В Новом Завете нет определенных суждений об отношении к войне . Понятие войны часто используется в духовно-аскетическом смысле: "Облекитесь во всеоружие Божие",- призывает христиан ап. Павел(Еф 6. 11-12 ; 1 Фес 5. 8) ; «возьмите щит веры... шлем спасения... и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф 6. 16-17; ср.: Евр 4. 12-14)...
Христиане -"народ, не имеющий на земле отечества. Они верою переселены уже сейчас на небеса, и тут- только странники и пришельцы, чужие миру" . ..
История христианства пестрит войнами, где священнослужители благословляют воинов на брань с земными врагами.
Согласно Православной Церкви, подлинно православное отношение к воинской службе представлено в творениях святых отцов, как древних, так и новых.
Вот что говорят святые:
блаженный Августин считал, что война даже может приносить пользу, а осуждение некоторыми воинской службы «в действительности возникает не из религиозных мотивов, а по трусости»
святитель Василий Великий говорил, что «Бог в войнах насылает казни на достойных наказания
святитель Филарет Московский : ... мира нельзя иметь без помощи военной. И для сохранения приобретенного мира надобно, чтобы сам победитель не позволял заржаветь своему оружию"
святитель Афанасий Великий о "праведном насилии:"Убивать непозволительно, но истреблять неприятеля на войне и законно, и достойно похвалы; поэтому отличившиеся в бранях удостаиваются великих почестей"
Иоанн Златоуст : «Если кто-нибудь убьет по воле Божией - убийство это лучше всякого человеколюбия. Если же кто-нибудь и окажет милость, из человеколюбия, но вопреки воле Божией, - милость эта недостойнее всякого убийства. Не природа вещей, но Божий суд делает их добрыми или дурными»
Если Церковь призывает людей идти за Христом, оставить грехи и начать сверять свои мысли и поступки по Евангелию, то сегодня возникает естественный вопрос а как это возможно, если вокруг война с братьями по крови и вере, которые в одночасье стали врагами?
Сейчас обе воюющие стороны призывают Бога в помощники одними и теми же словами, идя на бой друг с другом, люди молятся перед одними и теми же иконами.
Христос заповедует ученикам «да будут все едино» (Ин. 17:21) война разделяет человека с его единоверцами.
Христиане не должны осуждать (Мф. 7:1) осуждение и унижение врага на войне только приветствуется, а неосуждение воспринимается как предательство своей страны и ее интересов.
Христиане призываются к сопереживанию и помощи даже чужим, врагам (Лк. 10:37, Мф. 5:44), война предполагает ненависть и месть
52 Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; (Матф.26:51-53)
" ВСЕ, взявшие меч, мечом погибнут "
Не ясно:"ВСЕ" - это и агрессор и защитник, поскольку меч используется и для защиты и для нападения?
Возможно, смысл этих слов будет более понятен, если обратиться к ВЗ: " Кто прольёт кровь человеческую, того кровь прольётся рукою человека" (Быт 9:6)?
Т.е. ни один человек, убивший другого человека, у Бога не останется безнаказанным. Личность человека, сотворённого по образу и подобию Бога, -неприкосновенна. Только Бог , даровавший жизнь, может и отнять её.
Или это аллюзия на Ис.50:11 : "Вы все, кто разжигают огонь, КТО ВЗЯЛ МЕЧ, падите в огонь, который вы разожгли, и на меч,который вы взяли" ?
Может ли христианин брать в руки оружие и участвовать в боевых действиях?
Христиане -"народ, не имеющий на земле отечества. Они верою переселены уже сейчас на небеса, и тут- только странники и пришельцы, чужие миру" . ..
История христианства пестрит войнами, где священнослужители благословляют воинов на брань с земными врагами.
Согласно Православной Церкви, подлинно православное отношение к воинской службе представлено в творениях святых отцов, как древних, так и новых.
Вот что говорят святые:
блаженный Августин считал, что война даже может приносить пользу, а осуждение некоторыми воинской службы «в действительности возникает не из религиозных мотивов, а по трусости»
святитель Василий Великий говорил, что «Бог в войнах насылает казни на достойных наказания
святитель Филарет Московский : ... мира нельзя иметь без помощи военной. И для сохранения приобретенного мира надобно, чтобы сам победитель не позволял заржаветь своему оружию"
святитель Афанасий Великий о "праведном насилии:"Убивать непозволительно, но истреблять неприятеля на войне и законно, и достойно похвалы; поэтому отличившиеся в бранях удостаиваются великих почестей"
Иоанн Златоуст : «Если кто-нибудь убьет по воле Божией - убийство это лучше всякого человеколюбия. Если же кто-нибудь и окажет милость, из человеколюбия, но вопреки воле Божией, - милость эта недостойнее всякого убийства. Не природа вещей, но Божий суд делает их добрыми или дурными»
Если Церковь призывает людей идти за Христом, оставить грехи и начать сверять свои мысли и поступки по Евангелию, то сегодня возникает естественный вопрос а как это возможно, если вокруг война с братьями по крови и вере, которые в одночасье стали врагами?
Сейчас обе воюющие стороны призывают Бога в помощники одними и теми же словами, идя на бой друг с другом, люди молятся перед одними и теми же иконами.
Христос заповедует ученикам «да будут все едино» (Ин. 17:21) война разделяет человека с его единоверцами.
Христиане не должны осуждать (Мф. 7:1) осуждение и унижение врага на войне только приветствуется, а неосуждение воспринимается как предательство своей страны и ее интересов.
Христиане призываются к сопереживанию и помощи даже чужим, врагам (Лк. 10:37, Мф. 5:44), война предполагает ненависть и месть
52 Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; (Матф.26:51-53)
" ВСЕ, взявшие меч, мечом погибнут "
Не ясно:"ВСЕ" - это и агрессор и защитник, поскольку меч используется и для защиты и для нападения?
Возможно, смысл этих слов будет более понятен, если обратиться к ВЗ: " Кто прольёт кровь человеческую, того кровь прольётся рукою человека" (Быт 9:6)?
Т.е. ни один человек, убивший другого человека, у Бога не останется безнаказанным. Личность человека, сотворённого по образу и подобию Бога, -неприкосновенна. Только Бог , даровавший жизнь, может и отнять её.
Или это аллюзия на Ис.50:11 : "Вы все, кто разжигают огонь, КТО ВЗЯЛ МЕЧ, падите в огонь, который вы разожгли, и на меч,который вы взяли" ?
Может ли христианин брать в руки оружие и участвовать в боевых действиях?
Комментарий