Магия и Религия

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Amicabile
    Ветеран

    • 28 December 2003
    • 4050

    #1

    Магия и Религия

    Несмотря на то, что такие темы уже были, я решил открыть ещё одну, поставив вопрос под другим углом: в чём отличие магии от религии? Объясню чем он вызван: в теме о йоге участник Лука привёл нескотлко определений некоторых атрибутов индуизма, в которых говорится, что эти атрибуты имеют магико-ритуальное значение. Что я тут-же оспорил. Речь там шла о тилаке - знаке, который индусы наносят на лоб.

    Размышляя над вопросом о том, что есть магия, а что религия, я вспоминил рассуждения об этом отца Александра Меня, кажется в книге "Истоки религии" - там он говорит о том, что религия (заметьте, что мы сейчас не сравниваем истинность той или иной религии - мы просто рассматриваем термины вцелом), так вот религия - это способ установления контакта с Высшей Силой или Силами, в то время, как магия - это способ насильственно повлиять на эти самые силы. При этом, внешне это может выглядеть схоже, важна интенция, а не форма.

    Например, если я хочу вызвать дождь, то я иду в храм и молюсь Богу или богам (в зависимости от моей конфессии) и прошу его (их) об этом, или совершаю обряд, а затем жду милости. Я не влияю на них, а жду милости, ответа. Это религия. С другой стороны, если я начинаю читать какие-то заклинания и проводить обряды, чтобы заставить дождь пролиться - то это магия.

    Один и тот же культовый элемент может использоваться как в магических целях, так и в религиозных. Например - свечи используются и в Церкви и при магических обрядах.

    Если вернуться к теме тилака - то я допускаю, что его могут использовать и в магических обрядах, НО что касается большинства направлений индуизма, безотносительно его "истинности" с нашей точки зрения, то там всё таки это символ преданности тому или иному божеству, а не способ заставить это божество что-то сделать. Более того, например, в вишнуизме вообще магия лишь очень отдалённо может быть примененена - потому что идеал вишнуита - бескорыстная любовь к Богу, при этом вишнуиты даже избегают молитв с просьбами Богу, не говоря уже о способах воздействия на него.
    "Человек (измотанный религией, межрелигиозной рознью и самосвятством) возвращается к Источнику, когда встречается лицом к лицу с самим собой, со своими собственными глубинами":read: . (Свами Абхишиктананда)

    Сайт Анри Ле Со, Жюля Моншанена и Беды Гриффитса :molitva:

    Христианская медитация в Москве :groupray:
  • ~Chess~
    автор проекта 5vo.ru

    • 07 May 2004
    • 5273

    #2
    в чём отличие магии от религии?

    Религия - это совокупность общественных представлений, основанных на вере в бога или богов, а магия - это способ воздействия на потусторонний мир. Мне кажется, что Вы верно подметили разницу между ними: "жду милости" - "заставляю".
    Проект "Библейская среда" - еженедельные прямые эфиры с библейскими уроками и ответами на вопросы о христианской вере: в Контакте, Youtube-канал.

    Комментарий

    • Мачо
      Holy Shift!

      • 19 July 2005
      • 13581

      #3
      На тему топика советую почитать вот что: Возникновение религии и ее первая, исходная форма - магия.
      http://pics.livejournal.com/futb_all/pic/000hwbg5

      Комментарий

      • Priestess
        Участник с неподтвержденным email

        • 17 November 2004
        • 7350

        #4
        Сообщение от Мачо
        На тему топика советую почитать вот что: Возникновение религии и ее первая, исходная форма - магия.
        Вот! Сразу видно, что доктор пришёл.

        Комментарий

        • Orly
          Ветеран

          • 01 November 2003
          • 10371

          #5
          Сообщение от Amicabile
          Более того, например, в вишнуизме вообще магия лишь очень отдалённо может быть примененена - потому что идеал вишнуита - бескорыстная любовь к Богу, при этом вишнуиты даже избегают молитв с просьбами Богу, не говоря уже о способах воздействия на него.
          Amicabile,Вы верно рассуждаете:идеал вишнуита-бескорыстная любовь человека к Богу.
          А как насчет бескорыстной любви Вишну к человеку?
          Человек человеку-радость.

