
О воле Божьей и человеческом выборе
Схиархимандрит Тимофей (Саккас)
Вопрос выбора жизненного пути очень часто встает перед человеком, ищущим Господа. Как быть создать семью или принять монашество? Эта судьбносная диллема, решение которой предопределяет всю оставшуюся жизнь, волнует не только людей, собирающихся принять священный сан, но и многих молодых людей. В поисках ответа нередко приходится обращаться к духовнику, старцу и т. д. Однако кажется, что более правильным было бы обращение вовнутрь, во внутреннее расположение человека. В этом смысле беседа с приснопамятным старцем Тимофеем (Саккасом, 19332020), записанная еще в 2011-м г., открывает новую точку зрения на животрепещущий для многих вопрос.
Воля Божья одна чтобы все сподобились Царствия Небесного. Для достижения этой цели есть два пути монашество и семейная жизнь по заповедям Божьим. Следуя добродетели, человек спасется, следуя пороку никогда.
Сам Господь не принуждает человека ни к монашеству, ни к семейной жизни. Он хочет, чтоб человек сам решил. У Господа есть план спасения человека, но и решение человека также требуется. План спасения, воля Божья это Евангелие, исполнение заповедей. Есть вещи, которые для этого плана спасения безразличны. Главное, чтоб при том или ином варианте соблюдался Закон Божий. Так, если ты стал монахом, соблюдай закон монашеский, и спасешься; стал священником соблюдай закон священнический, и спасешься; стал семьянином соблюдай заповеди семейной жизни, и спасешься. Господь оставляет на наш выбор, по какому варианту спасаться.
Есть, конечно, и случаи, когда Господь призывает человека к определенному пути. Один ученый уже должен был вступить в храм со своей невестой для бракосочетания, как вдруг внезапная молния убила ее на пороге церкви. Он принял это как знак, посвятил свою жизнь Богу и науке и стал известным профессором. Поэтому могут быть и случаи особого призыва Божия.
Часто говорят так: пойдем к старцу, и как он нам скажет, так и поступим. Это не совсем верно: как старцы, так и святые не безошибочны. Безошибочен лишь Господь Бог!
Бывает и так, что человек про себя думает: «Пойду в монастырь, т. к. у меня нет другого выхода». Это не так! Если случится человеку неудачно жениться или выходить замуж, есть надежда, что следующий брак может оказаться счастливым. Но в случае монашества это не так: если ты неудачно стал монахом, то все ты будешь несчастен на всю оставшуюся жизнь, т. к. монашеские обеты нельзя отменить. Поэтому необходимо быть очень осторожным и серьезным.
Брак это нормальное состояние: женились наши отцы, деды, прадеды. А монашество это не норма, не нормальная жизнь. Поэтому для создания семьи опыт не нужен. А вот для принятия монашества необходим опыт, или искус. Прежде чем принять постриг, человек должен опытно познать, подходит ли ему такая жизнь. В нашем монастыре искус длится минимум 3 года, не меньше. И это золотой срок. Часто бывало, что послушник первый год проводил хорошо, второй еще отлично, а к концу третьего года оставлял все и, вернувшись в мир, женился.
Богатый юноша заявил, что он исполнил все заповеди. И тогда Господь ему сказал: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19, 21). Вот этот совершенный путь и есть монашество! Монашество это больше, чем спасение, оно есть сродничество Богу, райская жизнь уже здесь на земле, всецелая отдача Богу. Спасаются, конечно же, все и монахи, и миряне, но монашество это нечто более того.
Некоторые еще говорят: «Пойду в монастырь, так легче». Или: «Женюсь, т. к. семейная жизнь легче, чем монашеская». Это тоже неправильное отношение. Получается, что мы лентяи.
Не следует искать того, что легче, а то, что соответствует твоему внутреннему миру. Человек должен думать, у него есть разум. Слепых людей нам не надо. Нам нужны люди думающие, задающие вопросы, пускай и возражающие. Не только чувствами должен руководствоваться человек, но и разумом. А иногда и чувствами. Следует совмещать разум и чувства. И чтоб прислушиваться к сердцу, необходим опыт.
В вопросе выбора жизненного пути не следует спешить. Спешка всегда вредит. Человек должен сосредоточиться, молиться, и Господь поможет. Решение должно принять в умиротворенном состоянии души.
Монашество или брак? / Православие.Ru
Комментарий