Слово-икона против слова-идола

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Соня
    Ветеран

    • 11 November 2010
    • 3877

    #226
    Мне пишут:
    "Сонечка, приведи, пожалуйста, пример, когда слово стало иконой. Заранее спасибо!"
    И за меня же отвечают:
    "Я конечно не Сонечка, но пример приведу. А Соня вероятно имела ввиду явление библиолатрии.

    БИБЛИОЛА́ТРИЯ (от греч. βιβλία и λατρεία служение, почитание, поклонение Библии), отношение к Писанию как к единств. высшему авторитету ... обычно сопровождается вербалистским и фундаменталистским ее пониманием."
    А вот мой ответ, который в принципе, можно б сделать и отдельной темой:

    Библиолатрия - это как раз хороший пример слова-идола.
    Слово становится иконой, то есть окном и дверью к нашему преображению, когда оно используется.
    Если фраза Писания (и даже не только Писания) рождает в душе глубокий отзвук, и мы не даем этому отзвуку заглохнуть, но вновь и вновь обращаемся к нему, даем ему в нас действовать, прилагаем его к нашей душе, как алхимический камень, проникаем в него и даем ему проникнуть в нас, - это я и называю "слово-икона".

    Вера в Библию, как и вера в любое, пусть самое правильное, учение, -
    не спасает, потому что спасти не может.
    Как не излечивает лекарство, пусть и купленное дорогой ценой, но оставленное на прикроватной тумбочке.

    Лекарство для того, чтобы принимать его внутрь.
    Тогда оно, как и слово Божие, начинает действовать в нас.

    Обычно же мы не знаем, что нам делать с нашей верой.
    Мы считаем веру набором интеллектуальных утверждений
    (хоть и рождающих в душе сладкое и благостное чувство).
    Получается как с бедной крыловской мартышкой:
    "то их понюхает, то их полижет, - очки не действуют никак".

    Мы вступаем в христианство, как в пионеры, и гордо носимся с нашей верой, как с пионерским галстуком.
    Несомненная польза от этого есть, но польза эта весьма поверхностная,
    часто тут же прорастающая буйной плесенью гордыни и христианской спеси.

    Дать прорасти в себе Божьему слову, - дело, требующее смирения и длительного его вынашивания.

    В этом стихотворении речь не о стихах, а именно о такой алхимии преображения, вынашивании.

    ТРИПТИХ
    1
    Стихи... Они родятся из земли
    Души моей. Из этих неподвижных
    Пластов, где Бог хозяин. Бог созиждет.
    А я -- в пыли.
    А я нема, безропотно темна,
    как чернозема поднятая груда,
    покорно принимаю семена,
    не спрашивая: "Для чего?", "Откуда?"

    Какой порыв, какой реки поток
    занес его? Он вечен иль мгновенен?
    Но каждый всход мой, каждый мой росток
    и для меня таинственно священен.

    Я знаю лишь зачатья благодать
    и тяжесть вызревания событий.
    И что еще я вам могу сказать?
    Бессильное мое "не растопчите!"

    2
    Покорной Богу быть... покорной этой
    Бездонности, взывающей ко мне,
    Покорной звуку и покорной свету,
    Покорной светоносной тишине.
    Любви покорной... Миг зачатья...
    Вот так склонялась Богоматерь.

    3
    Мой Боже, Бог мой... Из моих берез,
    Дождя, травы и звона дальней птицы
    В меня вошел и из меня пророс.
    Нельзя иначе Богу появиться
    здесь на Земле. Есть место лишь одно:
    Внутри меня. И в радости, и в муке
    вот это сердце выносить должно
    Тебя, и выняньчить -- вот эти руки.

    Мой Бог -- мой сын. И тварь Твоя и мать.
    О, Господи, сумею ли так много?!
    Зачать, родить и вырастив отдать
    Тебя во тьму, чтоб Бог вернулся к Богу!

    /миркина/
    Не важно, что написано. Важно как понято.

    Комментарий

    • Люциус
      Завсегдатай

      • 03 May 2018
      • 714

      #227
      вы как Навальный. меня часто спрашивают.... я получил миллион вопросов .... сама скромность


      по теме. слово- пустой звук.

