Вот, что пишет протоиерей Андрей Новиков (он у меня в "друзьях", если будут вопросы к нему, я передам).
"Теперь немного о спекуляциях с толкованием пп. 1.151.17 «Основных принципов», к которым прибегают раскольники и Коваленко. Они утверждают, что в этих пунктах речь идет о совершении в расколах и ересях благодатных таинств, что вступает в противоречие с верой в то, что только Церковь является источником освящающей благодати Божией, что только в ней совершаются подлинные таинства. Однако, внимательно прочитав все перечисленные пункты «Основных принципов», мы нигде не найдем в них упоминание о том, что в инославных церквах (о расколе в них вообще не говорится) может сохраняться именно освящающая благодать, благодать таинств. Дело в том, что в православном догматическом богословии содержится учение, неведомое далекому от этого богословия Коваленко, о различных видах благодати Божией (это не схоластическое различие типов благодати, а разное действие единой благодати Божией). Далеко не все из них присущи только Церкви. Добротные богословы, составлявшие рассматриваемый церковный документ, конечно же, были прекрасно знакомы с этим учением, поэтому, говоря о возможности наличия благодатной жизни в инославии, подчеркнуто не упомянули собственно освящающей благодати таинств.
В трактате «Путь ко спасению» в разделе «Чрезвычайные действия благодати Божией» святитель Феофан Затворник касается вопроса о том, как может действовать Божественная благодать и, к удивлению обличителей нашего проекта, оказывается, что благодать может действовать не только через таинства: «В силу сей всеобъемлющей общегодности к пробуждению грешников слово Божие на земле ходит и до слуха нашего доходит многообразнооно в проповедях отеческих и во всякой душеполезной книге; оно в душеспасительных беседах и ходячих изречениях назидательных; оно в школах, картинах и всяком видимом предмете, представляющем духовные истины. Судя по сему, мы объяты словом Божиим, оглашаемся им со всех сторон. Отовсюду идут к нам гласы трубные на разорение твердынь греха, как стен иерихонских. Во всех сих видах своих слово Божие уже показало и постоянно показывает свою победоносную над сердцем человеческим силу» (6).
Как видим, упоминаемые святителем Священное Писание, душеполезные беседы, творения отцов и учителей Церкви, назидательное действие религиозной живописи и т. д. доступны не только в границах церковных. Инославным христианам могут быть в различной степени доступны и основы христианской морали. На них самыми разнообразными путями действует предваряющая благодать Божия, располагающая непредвзятый разум пребывающего в инославии к истине Православия и сверхъестественно действующая на его сердце, указывая на Церковь Христову как единственный источник спасения на земле. Как замечательно образно высказался один современный богослов, для утопающего все равно, на каком расстоянии от церковного корабля утонуть в километре или одном метре. Но вот для Церкви важно определить это расстояние, чтобы понять, куда бросать спасательный круг, и можно ли вообще его добросить, или нужно принимать какие-то иные спасательные меры. Именно на основании суждения о том, насколько сохранено в тех или иных внецерковных сообществах неискаженное представление о Слове Божием, церковном строе, христианской нравственности и т. д., являющееся залогом возвращения в церковную полноту, Церковь Христова устанавливает тот или иной чин приема в ее лоно из различных инославных и схизматических сообществ. Об этом и говорится в пп. 1.151.17 «Основных принципов отношения Русской Православной Церкви к инославию», если прочитать их внимательно, а не с кавалеристского раскольнического наскока:"
Об очередной раскольнической клевете (часть I) | Информационно-аналитическое издание
"Теперь немного о спекуляциях с толкованием пп. 1.151.17 «Основных принципов», к которым прибегают раскольники и Коваленко. Они утверждают, что в этих пунктах речь идет о совершении в расколах и ересях благодатных таинств, что вступает в противоречие с верой в то, что только Церковь является источником освящающей благодати Божией, что только в ней совершаются подлинные таинства. Однако, внимательно прочитав все перечисленные пункты «Основных принципов», мы нигде не найдем в них упоминание о том, что в инославных церквах (о расколе в них вообще не говорится) может сохраняться именно освящающая благодать, благодать таинств. Дело в том, что в православном догматическом богословии содержится учение, неведомое далекому от этого богословия Коваленко, о различных видах благодати Божией (это не схоластическое различие типов благодати, а разное действие единой благодати Божией). Далеко не все из них присущи только Церкви. Добротные богословы, составлявшие рассматриваемый церковный документ, конечно же, были прекрасно знакомы с этим учением, поэтому, говоря о возможности наличия благодатной жизни в инославии, подчеркнуто не упомянули собственно освящающей благодати таинств.
В трактате «Путь ко спасению» в разделе «Чрезвычайные действия благодати Божией» святитель Феофан Затворник касается вопроса о том, как может действовать Божественная благодать и, к удивлению обличителей нашего проекта, оказывается, что благодать может действовать не только через таинства: «В силу сей всеобъемлющей общегодности к пробуждению грешников слово Божие на земле ходит и до слуха нашего доходит многообразнооно в проповедях отеческих и во всякой душеполезной книге; оно в душеспасительных беседах и ходячих изречениях назидательных; оно в школах, картинах и всяком видимом предмете, представляющем духовные истины. Судя по сему, мы объяты словом Божиим, оглашаемся им со всех сторон. Отовсюду идут к нам гласы трубные на разорение твердынь греха, как стен иерихонских. Во всех сих видах своих слово Божие уже показало и постоянно показывает свою победоносную над сердцем человеческим силу» (6).
Как видим, упоминаемые святителем Священное Писание, душеполезные беседы, творения отцов и учителей Церкви, назидательное действие религиозной живописи и т. д. доступны не только в границах церковных. Инославным христианам могут быть в различной степени доступны и основы христианской морали. На них самыми разнообразными путями действует предваряющая благодать Божия, располагающая непредвзятый разум пребывающего в инославии к истине Православия и сверхъестественно действующая на его сердце, указывая на Церковь Христову как единственный источник спасения на земле. Как замечательно образно высказался один современный богослов, для утопающего все равно, на каком расстоянии от церковного корабля утонуть в километре или одном метре. Но вот для Церкви важно определить это расстояние, чтобы понять, куда бросать спасательный круг, и можно ли вообще его добросить, или нужно принимать какие-то иные спасательные меры. Именно на основании суждения о том, насколько сохранено в тех или иных внецерковных сообществах неискаженное представление о Слове Божием, церковном строе, христианской нравственности и т. д., являющееся залогом возвращения в церковную полноту, Церковь Христова устанавливает тот или иной чин приема в ее лоно из различных инославных и схизматических сообществ. Об этом и говорится в пп. 1.151.17 «Основных принципов отношения Русской Православной Церкви к инославию», если прочитать их внимательно, а не с кавалеристского раскольнического наскока:"
Об очередной раскольнической клевете (часть I) | Информационно-аналитическое издание

Комментарий