          Комментарий

          • Sara
            Ветеран

            • 11 July 2003
            • 3061

            #6
            Сообщение от Amicabile
            религия - это способ установления контакта с Высшей Силой или Силами, в то время, как магия - это способ насильственно повлиять на эти самые силы. ....... вишнуиты даже избегают молитв с просьбами Богу, не говоря уже о способах воздействия на него.
            круто. насильственно повлиять на Высшие Силы. не надорвемся?
            Если ты смотришь в Бездну, Бездна смотрит в тебя.

            Комментарий

            • Локи
              Трикстер

              • 08 November 2006
              • 1446

              #7
              Я думаю многие из нас представляют себе магию как чтение заклинаний при свете свечей стоя в нарисисованном круге, вызывание ангелов и демоном и тряпичные куклы с иголками... на в жизни всё, как всегда, гораздо прозаичнее...

              На самом деле грань между магией и религией крайне тонка, на заре человечества они были одним и тем же и шли рука об руку. Даже сейчас отголоски этого всё ещё вокруг нас... в Русских деревнях на Крещение рисуют мелом крест на дверном косяке, в защитных целях, это как я понимаю - религия, но если вместо креста нарисовать руну Альгиз это уже будет магия ? Орнамент на деревянных наличниках на наших избах сплошь состоит из солярных, зашитных или знаков плодородия... Олени на наших вышивках... или ромбы (Ромбы на вышивках это знак плоородия, в скандинавии это руна Инг (по имени бога Инга, известного так же как Фрейр)) А обычай впускать в новый дом сначала кошку ? А смотреться в зеркало, когда забыл что-то дома и вернулся ? да элементарная булавка, которую носят на одежде - что это как не магия ? Я уже не впомнианю о таких событиях как свадьба, рождение ребенка или похороны там подобных "магических" действий более чем... просто сейчас мы уже не воспринимаем это как магию и не помним не знаем целей и сути тех действий, которые совершаем ежедневно, но они есть и они живут вместе с нами - магия творится не в высоких каменных башнях при свете луны, магия вокруг нас...
              Последний раз редактировалось Локи; 24 November 2006, 03:23 AM.


              Комментарий

              • Amicabile
                Ветеран

                • 28 December 2003
                • 4050

                #8
                Сообщение от Sara
                круто. насильственно повлиять на Высшие Силы. не надорвемся?
                ну не обязательно на Высшие (то есть, на Бога мы точно повлиять не можем), просто в сознании мага-язычника силы природы (и духовные и материальные) зачастую не выше по отношению к человеку. И не только в магии, а вообще, в представлениях о мире. Я когода-то немного интересовался мировоззрением индейцев-шайенов, так вот у них выходило, что всё обладает духом, но что все духи - это как бы большая космическая семья, где кто-то может и сильнее (например, дух солнца явно сильнее духа человека), но с ценностной точки зрения они рвны, а значит, в магии мы и повлиять на них можем.

                Кстати, А. Мень называет магию "проявлением эдипова комплекса человека" - то есть, человек хочет как бы "изнасиловать" мать-Природу, отнять у ней то, что должен был бы по хорошему попросить.

                Сообщение от Orly
                А как насчет бескорыстной любви Вишну к человеку?
                Это интересный и сложный вопрос. На самом деле обычно говорится не о любви Вишну к людям, а о его "беспричинной милости". В Гите Кришна объясняет, что он одинаково относится ко всем, но тот, кто ему предан - его "дорогой друг". В других писаниях говорится, что преданный настолько дорог Вишну, что Вишну готов даже сам служить ему.
                "Человек (измотанный религией, межрелигиозной рознью и самосвятством) возвращается к Источнику, когда встречается лицом к лицу с самим собой, со своими собственными глубинами":read: . (Свами Абхишиктананда)

                Сайт Анри Ле Со, Жюля Моншанена и Беды Гриффитса :molitva:

                Христианская медитация в Москве :groupray:

                Комментарий

                • Orly
                  Ветеран

                  • 01 November 2003
                  • 10371

                  #9
                  Сообщение от Amicabile
                  На самом деле обычно говорится не о любви Вишну к людям, а о его "беспричинной милости". В Гите Кришна объясняет, что он одинаково относится ко всем, но тот, кто ему предан - его "дорогой друг". В других писаниях говорится, что преданный настолько дорог Вишну, что Вишну готов даже сам служить ему.
                  Amicable,следовательно,Вишну присуща милость.
                  Тогда такой вопрос:трудно ли Ему быть милостивым?
                  Человек человеку-радость.