      Комментарий

      • Malfeitor
        Отключен

        • 22 June 2018
        • 12

        #228
        Сообщение от Соня
        Слово-икона против слова-идола


        Идол - то, что кладет нам предел.
        Икона - то, что открывает нам беспредельность.


        Как икона может быть "иконой", т.е. образом, знаком, указателем, окном в вечность, - а может стать идолом.
        Точно так же идолом может стать и слово.
        Из образа, знака, указателя, словесного окна в транссловесную истину, - окаменевшее, самодовлеющее слово, - становится идолом.


        Потому, скажем, евреи в слове "Бог" оставляют зазор, пространство невыразимости, и пишут "Б-г".
        Но увы: это тоже символ, образ, знак.
        Не все понимают язык знаков.


        Превращение слова, текста, в идол грозит утратой содержащегося в нем Смысла.
        Остается только конкретный "малый смысл", который при утрате перспективы Целого,
        перестает быть иконой и становится идолом, кладущим предел росту души.



        Икона особо ничем не отличается от идола. Как говориться "те же яйца, только в профиль". Разве христиане не богу поклоняются,а людям?

        Комментарий

        • Соня
          Ветеран

          • 11 November 2010
          • 3877

          #229
          ... хоть кол на голове теши
          Не важно, что написано. Важно как понято.

          Комментарий

          • Соня
            Ветеран

            • 11 November 2010
            • 3877

            #230
            * * *

            И я уже не знаю ничего.
            Я - чистый лист, я - белая страница.
            И только от Дыханья Твоего
            Здесь может буква зыбкая явиться.

            Да, Ты ее напишешь и сотрешь,
            И это - высший строй, а не разруха,
            Ведь есть всего одна на свете ложь:
            Упорство буквы перед властью Духа.

            /Миркина/
            Не важно, что написано. Важно как понято.

            Комментарий

            • Соня
              Ветеран

              • 11 November 2010
              • 3877

              #231
              //Идол точно также может быть порталом к высшим сферам.//
              Ну конечно.
              Просто в вашем примере "идол" по сути является иконой.
              А икона всегда может стать для слепо верующего идолом.

              Слова "идол" и "икона" употребляются именно в их этом смысловом (может быть, не совсем привычном) значении.

              - - - Добавлено - - -



              ((Соня: Идол - то, что кладет нам предел.
              Икона - то, что открывает нам беспредельность.
              ))

              Это уточнение используемых мной понятий.

              Идол не есть деревяшка, икона не есть доска.


              - - - Добавлено - - -

              ВМЕСТЕ С ПАДАЮЩИМ СНЕГОМ

              А ветер деревья беззвучно колышет,
              Сдувает снежинки. Снег падает с крыши.
              Чуть тронул кустарник. Березу потрогал.
              А сердце в молчании слушало Бога.

              А сердце следило, как дышит Всевышний
              Вот Тот, кто неслышного снега неслышней,
              Кто легче легчайшей, чуть видимой дрожи,
              Вот Тот беззащитный, который все может.

              Вот Тот, кто не просит, а дарит нам силы.
              И слушало сердце. И сердце следило...
              И двигалось сердце по Божьему следу
              За Тем, кто невидим, за тем, Кто неведом,

              За Тем, кто деревья беззвучно колышет,
              Ссыпая снежинки нечаянно с крыши.



              /миркина/
              Не важно, что написано. Важно как понято.

              Комментарий

              • Соня
                Ветеран

                • 11 November 2010
                • 3877

                #232
                //на вопросы о моем вероисповедальном несоответствии на православном форуме//
                Православная я очень и очень странная.
                Стереотипы бывают и полезны, но к ним всегда надо относиться с осторожностью:
                Жизнь богаче наших о ней представлений.

                Православная в нескольких поколениях. Прадеды и внучатые деды почти все погибли,
                записываясь в церковные двадцатки; их брали буквально одного за другим.
                То же делали мои прабабки и бабки; отсидели или были сосланы все.
                (О ком-то есть упоминания в книге Краснова-Левитина).
                Впрочем, недавно пришедшим в церковь и мало знакомым с ее, хоть и недавней, историей
                и "двадцатки", и посадки мало о чем говорят.
                //...//
                Со смирением вам отвечаю:
                утром и вечером молиться приучена лет, наверное, с трех
                и уж много лет как благословлена на умное делание;
                поначалу, с ежедневным отчетом духовнику.

