Василий, епископ анкирский.
«После этого были введены Василий, святейший епископ анкирский, Феодор мирский и Феодосий амморейский. И когда они стали среди святого собора, Василий анкирский сказал: «владыки! Насколько было моих сил, я исследовал вопрос об иконах и с полным убеждением обратился к кафолической церкви, в качестве нижайшего раба вашего». Святейший патриарх, Тарасий, сказал: «слава Богу, хотящему, чтобы все люди спаслись и пришли в познание истины».
Епископ анкирский Василий по тетрадке прочитал следующее: «есть церковное постановление, канонически преданное искони святыми апостолами и их преемниками, святыми отцами нашими и учителями, а также святыми и вселенскими шестью соборами, и местными православными соборами, чтобы обращающиеся от какой бы то ни было ереси к православному исповеданию и преданию кафолической церкви письменно отказывались от своей ереси и письменно же исповедовали православную веру. Поэтому и я, Василий, епископ города Анкиры, желая присоединиться к кафолической церкви, даю это письменное свое исповедание Адриану, святейшему папе древнего Рима, и блаженнейшему патриарху Тарасию и святейшим апостольским престолам, то есть, александрийскому, антиохийскому и святого града, а также и всем православным архиереям и иереям, и представляю его вам, получившим власть по апостольскому полномочию. В тоже время я прошу себе у вашего блаженства и снисхождения к моей медлительности; потому что следовало не медля обратиться к православному исповеданию, но это случилось вследствие крайнего моего невежества, лености и умственного нерадения. Поэтому в особенности прошу ваше блаженство помолиться, чтобы и Бог сделал мне снисхождение.
Итак верую во единого Бога Отца, Вседержителя, и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Его единородного, и в Духа Святого, Господа животворящего, и исповедую Троицу единосущную и единопрестольную, во едином божестве и силе и могуществе покланяемую и прославляемую. Также исповедую все, в чем состоит домостроительство Единого от Святой Троицы, Господа и Бога нашего Иисуса Христа, как предали это святые и вселенские шесть соборов. И, отвергая всякую необузданную еретическую речь, анафематствую ее, как и они анафематствовали. Молю о заступничестве непорочную Владычицу нашу пресвятую Богородицу, святые и небесные силы и всех святых, и почитая святые и честные останки (мощи) их, лобызаю их и почтительно покланяюсь им, будучи уверен, что получаю от них освящение. Приемлю также и честные изображения домостроительства Господа нашего Ииеуса Христа, сделавшегося человеком ради нашего спасения, и иконы непорочной Владычицы нашей и пресвятой Богородицы, божественных ангелов, и святых апостолов, пророков и мучеников, и всех святых. лобызаю их и воздаю приличествующее им поклонение, отвергая и анафематствуя всей душою и всею мыслию неразумно собравшийся собор, названный седьмым, который однакожь люди правомыслящие законно и на основании канонов называют лжесобором, как чуждый всякой истины и благочестия; потому что он грубо, дерзко и даже безбожно, вопреки богопреданным церковным постановлениям, изрекал одни злословия, предал поруганию святые и честные иконы и постановил удалить их из святых церквей Божиих. На этом соборе присутствовали: Феодосий, ложно называвшийся ефесеким, Сисинний пергийский, но прозванию Пастиллосс, Василий писидийский, прозванный пренечестивым τρίχαχος. Их суетою заразился и последовавший им несчастный патриарх Константин. И так вот что я исповедую и признаю, и, свидетель Бог, нижеследующие анафематствования произношу от простоты сердца и по здравом размышлении. Противникам христиан, то есть иконоборцам, анафема! Прилагающим изречения свящ. писания, направленные против идолов, к почитанию честных икон анафема! Не лобызающим святые и честные иконы анафема! Утверждающим, что христиане прибегают к иконам, как к богам, анафема! Называющим священные иконы идолами анафема! Оскорбителям и непочитателям честных икон анафема! Утверждающим, что не Христос Бог наш, а кто-то другой избавил нас от идолов, анафема! Отвергающим учение святых отцов и предание кафолической церкви и ссылающимся на мнения Ария, Нестория и Евтихия, что не должно следовать учению святых отцов и святых вселенских соборов и преданию кафолической церкви, анафема! Дерзающим говорить, что кафолическая церковь когда-нибудь идолопоклонствовала, анафема! Говорящим, что иконы суть изобретение диавольских козней, а не предание святых отцов, анафема! Вот как и вот что я и признаю! И заявляю от всего сердца, от всей души, всею мыслию, что если я, чего да не будет, по диавольскому обольщению, в какое бы то ни было время, добровольно или невольно отрекусь от того, что мною здесь исповедано, то да подвергнусь анафеме от Отца и Сына и Святого Духа, и от вселенской церкви и да буду лишен всякой священной степени, Согласно божественным канонам святых апостолов и досточтимых отцов наших, я буду охранять себя от всякого мздоимства и корыстолюбия».
Святейший патриарх Тарасий сказал: «весь этот священный собор воссылает славу и благодарение Богу за это твое исповедание, которое ты представил кафолической церкви».
Святой собор сказал: «Слава Богу, соединившему разъединившееся».
