когда проповедники иудаизма приходили и тоже в руках держали библейские книги, разговаривали о Мессии, которого ожидает Израиля, то на самом деле не совсем понятно было слушателям, наши это или не наши.
И когда такие проповедники увлекли за собой не одного иудея, разуверив каждого из них в Иисусе, что не есть Он Христос, вот тогда и и пришло время для тезиса об антихристе и духе антихриста.
Кстати, докеты среди христиан для конца первого века.... не кажется ли вам, что это слишком рановато? В то время разве могли успеть возникнуть такие гностические секты, ведь в первоначальный период в Иисусе преимущественно видели как раз "человека", а не "Бога", Мессия понимался как особый богоизбранный человек. А потом уже развивались идеи о его божественной природе и что Он Бог, и это тоже есть в новозаветных книгах, но к таким идеям привела эволюция богословия христиан первого века. А докетизм мог возникнуть только на основе идеи о божественности Иисуса: тогда понятно, божественное существо Иисуса приняло только вид человека, на самом деле это был не человек, а только картинка человека, за которой скрывался божественный Иисус. Но на первых порах, когда Иисуса больше понимали именно как особого богоизбранного человека, за Мессию в самом иудейском смысле, т.е. человеком, какой там мог быть тогда докетизм? Не было же ведь даже предпосылки для его возникновения. Это какой-то анахронизм на такой ранний период отводить время появления докетизма. Тем более приписывать появление этого лжеучения самому раннему периоду христианства принято только на основании из надежно датируемых источников только по 1-2Ин и Поликарпу: якобы там авторы полемизируют против докетов, значит они были(!). Но это было бы верно, если бы 1-2Ин и Поликарп действительно полемизировали против докетов, но их тексты не дают на самом деле надежных оснований, чтобы вывести такой характер полемики на самом деле. А вот антииудейская полемика была тогда в самом разгаре, они-то как раз Иисуса считали проходимцем, а не Христом во плоти пришедшим. И христианская община точно испытывала неприятности из-за иудейской пропаганды, в том числе и бывших своих адептов. Ведь иудеи также исповедовали веру во Христа, но считали что во плоти Он еще не явился, т.е. Иисус не является тем Христом, которого ожидали иудеи.
О докетах - надо еще попробовать убедительно доказать, что тогда вообще могла иметь место эта ересь. О ее раннем существовании я уже обмолвился на каком основании делают вывод, других надежных источников у нас нет, но имеющиеся аргументы в пользу существования докетов в тот период сильно девальвируют на фоне известной антииудейской полемики со стороны христиан (и конкретно Иоанновой общины), потому что те тезисы из 1-2Ин, как я обратил внимание, вполне вписываются в антииудейскую полемику и это отвечает характеру тогдашних напряженных отношений между христианством и иудаизмом. Они не жили изолированно друг от друга как на разных планетах, там были как раз тесные отношения, особенно когда иудеи пытались разрушить веру в мессианское достоинство Иисуса, приводя множество своих доводов, ведь они активно занимались дискредитацией личности Иисуса и Его деятельности. А вы говорите, что там было всё понятно. Если бы они не трогали личность Иисуса - да, а так там же была кампания против веры в мессианство Иисуса со стороны иудеев. Разумеется проводили они ее среди последователей новой веры, а не где-то там за кулисами. А сама община еще находилась в состоянии развода с иудаизмом, ведь в первом веке, несмотря на привлечение язычников веру, руководителями общин были преимущественно иудеи, сама община позиционировалась еще как часть иудейского общества(!) или как созданная Павлом альтернатива иудейскому прозелитизму, приобщение к "обществу Господню" на основании Нового Завета и без обрезания. Тогда же еще была сильна также иудейская часть христианской общины. Проблема ведь в том, что иудаизм и христианство тогда варились в одном котле, христианство было, можно сказать, сектой внутри иудаизма со своими мессианскими представлениями о явившемся Мессии. Остальные иудеи считали, что Мессия не являлся еще.
