к царству помазанника Божьего (3:12-14).

                          Пророк услышал, увидел и даже ощутил на себе физиологические последствия (3:16) дня гнева Элохим, когда будут попираться народы. Тогда не зацветут плодовые деревья, не дадут плоды виноградники, поля не принесут хлеб, погибнет мелкий и крупный скот (3:17). Однако даже в этих, чрезвычайно трудных обстоятельствах, пророк предлагает радоваться Господу, уповать на спасение Его (3:18, 19).



                          Проблемы толкования главы. Это мифопоэтический текст с элементами хананейской и вавилонской мифологий или описание реального видения. Следует ли относить теофанию к исходу евреев из Египта, ко времени возвращения иудеев из Вавилона или к более отдалённому будущему.

                          - Библейские пророчества о Втором пришествии

                          Комментарий

                          • Vladilen
                            Ветеран

                            • 09 November 2006
                            • 71096

                            #133
                            2. Богоявление (3:1-4)

                            Пророки Йоэйл, Цефанйа, Зехарйа утверждают, что наступит время, когда Господь посетит землю, пребудет в Йерушалаиме, на горе Мория, в храме (Иоил.3:17, Соф.1:8-12, 3:15, Зах.2:10-13, 8:3). Так и произойдёт, ибо "не может нарушиться Писание" (Ин.10:35, б).

                            Однако ни Иоиль ни Захария почти ничего не сообщают о самой теофании, а Софония говорит только о скорби, опустошении, разорении в день Господень (Соф.1:14-18), гибели животного мира и людей (ст.2, 3).

                            Хаваккук заполняет этот пробел, посвятив значительную часть книги подробному описанию пророческого видения (1:1) явления Адонай Цеваот Своему творению (3:3-12). Потрясающее откровение, полученное от Бога, побуждает нави обратиться к Нему в молитве.

                            "Молитва Аввакума пророка, для пения (на шигйонот). Господи! услышал я слух Твой (весть Твою) и убоялся (испугался). Господи! соверши дело Твоё среди лет (в годы ближайшие оживи его), среди лет (в годы ближайшие) яви его; во гневе вспомни о милости" (3:1, 2; в скобках, Масоретский текст из [Л.9]).

                            Точное значение слова "шигйонот" не известно, его только предположительно можно отнести к пению [Л.6]. Если этот музыкально-богослужебный термин происходит от аккадского слова shigu, тогда он очевидно обозначает форму плача [Л.10].

                            Это допущение хорошо вписывается в текст стиха 3:2 об испуге пророка от полученной грозной вести (видения). Считается, что это весть от Яхве об уничтожении нечестивого Вавилона [Л.4, 6]. Однако такое упрощённое толкование противоречит словам Аввакума "во гневе вспомни о милости" (3:2, совр. пер. "Но во гневе вспомни и прояви к нам милость" [Л.11]).

                            Кроме того, ни перед, ни во время гибели Вавилонской империи историки не зафиксировали событий, описанных пророком в стихах 3:6-12. По этим причинам, многие комментаторы (например, [Л.1, 3, 18]) относят стихи 3:3-9 к прошлым событиям, а именно, исходу евреев из Египта: переход с Синайского полуострова (с.3, 4), казни египетские (ст.5), путь по пустыне (ст.6), переход через море и Иордан (ст.8-10).

                            Однако в 3:2 и дальнейших стихах речь идёт не столько о евреях Исхода, египтянах или халдеях, сколько о судьбе народов во всём мире, о дне грядущего Господа [Л.12, 13]. "Грандиозность будущего явления Бога превосходит опыт Израиля на горе Синай, и в конце времён будет иметь всеобщее, а не только национальное значение" [Л.19, стр.506].

                            "Бог от Фемана грядет (придёт) и Святый - от горы Фаран. Покрыло небеса (небо) величие (великолепие) Его, и славою Его наполнилась земля. Блеск (сияние) её - как солнечной свет; от руки Его (Самого) лучи (в англ. пер. "рога" [Л.18]), и здесь (там) тайник Его силы!" (3:3, 4; в скобках, текст из [Л.9]).

                            - Библейские пророчества о Втором пришествии

                            Комментарий

                            • Vladilen
                              Ветеран

                              • 09 November 2006
                              • 71096

                              #134
                              3. Мифопоэтический гимн или реальное видение?

                              Авторы работы [Л.10] считают, что стихи 3:3-19 содержат заимствованные мотивы известных литературных произведений, имеют сходство с вавилонским эпосом "Энума Элиш". Аввакум "переплетает между собой элементы вавилонской и хананейской мифологии в этом гимне" (стр.921).

                              С таким мнением согласиться нельзя. Зачем пророку использовать элементы языческой мифологии? если он передаёт слушателям весть от Самого Яхве! Во-вторых, что это за мифопоэтический текст? который насыщен взаимосвязанными и взаимообусловленными событиями, содержит много реальных, а не выдуманных подробностей.

                              Также ошибочно мнение авторов [Л.6], в частности, о стихе 3:4. "Этот стих можно воспринять лишь как образ - красочный и поэтический" (стр.525). Нет, стих 3:4, третья глава и вся книга это "Пророческое видение, которое видел пророк Аввакум" (1:1).

