Коран и современная наука
Безусловно, Коран не является научным трудом, посвященным проблемам естественных или технических наук. Однако упомянутые в нем факты, связанные с географией, геологией, астрономией, астрофизикой, химией, физикой, биологией, гидрологией, эмбриологией, анатомией, физиологией и другими науками, заставляют современных ученых признать, что научный потенциал Корана многократно превосходил тот уровень познаний, которого человечество достигло к периоду ниспослания Корана.
Начало VII века было периодом господства бесчисленных суеверий и предрассудков. Вот как его описывают некоторые исследователи: «Не имея в своем распоряжении даже примитивных технологических средств, с помощью которых можно было бы исследовать Вселенную и природу, люди верили в многочисленные легенды и сказания, передававшиеся изустным путем от одного поколения к другому. Так, к примеру, считалось, что небесная сфера расположена на вершинах гор и держится благодаря ним. Согласно этому верованию, Земля представлялась плоской, а на обоих ее концах находились высокие горы. И эти горы, словно раздельные опоры, держали на себе весь небесный купол».[1]
Ошибочных взглядов придерживались не только погрязшие в невежестве и пороке язычники, но и образованные люди писания иудеи и христиане. Они были хорошо осведомлены о достижениях науки того времени, многие из которых были опровергнуты впоследствии, и некоторые из их ошибочных представлений нашли отражение в их священных писаниях, которые они переписывали своими руками. Различия между этими записями и достоверными научными фактами стали выявляться, когда началась эпоха великих научных открытий. Вследствие этого церковь резко выступила против ученых, принялась фанатично отстаивать свою позицию и прибегла к чудовищному орудию борьбы с передовой мыслью инквизиции. Но невежество не могло долго противостоять знанию, которое захлестывало умы людей, жаждущих познать истину. Поэтому приверженцы Библии были вынуждены искать объяснения тому, как неверные и даже неправдоподобные научные и исторические сведения попали на страницы писаний. Существование таких сведений не отрицают даже самые авторитетные представители Церкви. В Документа Второго Ватиканского Собора (1962-1965) некоторые библейские тексты просто названы «несовершенными» и «устаревшими». В IV главе этого Документа сказано: «Эти Книги несут в себе свидетельство истинно Божественных учений, даже несмотря на то, что в них содержатся сведения несовершенные и устаревшие».[2]
Этот вопрос был и остается объектом исследований многих ученых. Одним из них был академик Морис Бюкай, член Французской Медицинской Академии. В своей книге «Библия, Коран и наука» он писал: «Ветхий Завет содержит в себе различные описания одних и тех же событий, а также ряд противоречий, невероятных сведений, искаженных изложений исторических фактов и сведений, несовместимых с данными, точно установленными наукой. Все это вполне естественно, поскольку Ветхий Завет написан людьми глубокой древности. С подобным просто невозможно не столкнуться, просматривая любые книги, написанные в тех же исторических условиях».[3]
К аналогичному результату академик Бюкай пришел и после проведения параллелей между текстами четырех Евангелий и последними достижениями науки. Он писал: «Фантасмагории Матфея, явные противоречия между Евангелиями, невероятности и несуразности, несовместимость с данными современной науки, последовательно вносимые в текст правки и дополнения, приводящие к искажению, все это лишний раз свидетельствует о том, что в Евангелиях содержатся моменты, являющиеся плодами человеческого воображения».[4]
Перечисленные обстоятельства побудили многих передовых ученых оспаривать научность Библии и даже отрицать истинность всех небесных писаний. Эта тенденция привела к формированию в Европе и Америке общества, в котором наука и религия считаются двумя совершенно несовместимыми вещами. И разрушение этого предрассудка, который лег в основу так называемого «научного» атеизма и материализма, началось только с проникновением Ислама в христианский мир.
Священный Коран открыто бросил вызов всем тем, кто пытался опровергнуть истинность ниспосланных в нем откровений, опираясь на научные открытия, и возвестил о том, что каждое новое великое открытие будет еще одним свидетельством его божественного происхождения. Всевышний сказал: «Мы покажем им Наши знамения по свету и в них самих, пока им не станет ясно, что это есть истина».[5]
Коран изобличил лживость примитивных верований, призвал людей изучать науку и развеял миф о том, что вера и наука являются двумя несовместимыми противоположностями. Коран доказал, что вера во Всевышнего Творца не только не противоречит человеческому разуму, но и подтверждается современными научными открытиями и является единственной правильной концепцией в отношении происхождения человека, смысла его существования и образа его жизни. Коранические знамения идеально сочетаются с развивающимися познаниями людей и сопровождают научно-технический прогресс, и поскольку писание Аллаха охватывает многие сферы бытия, люди разного уровня развития легко могут понять его аргументацию и оценить его достоверность.