И когда такие проповедники увлекли за собой не одного иудея, разуверив каждого из них в Иисусе, что не есть Он Христос, вот тогда и и пришло время для тезиса об антихристе и духе антихриста.
Кстати, докеты среди христиан для конца первого века.... не кажется ли вам, что это слишком рановато? В то время разве могли успеть возникнуть такие гностические секты, ведь в первоначальный период в Иисусе преимущественно видели как раз "человека", а не "Бога", Мессия понимался как особый богоизбранный человек. А потом уже развивались идеи о его божественной природе и что Он Бог, и это тоже есть в новозаветных книгах, но к таким идеям привела эволюция богословия христиан первого века. А докетизм мог возникнуть только на основе идеи о божественности Иисуса: тогда понятно, божественное существо Иисуса приняло только вид человека, на самом деле это был не человек, а только картинка человека, за которой скрывался божественный Иисус. Но на первых порах, когда Иисуса больше понимали именно как особого богоизбранного человека, за Мессию в самом иудейском смысле, т.е. человеком, какой там мог быть тогда докетизм? Не было же ведь даже предпосылки для его возникновения. Это какой-то анахронизм на такой ранний период отводить время появления докетизма. Тем более приписывать появление этого лжеучения самому раннему периоду христианства принято только на основании из надежно датируемых источников только по 1-2Ин и Поликарпу: якобы там авторы полемизируют против докетов, значит они были(!). Но это было бы верно, если бы 1-2Ин и Поликарп действительно полемизировали против докетов, но их тексты не дают на самом деле надежных оснований, чтобы вывести такой характер полемики на самом деле. А вот антииудейская полемика была тогда в самом разгаре, они-то как раз Иисуса считали проходимцем, а не Христом во плоти пришедшим. И христианская община точно испытывала неприятности из-за иудейской пропаганды, в том числе и бывших своих адептов. Ведь иудеи также исповедовали веру во Христа, но считали что во плоти Он еще не явился, т.е. Иисус не является тем Христом, которого ожидали иудеи.
О докетах - надо еще попробовать убедительно доказать, что тогда вообще могла иметь место эта ересь. О ее раннем существовании я уже обмолвился на каком основании делают вывод, других надежных источников у нас нет, но имеющиеся аргументы в пользу существования докетов в тот период сильно девальвируют на фоне известной антииудейской полемики со стороны христиан (и конкретно Иоанновой общины), потому что те тезисы из 1-2Ин, как я обратил внимание, вполне вписываются в антииудейскую полемику и это отвечает характеру тогдашних напряженных отношений между христианством и иудаизмом. Они не жили изолированно друг от друга как на разных планетах, там были как раз тесные отношения, особенно когда иудеи пытались разрушить веру в мессианское достоинство Иисуса, приводя множество своих доводов, ведь они активно занимались дискредитацией личности Иисуса и Его деятельности. А вы говорите, что там было всё понятно. Если бы они не трогали личность Иисуса - да, а так там же была кампания против веры в мессианство Иисуса со стороны иудеев. Разумеется проводили они ее среди последователей новой веры, а не где-то там за кулисами. А сама община еще находилась в состоянии развода с иудаизмом, ведь в первом веке, несмотря на привлечение язычников веру, руководителями общин были преимущественно иудеи, сама община позиционировалась еще как часть иудейского общества(!) или как созданная Павлом альтернатива иудейскому прозелитизму, приобщение к "обществу Господню" на основании Нового Завета и без обрезания. Тогда же еще была сильна также иудейская часть христианской общины. Проблема ведь в том, что иудаизм и христианство тогда варились в одном котле, христианство было, можно сказать, сектой внутри иудаизма со своими мессианскими представлениями о явившемся Мессии. Остальные иудеи считали, что Мессия не являлся еще.
Комментарий