                              Видение о совершенно реальных явлениях, правда, очень трудных для восприятия и изложения, а также понимания слушателями. С Божьей помощью, попробуем разобраться в красочных образах Хаваккука, в физических проявлениях теофании, для чего воспользуемся гипотезой, изложенной в работе [Л.14].




                              В этой статье утверждается, что "знамение Сына Человеческого на небе" (Мт.24:30) это радиант метеорного потока. Область небесной сферы, из которой как бы исходят все видимые и продолженные назад яркие следы испаряющихся в атмосфере метеорных тел (рис.1).

                              В таком случае, пророк увидит шехину, т.е. небо покроет величие (великолепие) Элоах, от которого померкнет свет солнца и луны; осветится вся земля славой Его, её сияние подобно солнечному свету (ст.3:3, 4).

                              Слова "как солнечный свет", блеск (сияние) величия, слава это синонимы, так как слава
                              "означает ослепительное сияние, знаменующее присутствие Бога" [Л.15, стр.70; Л.11, стр.68].

                              Мощный радиант с зенитным часовым числом ZHR > 10 000, испускает лучи ("рога"), как солнце, оттого Цефанйа называет его светильником Яхве (Соф.1:12). Тёмное же пятно в центре радианта, из которого вылетают яркие метеоры, - лучи от руки Цеваот, провидец называет"тайник Его силы" (3:4, б).

                              Это тёмное "отверстие" в центре радианта ветхозаветные пророки именуют: колчан Адоная, "как открытый гроб" (Иер.5:16), ножны для меча Яхве, в которые "он уже не возвратится" (Иез.21:3-10), точило (Ис.63:1-6).

                              В новозаветное время, это великое точило гнева Божия (Отк.19:15), знамение на небе (Мт.29:30), "знамение отверстия на небе" (Дидахе, 16:6).

                              Оазис Едомской пустыни Феман (евр. Тэйман - "юг", "южная местность") и гора Фаран (евр. Паран) находятся на юге относительно Иерушалаима [Л.1, 4, 5]. В день Господень, "тайник Его силы" будет кульминировать, именно, в южной части небосвода, над Тэйманом и горой Паран. Заливая небо багрянцем - червлёными ризами Яхве Цеваот (Ис.63:1).
                              - Библейские пророчества о Втором пришествии

                              Комментарий

                              • Vladilen
                                Ветеран

                                • 09 November 2006
                                • 71096

                                #135
                                4. Последствия Богоявления для земли (3:5)

                                Представляет ли опасность радиант метеорного потока в йом Адонай? Несомненно, так как на землю дождём будут падать не только малые метеорные тела микронных размеров, но и крупные (метеороиды) и очень крупные (астероиды), обмолачивая Землю.

                                Столкновение с нашей планетой астероидов эквивалентным диаметром в несколько километров приведёт к катастрофическим результатам. В частности, мгновенному возникновению высокотемпературной ударной волны из раскалённых газов и минеральной пыли, а также к отдалённым последствиям - болезням, эпидемиям, смерти.

                                Это провидит Хаваккук, излагая близкие события в обратном хронологическом порядке, как Йоэйл (Иоил.2:28-31), Амос (Ам.8:8, 9), Иоханан (Отк.6:12, 13).

                                "Пред лицем (впереди) Его идёт язва (болезни), а по стопам Его - жгучий ветер (разрушение)" (3:5; в скобках, текст из [Л.11], в Масоре - "Пред Ним идёт мор, и пламя выходит по стопам Его" [Л.9], буквально, жар сожигающий" [Л.6]).

                                Температура этого жгущего ветра, пламени или жара сожигающего достигает 700 000 °С. Оттого пророк утверждает, что "народы трудятся для огня" (2:13, б; совр. пер. "огонь разрушит всё, что построили эти люди" [Л.11]).

                                Также Йешайа, перечисляя последствия теофании, видит бурю, вихрь и пламя "всепожирающего огня" (Ис.29:6, 1:1), превращающего цветущую весеннюю землю в опустошенную степь (Иоил.2:3).

                                Обжигающий ветер из видений Аввакума и Иеремии (4:11) это "палящий ветер" в псалме Давида (Пс.10:6), вызванный дождём метеорных тел из горящих углей, огня и серы. Ветер Господень раздирает горы и сокрушает скалы, "но не в ветре Господь" (3Цар.19:11).

                                Пророку Йешайа, как нави Хаваккуку (3:5), открылось похожее, но более развёрнутое видение Богоявления.

                                "Ибо вот, придёт Господь в огне, и (как буря) колесницы (колесница) Его - как вихрь ("Его армии в облаках пыли"), чтоб излить гнев Свой с яростью и прещение (наказание) Своё с пылающим огнём ("наказать их пламенем огня")" (Ис.66:15; в скобках: текст из [Л.9], в кавычках - из [Л.11]).

                                Уцелевшие от пылающего огня, подвергнутся прещению язвой (Авв.3:5, а): сибирской язвой, чумой, тифом, холерой, малярией, дизентерией и пр. [Л.17].
                                - Библейские пророчества о Втором пришествии

                                Комментарий

                                Обработка...