                Впрочем, сызмальства привыкла не только к утренним и вечерним молитвам.
                Многие акафисты, да и все бабушкино правило научилась повторять за ней,
                живя с ней в одной комнате, еще не понимая их смысла.
                Беседу с Мотовиловым просила бабушку читать,
                когда меня укладывали на "тихий час"
                (из-за сердца заставляли днем спать), -
                вот прямо просто шантажировала: "почитаешь про осияние и про снежок, который не тает?".
                //...?//
                А "антифарисейская программа":
                демонстративное избавление от всякой внешней православной атрибутики,
                началась у меня тоже довольно давно.
                //...?//
                Конечно же, выросшая в православной традиции,
                с величайшей опаской обращалась к инославным текстам и учениям.
                Испытывая трудности в переходе к безвидной
                молитве, была благословлена употреблять "АУМ" вместо имени Господа,
                имея в ввиду под этим, конечно же, только Его.

                Хоть, как известно, многие йогические практики близки исихастским и суфийским,
                занимаясь ими, вновь перешла на ежедневную исповедь духовнику.
                Потому что страх соблазна и прелести и уклонения от Истины и спасения во Христе во мне велик.

                Только ОПЫТНО и со всякой опаской,
                не полагаясь на свои суждения и способность к различению духов,
                могу теперь вполне согласиться с давнишними словами Вселенского Патриарха:
                "Нам многому предстоит научиться и от йоги".

                В моей истории вряд ли можно найти что-то типическое.
                Так что поверить в нее человеку здравому, а тем более со сложившимися взглядами, убеждениями и стереотипами, - крайне затруднительно.
                Да и зачем?
                Не лучше ль книжку какую хорошую перечитать?
                Не важно, что написано. Важно как понято.

                Комментарий

                • Соня
                  Ветеран

                  • 11 November 2010
                  • 3877

                  #233
                  //А для чего вам йога? Вы что то полезное получаете от этой практики? Разве умного делания было недостаточно?//
                  "Йога?" Христианство - один из видов йоги ))
                  //Ну я не знаю....может и так....но мне не понятно зачем вы в молитве например стали вместо Бога говорит АУМ?...мне это непонятно...для чего это?//
                  я ж написала : чтоб перейти к безвидной молитве.
                  Молясь, трудно быть уверенной, что не создаешь стоящих за словами мысленных образов.
                  Впрочем, у меня нет благословения обсуждать монашеские практики.
                  Всяк молится как сподобится, - и слава Богу ))

                  Обычно под религией разумеют религии теистические. А еще чаще - авраамические.
                  Все они - варианты бхакти-ЙОГИ.
                  Причем, практикуемой на самом начальном уровне.
                  Не важно, что написано. Важно как понято.

                  Комментарий

                  • Станислав
                    Отключил

                    • 10 July 2016
                    • 10639

                    #234
                    Сообщение от Соня
                    "Йога?" Христианство - один из видов йоги ))я ж написала : чтоб перейти к безвидной молитве.
                    Молясь, трудно быть уверенной, что не создаешь стоящих за словами мысленных образов.
                    Впрочем, у меня нет благословения обсуждать монашеские практики.
                    Всяк молится как сподобится, - и слава Богу ))

                    Обычно под религией разумеют религии теистические. А еще чаще - авраамические.
                    Все они - варианты бхакти-ЙОГИ.
                    Причем, практикуемой на самом начальном уровне.
                    Только вы подобную глупость даже не пытайтесь никогда батюшке в церкви рассказать... Думаю он, если услышит, обязательно вас кадилом по спине оходит.... (и правильно, к слову, сделает)
                    Держите эти мысли строго в своей прэлестной голове... Берегите здоровье...