                  Комментарий

                  • Amicabile
                    Ветеран

                    • 28 December 2003
                    • 4050

                    #10
                    Сообщение от Orly
                    Amicable,следовательно,Вишну присуща милость.
                    Тогда такой вопрос:трудно ли Ему быть милостивым?
                    Если мы переходим к вишнуитской теологии (то есть, если вам интересна позиция именно вишнуита, а не христианина, исследующего вишнуизм, коим я являюсь), то я бы сказал так: для Хари (Вишну) нет таких категорий как трудно-легко, потому что все его трансцендентные качества присущи ему априори - то есть, милость - это его изначальное качество, также, как красота, совершенство, знание, блаженство, богатство и так далее (все эти качества перечислены в Писаниях). И все эти качества он проявляет постоянно и непроизвольно. Шриман Рамануджа Ачарья, один из самых выдающихся философов-вишнуитов, начинает свой комментарий к Веданта Сутре величественным образом Вишну, в котором помимо прочего пишет: "Владыка Шри, вместилище добра, обитель должного всего, противник зла" и т.д.
                    "Человек (измотанный религией, межрелигиозной рознью и самосвятством) возвращается к Источнику, когда встречается лицом к лицу с самим собой, со своими собственными глубинами":read: . (Свами Абхишиктананда)

                    Сайт Анри Ле Со, Жюля Моншанена и Беды Гриффитса :molitva:

                    Христианская медитация в Москве :groupray:

                    Комментарий

                    • Orly
                      Ветеран

                      • 01 November 2003
                      • 10371

                      #11
                      Сообщение от Amicabile
                      Если мы переходим к вишнуитской теологии (то есть, если вам интересна позиция именно вишнуита, а не христианина, исследующего вишнуизм, коим я являюсь), то я бы сказал так: для Хари (Вишну) нет таких категорий как трудно-легко, потому что все его трансцендентные качества присущи ему априори - то есть, милость - это его изначальное качество, также, как красота, совершенство, знание, блаженство, богатство и так далее
                      Простите,Amicabile,я не совсем поняла,кем Вы себя определяете-то,что Вы написали о себе в скобках,можно понять двояко:либо Вы-вишнуит,либо-христианин,исследующий вишнуизм.

                      Я,например,христианка,поэтому через христианскую призму я вижу в Вишну одного из многочисленных богов,может быть одного из самых могущественных,близких к престолу-Архангела на христианском языке-
                      но не Самого Всевышнего Господа Бога.

                      Чем отличаются боги от Бога в христианском понимании,ангелы-от Господа?Своим подчиненным положением,послушным исполнением Высшей воли и в общем-то бесстрастием,т.е. отстутствием любви.

                      Да,те,которые у Престола,они очень могущественны и обладают теми качествами,которые Вы перечислили:знанием,совершенством,красотой,богатст вом,блаженством.
                      Но они лишены главного-Любви с большой буквы,готовой идти на все ради спасения любимого:на жетрву,на смерть крестную.
                      Поэтому для Вишну все легко,Он-совершенный бог из сонма богов.
                      Человек человеку-радость.

                      Комментарий

                      • komi
                        За Родину! За Сталина!

                        • 09 August 2005
                        • 6443

                        #12
                        Orly, а Б-г пристрастен?
                        Сквозь грозы сияло нам солнце свободы, и Ленин великий нам путь озарил.
                        Нас вырастил Сталин на верность народу, на труд и на подвиги нас вдохновил. (с) Гимн Советского Союза

                        Комментарий

                        • Amicabile
                          Ветеран

                          • 28 December 2003
                          • 4050

                          #13
                          Сообщение от Orly
                          Простите,Amicabile,я не совсем поняла,кем Вы себя определяете-то,что Вы написали о себе в скобках,можно понять двояко:либо Вы-вишнуит,либо-христианин,исследующий вишнуизм.
                          Я - христианин, который ведёт диалог с нехристианскими религиями.

