"Русское православие" глазами современных греков
Свернуть
X
-
Если на трапезе было «утешение» чаша с хмельным питием, то келарь перед ее вкушением говорил: «Господи благослови». Монахи вставали, держа перед собой чаши. Игумен благословлял, и монахи, мысленно произнося Иисусову молитву, их выпивали. По окончании трапезы келарь говорил молитву: «За молитв святых отец наших (современное произношение молитвы: «Молитвами святых отец наших». Е.Р.), Господи, Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас». Настоятель ударял в «кандею», чтец прекращал читать, творил три земных поклона перед настоятелем и, взяв благословение, уходил.
Повседневная жизнь русского средневекового монастыря
Романенко Елена ВладимировнаКомментарий
-
Комментарий
-
Самым важным и любимым продуктом была, конечно, рыба. Рыбный стол богатых монастырей отличался большим разнообразием. В ледниках Кирилло-Белозерского монастыря в 1601 году хранились бочки «судочины, лещевины, щучины», семги, черной икры; здесь же лежали «осетры длинные» с Волги и шехонские (с реки Шексны). В сушилах над ледниками находился запас вяленой и сушеной рыбы: «пласти лещевые, язевые, щучьи, стерляжьи», семга, множество пучков вязиги (сухожилие из красной рыбы), сущ мелкий и снетки, и «чети молю заозерского».
В обиходнике Новоспасского монастыря упоминаются семга, белорыбица, осетрина, белужина, севрюга, щука, судак, сущ, стерлядь, икра черная и красная сиговая. Стерлядь в этом монастыре считалась «расхожей рыбой», ее подавали в основном монастырским слугам и странникам (ЧОИДР. 1890. Кн. 2. С. 2).
Блюда из рыбы были также очень разнообразны, но больше всего любили жареную свежую рыбу, которую подавали в сковородках по великим праздникам. Кроме того, рыбу запекали на решетках, варили и подавали со взваром, горчицей и хреном. Свежесоленая рыба была редким угощением и подавалась только несколько раз в году даже в таком богатом монастыре, как Иосифо-Волоцкий. Любимым рыбным блюдом монахов Кирилло-Белозерской обители были «крушки». У келаря в записях особо отмечены дни, когда «крушки живут на братию». Что представляло собой это блюдо, сказать сложно, но, судя по тому, что слово «крушкий» в старом русском языке означает ломкий, хрустящий, видимо, это была тонко порезанная рыба, жаренная до хрустящего состояния. Когда жарили «крушки», то завешивались холстом, видимо, от брызг кипящего масла.
Среди рыбных блюд в монастырских обиходниках упоминаются еще «головы осетрьи», лещи жареные «с телом со взваром и перцем», «ладожина с уксусом», пироги с вязигой, «караваи» с рыбой, икра черная с луком и красная с перцем. В Новоспасском монастыре варили несколько сортов каши с рыбой: кашу с кусками семги, кашу со снетками, кашу «с вандыши» (мелкой рыбкой), кашу «с головизною» (с головами и хрящевыми частями рыб), кашу «с пупками», «кашу на ухе» (ЧОИДР. 1890. Кн. 2. С. 2).
Значительно разнообразили монашеский стол разных сортов пироги (с сыром, капустой, морковью, горохом, кашей, грибами), караваи (битые с морковью, репой), калачи, блины, оладьи, «хворосты».
Повседневная жизнь русского средневекового монастыря
Романенко Елена ВладимировнаКомментарий
-
Да и не существует в РПЦ отдельного устава для мирских служб (у греков и прочих болгар есть). Как и устава поста для мирян. Не-ту-ти! Возлагают бремена неудобоносимые Иерусалимского Типкиона, а на практике все сокращают и смягчают, как кому в голову придет, никаких официальных и общих правил нет.Вы думаете, я здесь? А меня здесь нет!Комментарий
-
Шо это за " праздник с бдением"?
Бдение )) это вечернее богослужение, ну да под праздник и воскресенье и чё?Комментарий
-
А ваша нет?Ах да, у вас с Алексинной она из политики и состоит, только о ней и пишете.
Как много нового я о себе узнаю!
А русофоб на самом деле - вы.
Я ведь тоже ожидала
Была уверена, что адепты РПЦ МП станут опровергать - нет, это все неправда, клевета. Даже если не опровергнут фактами, то хотя бы возмутятся. А если совесть не позволит лгать, скажут с христианским смирением - ну да, есть отдельные проблемы, все мы грешные.
А что вместо этого читаем?
То есть все описанное правда, и это хорошо.
Если это не русофобия, то что тогда?
Всё это человеческое и второстепенное как и всякая традиция, спасаться не мешает.Комментарий
-
Я же не "православный журналист", я понимаю. Специально для шатенок-трансвеститов написала: в РПЦ его, впрочем, нет даже в монастырях.
Да и не существует в РПЦ отдельного устава для мирских служб (у греков и прочих болгар есть). Как и устава поста для мирян. Не-ту-ти! Возлагают бремена неудобоносимые Иерусалимского Типкиона, а на практике все сокращают и смягчают, как кому в голову придет, никаких официальных и общих правил нет.Комментарий
-
Комментарий
-
Комментарий
-
Но, хотя Лютер явно любил выпить, нет свидетельств о том, что он был пьяницей. Варили хмельной напиток из чистой, ключевой воды. Свежее, еще некрепкое пиво пили иногда вместо обычной воды, качество которой было гораздо хуже. Поэтому любимый напиток немцев позволялось пить даже во время поста. Но в меру, ведь "пить без жажды, учиться без желания, молиться без искренности - впустую потраченное время", - цитирует Лео Фогт одно из назиданий Мартина Лютера.
Умел ли Кальвин получать удовольствие от жизни? Да, конечно, говорит Джеймс Брэтт, профессор истории в Кэлвин-колледже. Он не был трезвенником и любил выпить бокал вина.Комментарий
-
в Уставе, это практически даже вообще не праздник (т.наз. "шестеричная служба").
Вы думаете, я здесь? А меня здесь нет!Комментарий
-
Вот они поэтому все злые и порочные, сидят без лекарства.Комментарий
-
Да, из слов "даже без всякого повода ни с того ни с сего, как видим в этой теме", полагаю, даже православные (как правило, люди не очень умные, говоря политкорректно) должны догадаться, что я не украинка и не еврейка. Если у вас хватило ума понять это, значит, вы не настолько безнадежны, как Инна, хотя и православный.Вы думаете, я здесь? А меня здесь нет!Комментарий
-
В плечо! Мне вам лекцию читать про православные праздник и их иерархию? Что воскресенье как малая Пасха стоит выше всех других праздников, которые приходятся на это день? А Трифону Аламейскому и вовсе среди недели служба с бдением не полагается, как самым центровым святым, а в РПЦ еще и отдельным русским? У него всего лишь такой знак в Уставе, это практически даже вообще не праздник (т.наз. "шестеричная служба").
Апамейский.
Ноу комментс. Прям нокдаун. )) Красава.Комментарий
Комментарий