                    Комментарий

                    • Соня
                      Ветеран

                      • 11 November 2010
                      • 3877

                      #235
                      //Не знаю....я. думаю что вы ошибаетесь.....медитация - это не христианская практика.//
                      Вики: "Рели́гия (лат. religare связывать, соединять) ... учение о воссоединении человека с Богом (по мнению христианского апологета Лактанция). Предложенная Лактанцием этимология закрепилась в христианской культуре, как основная
                      ..
                      Известный западный христианский писатель и оратор Лактанций считал, что термин «религия» происходит от латинского глагола religare (связывать, привязывать), поэтому религию он определял как союз человека с Богом[13][15][16].
                      Подобным же образом понимал существо религии и блаженный Августин, хотя он считал, что слово «религия» произошло от глагола religare, то есть воссоединять, и сама религия означает воссоединение, возобновление когда-то утерянного союза между человеком и Богом[16].
                      Современные исследователи зачастую соглашаются с точкой зрения на происхождение слова «религия» от глагола religare[15][17]."

                      Что и есть определение йоги.
                      Йо́га (дев. योग) понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на единение с высшим началом.
                      Слово «йога» произошло от санскритского корня йодж или йудж, имеющего много смысловых значений:[9] «упряжка», «упражнение», «обуздание», «соединение», «единение», «связь», «гармония», «союз» и т. п.[10]
                      «Бхагавад-гита» описывает три наиболее важные вида йоги:[38]
                      Карма-йога «йога деятельности»
                      Бхакти-йога «йога преданности», или «йога преданного служения»
                      Джнана-йога «йога знания»
                      Хотя эти пути отличны друг от друга, их основная цель практически одна и та же осознать, что Бог в своей личностной форме (Бхагаван) является изначальной истиной, на которой зиждется всё бытие,

                      Йога и христианство[править | править вики-текст]
                      Абрахам Ооммен (Индийское общество продвижения христианского знания) отмечает, что одним из главных возражений против практики йоги христианами является аргумент о том, что йога представляет собой составную часть индуизма. Ооммен полагает, что многие идеи, на которых основана йога, близки христианскому вероучению, а потому христиане вполне могут практиковать свою собственную йогу, которая соответствует их мировоззрению[82].

                      Йога и православие[править | править вики-текст]
                      Историк религии Мирча Элиаде в своём фундаментальном труде под названием «Йога: свобода и бессмертие» отметил, что между используемыми православными монахами-последователями исихазма методами подготовки к аскетизму и способами молитвы, с одной стороны, и йогическими техниками (в особенности пранаямой), с другой стороны, имеется определённое сходство. Он подтверждает данное мнение отрывками из произведений православных мыслителей Иринея Лионского, Никифора Затворника, Никодима Святогорца, Симеона Нового Богослова. При этом Мирча Элиаде высказал мнение, что не следует обманываться внешним сходством этих методов с йогическими техниками, поскольку в классической индийской йоге Богу (в отличие от православия) отводится относительно небольшая роль. В то же время Элиаде указал, что между исихазмом и йогой имеется достаточное феноменологическое сходство, чтобы можно было выдвинуть гипотезу о вероятном влиянии индийской мистики на исихазм.[83]
                      Религиовед Е. А. Торчинов высказал мнение, что для утверждений о существовании генетической связи между йогой и исихазмом в настоящее время оснований не существует, однако экстаз в аскезе православия имеет очень близкое сходство с состоянием самадхи индийских традиций. Он также отметил сходство психотехнических процедур, используемых в исихазме (задержки дыхания, особые позы, визуализация, концентрация внимания на определённых участках своего тела), с психотехническими процедурами, используемыми в йоге. В частности, Торчинов указал, что умная молитва исихастов («Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных») является сильным универсальным психотехническим методом, аналогичным повторению «великой мантры» «Харе Кришна» в индийском вишнуистском бхакти или повторению имени будды Амитабхи в амидаизме.[84]
                      Не важно, что написано. Важно как понято.