Ни для кого не секрет, что сегодня люди не могут увидеть ни посох Мусы, ни знамения Исы, ни могущество Сулеймана. Однако чудо священного Корана не перестает изумлять умы благоразумных мужей и останется непревзойденным вплоть до наступления Судного дня. Последняя небесная религия отличается от религий предыдущих пророков тем, что она универсальна и не потеряет своей значимости, пока не наступит Конец света, и поэтому Аллах даровал людям каждой эпохи возможность увидеть свидетельства небесной истины.
Всевышний сказал: «Для каждого сообщения ус*тановлен срок, и вы узнаете об этом».[6] В эпоху научно-технической революции, когда ученые перестали быть объектами гонений и преследований и по праву заняли высокое место в обществе, настало время для того, чтобы люди узнали о многочисленных научных фактах, заключенных в мудрых коранических аятах.
Шейх Мустафа Ахмад писал: «В те времена, когда пророк получил Откровение, арабы были весьма искусны в литературе и поэзии. Они часто устраивали поэтические конкурсы, доведя таким образом свой язык до самой высокой степени совершенства. Однако, услышав строки Корана, они были настолько изумлены непревзойденным красноречием и выразительностью его языка, что некоторые ученые, описывая воздействие Корана на людей, указывали на его магическое влияние. Поскольку мастерство владения языком людей того времени достигло высокой степени совершенства, лингвистические особенности Корана были главным доказательством его божественного происхождения.
Мы же живем в век науки. В результате ее быстрого развития человечество достигло многих успехов, и науку считают главным средством в поисках истины. Однако Коран, благодаря непрерывности своей чудесной природы и заключенным в нем беспрецедентным объемом знаний и сегодня доказывает, что это действительно Слово Создателя, и ничто не скрыто от Его знания».[7]
Научный феномен Корана затрагивает широкий спектр знаний из самых разных областей науки. Не вдаваясь в подробности, мы приведем лишь несколько примеров того, как коранические аяты проливали свет на важнейшие вопросы мироздания, охватывающие сведения о сотворении вселенной, происхождении жизни, появлении человека и многом другом.
Происхождение вселенной
Благодаря достижениям современной астрофизики, ученые установили, что вселенная некогда представляла собой темную, густую и горячую газовую смесь. Доказательством этого является образование новых звезд из остатков такого «дыма». Указание на это содержится и в священном Коране: «Потом Он обратился к небу, которое было дымом».[8]
Сегодня можно считать неоспоримым фактом, что Земля и другие небесные тела были созданы из такого «дыма». А это значит, что некогда вся вселенная была единым целым. В Коране по этому поводу говорится: «Неужели неверующие не видят, что небеса и земля были единым целым и что Мы разделили их и сотворили все живое из воды? Неужели они не уверуют?».[9]
Примечательно, что эти научные факты были установлены не мусульманами, а неверующими, на что указывается в кораническом аяте. Несмотря на это, большинство из них все равно отказывается уверовать в божественную истину.
Расширение вселенной
До начала XX века среди ученых господствовало предположение о том, что вселенная имеет статичную, неподвижную структуру. Первую гипотезу о том, что вселенная постоянно развивается и расширяется, выдвинули в начале XX века русский физик Александр Фридман и бельгийский исследователь Георг Леметр. Это предположение получило экспериментальное обоснование в 1929 г., когда американский астроном Эдвин Хиббл обнаружил, что в зависимости от своей удаленности от Земли звезды испускают различное излучение. Спустя еще некоторое время он установил, что звезды отдаляются не только от Земли, но и друг от друга. Это означало, что вселенная постоянно расширяется, что получило подтверждение при наблюдениях в последующие годы. Это справедливое утверждение нашло отражение и в священном Коране: «Мы воздвигли небо благодаря могуществу, и Мы его расширяем».[10]Таким образом, Коран заявил о расширении вселенной еще тогда, когда астрономия находилась на самой примитивной стадии развития.