«После этого были введены Василий, святейший епископ анкирский, Феодор мирский и Феодосий амморейский. И когда они стали среди святого собора, Василий анкирский сказал: «владыки! Насколько было моих сил, я исследовал вопрос об иконах и с полным убеждением обратился к кафолической церкви, в качестве нижайшего раба вашего». Святейший патриарх, Тарасий, сказал: «слава Богу, хотящему, чтобы все люди спаслись и пришли в познание истины».
Епископ анкирский Василий по тетрадке прочитал следующее: «есть церковное постановление, канонически преданное искони святыми апостолами и их преемниками, святыми отцами нашими и учителями, а также святыми и вселенскими шестью соборами, и местными православными соборами, чтобы обращающиеся от какой бы то ни было ереси к православному исповеданию и преданию кафолической церкви письменно отказывались от своей ереси и письменно же исповедовали православную веру. Поэтому и я, Василий, епископ города Анкиры, желая присоединиться к кафолической церкви, даю это письменное свое исповедание Адриану, святейшему папе древнего Рима, и блаженнейшему патриарху Тарасию и святейшим апостольским престолам, то есть, александрийскому, антиохийскому и святого града, а также и всем православным архиереям и иереям, и представляю его вам, получившим власть по апостольскому полномочию. В тоже время я прошу себе у вашего блаженства и снисхождения к моей медлительности; потому что следовало не медля обратиться к православному исповеданию, но это случилось вследствие крайнего моего невежества, лености и умственного нерадения. Поэтому в особенности прошу ваше блаженство помолиться, чтобы и Бог сделал мне снисхождение.
Итак верую во единого Бога Отца, Вседержителя, и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Его единородного, и в Духа Святого, Господа животворящего, и исповедую Троицу единосущную и единопрестольную, во едином божестве и силе и могуществе покланяемую и прославляемую. Также исповедую все, в чем состоит домостроительство Единого от Святой Троицы, Господа и Бога нашего Иисуса Христа, как предали это святые и вселенские шесть соборов. И, отвергая всякую необузданную еретическую речь, анафематствую ее, как и они анафематствовали. Молю о заступничестве непорочную Владычицу нашу пресвятую Богородицу, святые и небесные силы и всех святых, и почитая святые и честные останки (мощи) их, лобызаю их и почтительно покланяюсь им, будучи уверен, что получаю от них освящение. Приемлю также и честные изображения домостроительства Господа нашего Ииеуса Христа, сделавшегося человеком ради нашего спасения, и иконы непорочной Владычицы нашей и пресвятой Богородицы, божественных ангелов, и святых апостолов, пророков и мучеников, и всех святых. лобызаю их и воздаю приличествующее им поклонение, отвергая и анафематствуя всей душою и всею мыслию неразумно собравшийся собор, названный седьмым, который однакожь люди правомыслящие законно и на основании канонов называют лжесобором, как чуждый всякой истины и благочестия; потому что он грубо, дерзко и даже безбожно, вопреки богопреданным церковным постановлениям, изрекал одни злословия, предал поруганию святые и честные иконы и постановил удалить их из святых церквей Божиих. На этом соборе присутствовали: Феодосий, ложно называвшийся ефесеким, Сисинний пергийский, но прозванию Пастиллосс, Василий писидийский, прозванный пренечестивым τρίχαχος. Их суетою заразился и последовавший им несчастный патриарх Константин. И так вот что я исповедую и признаю, и, свидетель Бог, нижеследующие анафематствования произношу от простоты сердца и по здравом размышлении. Противникам христиан, то есть иконоборцам, анафема! Прилагающим изречения свящ. писания, направленные против идолов, к почитанию честных икон анафема! Не лобызающим святые и честные иконы анафема! Утверждающим, что христиане прибегают к иконам, как к богам, анафема! Называющим священные иконы идолами анафема! Оскорбителям и непочитателям честных икон анафема! Утверждающим, что не Христос Бог наш, а кто-то другой избавил нас от идолов, анафема! Отвергающим учение святых отцов и предание кафолической церкви и ссылающимся на мнения Ария, Нестория и Евтихия, что не должно следовать учению святых отцов и святых вселенских соборов и преданию кафолической церкви, анафема! Дерзающим говорить, что кафолическая церковь когда-нибудь идолопоклонствовала, анафема! Говорящим, что иконы суть изобретение диавольских козней, а не предание святых отцов, анафема! Вот как и вот что я и признаю! И заявляю от всего сердца, от всей души, всею мыслию, что если я, чего да не будет, по диавольскому обольщению, в какое бы то ни было время, добровольно или невольно отрекусь от того, что мною здесь исповедано, то да подвергнусь анафеме от Отца и Сына и Святого Духа, и от вселенской церкви и да буду лишен всякой священной степени, Согласно божественным канонам святых апостолов и досточтимых отцов наших, я буду охранять себя от всякого мздоимства и корыстолюбия».
Святейший патриарх Тарасий сказал: «весь этот священный собор воссылает славу и благодарение Богу за это твое исповедание, которое ты представил кафолической церкви».
Святой собор сказал: «Слава Богу, соединившему разъединившееся».
Комментарий