                          Что касается индуистских Богов - всё зависит от того, с точки зрения какой школы вы их рассматриваете. Для многих индусов этих личностей не существует в объективном мире - они являются символами Божественного. С точки зрения школы адвайты, есть только один Бог, а все "боги" суть символы его различных аспектов. В данном случае Вишну - символ поддерживающего аспекта Бога (Брахма - творческого, а Шива - разрушительного, даже, скорее, эволюционного). С точки зрения различных вишнуитских школ, Вишну Нарайана - и есть Изначальный Брахман, Всевышний Бог. Таким образом, мы можем рассматривать его с разных сторон (опять же, Яхве христиан - Бог Отец, Яхве мормонов - бог, имеющий отца и мать и т.д. - и не бог в нашем смысле значит). Имя одно, образ один - понимание разное.

                          Что касается жертвенности - вот здесь вы важно подметили: отличие индуизма от христианства в том, что в индуизме Вишну приносит себя в жертву у истоков творения (как Ади Пуруша), но это скорее мифологический, символический образ. Во Христе космическая жертва принимает свою объективную, истинную форму, поэтому, отец Беда Гриффитс, сравнивая Кришну и Христа, и признавая их обоих проявлением любви Бога к Человечеству, говорит о том, что Кришна приходит наслаждаться, а Христос страдать, поэтому именно во Христе Божественность достигает своей полноты, а ведический принцип "Бог во всём" достигает вершины и совершенства - потому что "во всём" значит и "в страдании" тоже. И именно поэтому мы и рассматриваем Христа как вершину диалога между Богом и Людьми, а Кришну - лишь как один из этапов этого диалога.
                          Последний раз редактировалось Amicabile; 24 November 2006, 03:51 AM.
                          "Человек (измотанный религией, межрелигиозной рознью и самосвятством) возвращается к Источнику, когда встречается лицом к лицу с самим собой, со своими собственными глубинами":read: . (Свами Абхишиктананда)

                          Сайт Анри Ле Со, Жюля Моншанена и Беды Гриффитса :molitva:

                          Христианская медитация в Москве :groupray:

                          Комментарий

                          • Orly
                            Ветеран

                            • 01 November 2003
                            • 10371

                            #14
                            Сообщение от komi
                            Orly, а Б-г пристрастен?
                            komi!Вы меня удивили! С каких пор Вы стали заменять букву "о" в слове Бог черточкой?
                            Конечно,Бог пристрастен.Очень пристрастен-как любой любящий.

                            Вспомните:в райском саду Он ищет Адама!Он спрашивает:Адам,где ты?
                            Не ради красного словца и не ради метафоры Он это спрашивает-у Бога каждое слово взвешено и выверено.Он действительно ищет человека.Вишну-не ищет!

                            Потом.Он постоянно напоминает в Писании:Я-Бог-ревнитель.Он ревнует человека!Ревнует не как человек(от комплекса неполноценности).Эта ревность Божественная,желающая добра любимому чаду,не желающая,чтобы любимое чадо блуждало в потемках вслед за другими богами.
                            И еще.Вы читали пророков-те места,где повествование идет в первом лице-от Лица Самого Господа Бога?Как Он уговаривает людей не служить идолам,упрашивает,чуть не плачет!Вот это любовь!Вот это пристрастие!
                            Человек человеку-радость.

                            Комментарий

                            • Amicabile
                              Ветеран

                              • 28 December 2003
                              • 4050

                              #15
                              Сообщение от Orly
                              Вишну-не ищет!
                              Как это? А зачем же он столько раз приходил на землю? Говорится, что видимая причина его явлений - это защитить праведников и наказать грешников, а истинная причина - привлечь своими играми людей в своё царство. ТАк что ищет, ещё да как. Я думаю, что Единый Бог всегда ищет человека - во всех религиях.
                              "Человек (измотанный религией, межрелигиозной рознью и самосвятством) возвращается к Источнику, когда встречается лицом к лицу с самим собой, со своими собственными глубинами":read: . (Свами Абхишиктананда)

                              Сайт Анри Ле Со, Жюля Моншанена и Беды Гриффитса :molitva:

                              Христианская медитация в Москве :groupray:

                              Комментарий

                              Обработка...