Движение небесных тел по орбитам
Во вселенной существует около 200 миллиардов галактик, в каждой из которых существует в среднем до 200 миллиардов звезд. У большинства из них имеются планеты, вокруг которых вращаются спутники. Все эти небесные тела движутся по орбитам, причем это движение настолько упорядоченно, что ни одно из небесных тел не сталкивается с другим. Наряду с ними имеются кометы, которые также движутся по установленным для них орбитам. По рассчитанным траекториям и с невероятной скоростью движутся и сами галактики. Священный Коран указал на это во времена, когда люди не имели возможности наблюдать за вселенной при помощи мощных телескопов и спутников. Всевышний сказал: «Он Тот, Кто сотворил ночь и день, Солнце и Луну. Все плывут по орбитам».[11]
Шарообразность Земли
Во времена ниспослания Корана Земля считалась плоской, и это утверждение не вызывало никаких споров даже в среде людей писания. Несмотря на это, коранические аяты однозначно свидетельствовали о том, что наша планета имеет шарообразную форму. Всевышний сказал: «Он сотворил небеса и землю во истине. Он обвивает ночью день и обвивает днем ночь».[12]По этой причине мусульманские географы и мореходы имели совершенно новый взгляд на устройство Земли, правильность которого нашла подтверждение в последующие века. И не удивительно, что первым, кто высказал предположение о том, что Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца, был выдающийся мусульманский ученый аль-Бируни (973-1048).
Строение и функции гор
Во второй половине XIX века геологи начали высказывать предположения о том, что горы имеют глубокие корни, расположенные в толще Земли. Впоследствии эта гипотеза получила научное подтверждение, и сегодня наличие у гор корней является неоспоримым фактом. Именно такое строение гор описывается в Коране: «Разве Мы не сделали землю ложем, а горы колышками?»[13] Известно, что большая часть колышка обычно погружается в землю, тогда как над поверхностью земли остается лишь его небольшая часть. Такое определение идеально совпадает с тем, что установила современная наука.
Но не только строение гор нашло отражение в писании Аллаха. Господь поведал и о той важной роли, которую играют горные твердыни: «Мы воздвигли на земле незыблемые горы, чтобы она не колебалась вместе с ними. Мы проложили на ней широкие дороги, чтобы они следовали верным путем».[14]Всевышний также сказал: «Он создал небеса безо всяких опор, которые бы вы могли увидеть, воздвиг на земле незыблемые горы, чтобы она не колебалась вместе с вами».[15]
Из этих аятов следует, что горы обеспечивают устойчивость земной коры и удерживают ее от колебаний. Эта функция гор была открыта в свете теории тектонических платформ лишь в конце 60-х годов XX века.
Безусловно, Коран не является научным трудом, посвященным проблемам естественных или технических наук. Однако упомянутые в нем факты, связанные с географией, геологией, астрономией, астрофизикой, химией, физикой, биологией, гидрологией, эмбриологией, анатомией, физиологией и другими науками, заставляют современных ученых признать, что научный потенциал Корана многократно превосходил тот уровень познаний, которого человечество достигло к периоду ниспослания Корана.
Начало VII века было периодом господства бесчисленных суеверий и предрассудков. Вот как его описывают некоторые исследователи: «Не имея в своем распоряжении даже примитивных технологических средств, с помощью которых можно было бы исследовать Вселенную и природу, люди верили в многочисленные легенды и сказания, передававшиеся изустным путем от одного поколения к другому. Так, к примеру, считалось, что небесная сфера расположена на вершинах гор и держится благодаря ним. Согласно этому верованию, Земля представлялась плоской, а на обоих ее концах находились высокие горы. И эти горы, словно раздельные опоры, держали на себе весь небесный купол».[1]
Ошибочных взглядов придерживались не только погрязшие в невежестве и пороке язычники, но и образованные люди писания иудеи и христиане. Они были хорошо осведомлены о достижениях науки того времени, многие из которых были опровергнуты впоследствии, и некоторые из их ошибочных представлений нашли отражение в их священных писаниях, которые они переписывали своими руками. Различия между этими записями и достоверными научными фактами стали выявляться, когда началась эпоха великих научных открытий. Вследствие этого церковь резко выступила против ученых, принялась фанатично отстаивать свою позицию и прибегла к чудовищному орудию борьбы с передовой мыслью инквизиции. Но невежество не могло долго противостоять знанию, которое захлестывало умы людей, жаждущих познать истину. Поэтому приверженцы Библии были вынуждены искать объяснения тому, как неверные и даже неправдоподобные научные и исторические сведения попали на страницы писаний. Существование таких сведений не отрицают даже самые авторитетные представители Церкви. В Документа Второго Ватиканского Собора (1962-1965) некоторые библейские тексты просто названы «несовершенными» и «устаревшими». В IV главе этого Документа сказано: «Эти Книги несут в себе свидетельство истинно Божественных учений, даже несмотря на то, что в них содержатся сведения несовершенные и устаревшие».[2]