                      Комментарий

                      • Соня
                        Ветеран

                        • 11 November 2010
                        • 3877

                        #236
                        //1. и икона в православии и божества в индуизме -- это форма, через которую человек обращается к Богу
                        2. Христианство, индуизм, ислам --персоналистичны. То есть, Бог во всех этих религиях является Личностью.
                        Буддизм-имперсонален, Бога там-пустота.//

                        1. Согласна. Именно об этом и тема. В таком случае "идол" становится "иконой" - то есть окном, средством, через которое "мир горний" становится прозрачен.
                        /"Икона есть окно в мир невидимый" (Трубецкой и Флоренский)/

                        2. Это вопрос
                        А) неправильно понимаемых слов.
                        Б) и личного духовного опыта.

                        Пустота (шуньята) буддизма - не просто пустота, а Великая Пустота.
                        И парадоксальным образом она совпадает с Великой Полнотой.
                        И это понимал еще Никола Кузанский (15 век)
                        о совпадении бесконечно малого и бесконечно большого.
                        ("Бог подобен пределу, в котором сходятся бесконечно большое и бесконечно малое")


                        Чтобы не творить себе мечтательного кумира, говорит буддизм, - полностью опустошись от себя, от эго.
                        и ты увидишь, как Непомерное,
                        (то, что мы называем "Бог" и "Дух Святый", а буддисты - нирваной)
                        хлынет, затопит, и преобразит тебя.
                        "Семя, покуда не умрет - не станет деревом"
                        (тема "по образу Божию и подобию - тополиное семя")


                        Рано или поздно Великая Пустота станет Великой Полнотой.



                        Никола Кузанский (15 век)


                        Последний раз редактировалось Соня; 20 December 2022, 07:07 PM.
                        Не важно, что написано. Важно как понято.

                        Комментарий

                        • Соня
                          Ветеран

                          • 11 November 2010
                          • 3877

                          #237
                          не сотвори...


                          Не важно, что написано. Важно как понято.

                          Комментарий

                          • Rufus
                            Завсегдатай

                            • 02 May 2016
                            • 845

                            #238
                            Я вижу, вы Соня держите Бога на расстоянии от себя. Почему вы боитесь иметь более тесные связи с Богом? Впустите Бога в себя, пусть он осветит вас своим светом.
                            Чего вы боитесь?
                            Последний раз редактировалось Rufus; 13 January 2023, 02:08 PM.

                            Комментарий

                            • Rufus
                              Завсегдатай

                              • 02 May 2016
                              • 845

                              #239
                              Вы держите Бога на расстоянии, потому что боитесь, что он сделает вам больно. Но если в вас есть любовь к Богу, то он не может сделать вам ничего плохого.
                              Если вас не хватает любви к Богу, то развивайте ее.
                              Любовь развивается если все делать для того чтоб Бог радовался, чтоб ему было хорошо.
                              Например, я иду кушать, потому что Бог будет радоваться, или даю стакан воды старику, потому что Богу будет радостно.

                              Комментарий

                              • Соня
                                Ветеран

                                • 11 November 2010
                                • 3877

                                #240
                                Я вижу, вы Соня держите Бога на расстоянии от себя.
                                Видно, у вас особое зрение.
                                Просто как-то само собой растет расстояние от
                                держащих Бога от себя на расстоянии.
                                Надо дать Ему место (целиком и полностью занятое в нас нашим я, эго).
                                Чтобы обнаружить в себе Бога, надо как-то упросить эго, наше я
                                потесниться.
                                Большинство же известных мне в сети (к счастью - не в IRL) верующих
                                вместо Бога
                                используют понятие "бог"
                                для защиты своего ЭГО.
                                "Я хоть иными талантами не блещу, но зато я - верующий"
                                (А что это для таких людей значит?)
                                Как говорит один герой наших дней,
                                "Мы попадем в рай, а остальные просто сдохнут".

                                Впустить Бога в себя не только боязно,
                                но для эго еще и смертельно опасно.
                                Как сказал Мейстер Экхарт, "Одна капля твари вытесняет всего Творца".
                                Или, как ответил Екатерине Сиенской явившийся ей Христос на вопрос "Кто Ты, Господи?"
                                "Я? - Я тот который Есть.
                                А ты - та которой нет".

                                Хоть конечно: на начальных стадиях тихий восторг и теплота сердечная - греют душу.
                                Не важно, что написано. Важно как понято.

                                Комментарий

                                Обработка...