Несмотря на то, что такие темы уже были, я решил открыть ещё одну, поставив вопрос под другим углом: в чём отличие магии от религии? Объясню чем он вызван: в теме о йоге участник Лука привёл нескотлко определений некоторых атрибутов индуизма, в которых говорится, что эти атрибуты имеют магико-ритуальное значение. Что я тут-же оспорил. Речь там шла о тилаке - знаке, который индусы наносят на лоб.
Размышляя над вопросом о том, что есть магия, а что религия, я вспоминил рассуждения об этом отца Александра Меня, кажется в книге "Истоки религии" - там он говорит о том, что религия (заметьте, что мы сейчас не сравниваем истинность той или иной религии - мы просто рассматриваем термины вцелом), так вот религия - это способ установления контакта с Высшей Силой или Силами, в то время, как магия - это способ насильственно повлиять на эти самые силы. При этом, внешне это может выглядеть схоже, важна интенция, а не форма.
Например, если я хочу вызвать дождь, то я иду в храм и молюсь Богу или богам (в зависимости от моей конфессии) и прошу его (их) об этом, или совершаю обряд, а затем жду милости. Я не влияю на них, а жду милости, ответа. Это религия. С другой стороны, если я начинаю читать какие-то заклинания и проводить обряды, чтобы заставить дождь пролиться - то это магия.
Один и тот же культовый элемент может использоваться как в магических целях, так и в религиозных. Например - свечи используются и в Церкви и при магических обрядах.
Если вернуться к теме тилака - то я допускаю, что его могут использовать и в магических обрядах, НО что касается большинства направлений индуизма, безотносительно его "истинности" с нашей точки зрения, то там всё таки это символ преданности тому или иному божеству, а не способ заставить это божество что-то сделать. Более того, например, в вишнуизме вообще магия лишь очень отдалённо может быть примененена - потому что идеал вишнуита - бескорыстная любовь к Богу, при этом вишнуиты даже избегают молитв с просьбами Богу, не говоря уже о способах воздействия на него.
Размышляя над вопросом о том, что есть магия, а что религия, я вспоминил рассуждения об этом отца Александра Меня, кажется в книге "Истоки религии" - там он говорит о том, что религия (заметьте, что мы сейчас не сравниваем истинность той или иной религии - мы просто рассматриваем термины вцелом), так вот религия - это способ установления контакта с Высшей Силой или Силами, в то время, как магия - это способ насильственно повлиять на эти самые силы. При этом, внешне это может выглядеть схоже, важна интенция, а не форма.
Например, если я хочу вызвать дождь, то я иду в храм и молюсь Богу или богам (в зависимости от моей конфессии) и прошу его (их) об этом, или совершаю обряд, а затем жду милости. Я не влияю на них, а жду милости, ответа. Это религия. С другой стороны, если я начинаю читать какие-то заклинания и проводить обряды, чтобы заставить дождь пролиться - то это магия.
Один и тот же культовый элемент может использоваться как в магических целях, так и в религиозных. Например - свечи используются и в Церкви и при магических обрядах.
Если вернуться к теме тилака - то я допускаю, что его могут использовать и в магических обрядах, НО что касается большинства направлений индуизма, безотносительно его "истинности" с нашей точки зрения, то там всё таки это символ преданности тому или иному божеству, а не способ заставить это божество что-то сделать. Более того, например, в вишнуизме вообще магия лишь очень отдалённо может быть примененена - потому что идеал вишнуита - бескорыстная любовь к Богу, при этом вишнуиты даже избегают молитв с просьбами Богу, не говоря уже о способах воздействия на него.
Комментарий