Этот вопрос был и остается объектом исследований многих ученых. Одним из них был академик Морис Бюкай, член Французской Медицинской Академии. В своей книге «Библия, Коран и наука» он писал: «Ветхий Завет содержит в себе различные описания одних и тех же событий, а также ряд противоречий, невероятных сведений, искаженных изложений исторических фактов и сведений, несовместимых с данными, точно установленными наукой. Все это вполне естественно, поскольку Ветхий Завет написан людьми глубокой древности. С подобным просто невозможно не столкнуться, просматривая любые книги, написанные в тех же исторических условиях».[3]
К аналогичному результату академик Бюкай пришел и после проведения параллелей между текстами четырех Евангелий и последними достижениями науки. Он писал: «Фантасмагории Матфея, явные противоречия между Евангелиями, невероятности и несуразности, несовместимость с данными современной науки, последовательно вносимые в текст правки и дополнения, приводящие к искажению, все это лишний раз свидетельствует о том, что в Евангелиях содержатся моменты, являющиеся плодами человеческого воображения».[4]
Перечисленные обстоятельства побудили многих передовых ученых оспаривать научность Библии и даже отрицать истинность всех небесных писаний. Эта тенденция привела к формированию в Европе и Америке общества, в котором наука и религия считаются двумя совершенно несовместимыми вещами. И разрушение этого предрассудка, который лег в основу так называемого «научного» атеизма и материализма, началось только с проникновением Ислама в христианский мир.
Священный Коран открыто бросил вызов всем тем, кто пытался опровергнуть истинность ниспосланных в нем откровений, опираясь на научные открытия, и возвестил о том, что каждое новое великое открытие будет еще одним свидетельством его божественного происхождения. Всевышний сказал: «Мы покажем им Наши знамения по свету и в них самих, пока им не станет ясно, что это есть истина».[5]
Коран изобличил лживость примитивных верований, призвал людей изучать науку и развеял миф о том, что вера и наука являются двумя несовместимыми противоположностями. Коран доказал, что вера во Всевышнего Творца не только не противоречит человеческому разуму, но и подтверждается современными научными открытиями и является единственной правильной концепцией в отношении происхождения человека, смысла его существования и образа его жизни. Коранические знамения идеально сочетаются с развивающимися познаниями людей и сопровождают научно-технический прогресс, и поскольку писание Аллаха охватывает многие сферы бытия, люди разного уровня развития легко могут понять его аргументацию и оценить его достоверность.
Ни для кого не секрет, что сегодня люди не могут увидеть ни посох Мусы, ни знамения Исы, ни могущество Сулеймана. Однако чудо священного Корана не перестает изумлять умы благоразумных мужей и останется непревзойденным вплоть до наступления Судного дня. Последняя небесная религия отличается от религий предыдущих пророков тем, что она универсальна и не потеряет своей значимости, пока не наступит Конец света, и поэтому Аллах даровал людям каждой эпохи возможность увидеть свидетельства небесной истины.
Всевышний сказал: «Для каждого сообщения ус*тановлен срок, и вы узнаете об этом».[6] В эпоху научно-технической революции, когда ученые перестали быть объектами гонений и преследований и по праву заняли высокое место в обществе, настало время для того, чтобы люди узнали о многочисленных научных фактах, заключенных в мудрых коранических аятах.
Шейх Мустафа Ахмад писал: «В те времена, когда пророк получил Откровение, арабы были весьма искусны в литературе и поэзии. Они часто устраивали поэтические конкурсы, доведя таким образом свой язык до самой высокой степени совершенства. Однако, услышав строки Корана, они были настолько изумлены непревзойденным красноречием и выразительностью его языка, что некоторые ученые, описывая воздействие Корана на людей, указывали на его магическое влияние. Поскольку мастерство владения языком людей того времени достигло высокой степени совершенства, лингвистические особенности Корана были главным доказательством его божественного происхождения.
Мы же живем в век науки. В результате ее быстрого развития человечество достигло многих успехов, и науку считают главным средством в поисках истины. Однако Коран, благодаря непрерывности своей чудесной природы и заключенным в нем беспрецедентным объемом знаний и сегодня доказывает, что это действительно Слово Создателя, и ничто не скрыто от Его знания».[7]
Научный феномен Корана затрагивает широкий спектр знаний из самых разных областей науки. Не вдаваясь в подробности, мы приведем лишь несколько примеров того, как коранические аяты проливали свет на важнейшие вопросы мироздания, охватывающие сведения о сотворении вселенной, происхождении жизни, появлении человека и многом другом.
Происхождение вселенной
Благодаря достижениям современной астрофизики, ученые установили, что вселенная некогда представляла собой темную, густую и горячую газовую смесь. Доказательством этого является образование новых звезд из остатков такого «дыма». Указание на это содержится и в священном Коране: «Потом Он обратился к небу, которое было дымом».[8]
Сегодня можно считать неоспоримым фактом, что Земля и другие небесные тела были созданы из такого «дыма». А это значит, что некогда вся вселенная была единым целым. В Коране по этому поводу говорится: «Неужели неверующие не видят, что небеса и земля были единым целым и что Мы разделили их и сотворили все живое из воды? Неужели они не уверуют?».[9]
Примечательно, что эти научные факты были установлены не мусульманами, а неверующими, на что указывается в кораническом аяте. Несмотря на это, большинство из них все равно отказывается уверовать в божественную истину.
Расширение вселенной
До начала XX века среди ученых господствовало предположение о том, что вселенная имеет статичную, неподвижную структуру. Первую гипотезу о том, что вселенная постоянно развивается и расширяется, выдвинули в начале XX века русский физик Александр Фридман и бельгийский исследователь Георг Леметр. Это предположение получило экспериментальное обоснование в 1929 г., когда американский астроном Эдвин Хиббл обнаружил, что в зависимости от своей удаленности от Земли звезды испускают различное излучение. Спустя еще некоторое время он установил, что звезды отдаляются не только от Земли, но и друг от друга. Это означало, что вселенная постоянно расширяется, что получило подтверждение при наблюдениях в последующие годы. Это справедливое утверждение нашло отражение и в священном Коране: «Мы воздвигли небо благодаря могуществу, и Мы его расширяем».[10]Таким образом, Коран заявил о расширении вселенной еще тогда, когда астрономия находилась на самой примитивной стадии развития.
Движение небесных тел по орбитам
Во вселенной существует около 200 миллиардов галактик, в каждой из которых существует в среднем до 200 миллиардов звезд. У большинства из них имеются планеты, вокруг которых вращаются спутники. Все эти небесные тела движутся по орбитам, причем это движение настолько упорядоченно, что ни одно из небесных тел не сталкивается с другим. Наряду с ними имеются кометы, которые также движутся по установленным для них орбитам. По рассчитанным траекториям и с невероятной скоростью движутся и сами галактики. Священный Коран указал на это во времена, когда люди не имели возможности наблюдать за вселенной при помощи мощных телескопов и спутников. Всевышний сказал: «Он Тот, Кто сотворил ночь и день, Солнце и Луну. Все плывут по орбитам».[11]
Шарообразность Земли
Во времена ниспослания Корана Земля считалась плоской, и это утверждение не вызывало никаких споров даже в среде людей писания. Несмотря на это, коранические аяты однозначно свидетельствовали о том, что наша планета имеет шарообразную форму. Всевышний сказал: «Он сотворил небеса и землю во истине. Он обвивает ночью день и обвивает днем ночь».[12]По этой причине мусульманские географы и мореходы имели совершенно новый взгляд на устройство Земли, правильность которого нашла подтверждение в последующие века. И не удивительно, что первым, кто высказал предположение о том, что Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца, был выдающийся мусульманский ученый аль-Бируни (973-1048).
Строение и функции гор
Во второй половине XIX века геологи начали высказывать предположения о том, что горы имеют глубокие корни, расположенные в толще Земли. Впоследствии эта гипотеза получила научное подтверждение, и сегодня наличие у гор корней является неоспоримым фактом. Именно такое строение гор описывается в Коране: «Разве Мы не сделали землю ложем, а горы колышками?»[13] Известно, что большая часть колышка обычно погружается в землю, тогда как над поверхностью земли остается лишь его небольшая часть. Такое определение идеально совпадает с тем, что установила современная наука.
Но не только строение гор нашло отражение в писании Аллаха. Господь поведал и о той важной роли, которую играют горные твердыни: «Мы воздвигли на земле незыблемые горы, чтобы она не колебалась вместе с ними. Мы проложили на ней широкие дороги, чтобы они следовали верным путем».[14]Всевышний также сказал: «Он создал небеса безо всяких опор, которые бы вы могли увидеть, воздвиг на земле незыблемые горы, чтобы она не колебалась вместе с вами».[15]
Из этих аятов следует, что горы обеспечивают устойчивость земной коры и удерживают ее от колебаний. Эта функция гор была открыта в свете теории тектонических платформ лишь в конце 60-х годов XX века.
Комментарий