Удаленная тема, в которой наша Алексина анафематствала всех клятых еретиков среди прочего было и обсуждение вопросов связанных с Армянской Апостольской Церковью. Поэтому подумалось, что у участников форума из других христианских исповеданий могут оставаться вопросы про ААЦ, поэтому стоит открыть такую такую тему. Думаю, что следует дать эдакую преамбулу, изложив некоторые сведения о начальной истории этой Церкви. По минимуму, чтоб оставить место для вопросов, а значит и дискуссии 
Итак, поскольку Армянское царство соседствовало непосредственно с теми регионами Римской империи, где возникло и стало распространяться христианство, то проповедники новой религии пришли сюда уже в самом начале. Традиция связывает создание Церкви в Армении с апостолами Фаддем и Варфоломеем. В конце третьего века христианство волею царя Трдата Великого практически полностью истребляется. Церковь по факту была уничтожена, поскольку удалось спастись очень не многим. Но именно с этого царя и начинается история христианизации всей Армении и становления христианства как общенациональной религии. Согласно церковной истории царь заболел и чудесно исцелился молитвами святого Григория Просветителя, полностью поменяв свое отношение к христианству и объявив его единственной религией государства. Это произошло в 301 году, т.е. за 12 лет до того, как Миланским эдиктом Константина Великого прекратились гонения против христиан в Римской империи, и за 80 лет до того, как христианство при Феодосии стало религией империи.
Вопреки "православным" и "католическим" экклесиологическим мифам Церковь Армянского царства изначально была независимой как от западно-римской, так и от восточно-римской церковности, т.е., как говорят нынче, была автокефальной. С началом эпохи Вселенских соборов Церковь Армении принимала активное участие в догматическом творчестве, т.е. участвовала в решении того, что есть православная истина, а что еретический мусор. При этом ей вовсе не было необходимости непосредственно участвовать во всех имперских соборах. Делегация ААЦ была только на Первом, т.е. Никейском Вселенском соборе и своим мнением об истине утвердила его веру. Второй, Константинопольский собор изначально созывался как поместный, а потому там были одни свои. Но итоги этого собора оказались настолько важными, что всеми этот собор был признан Вселенским. В т.ч. и Армянской Церковью. Третий, Эфесский собор проходил с реальными эксцессами, и там даже никто не думал, кого-то приглашать из-за границы. Тем не менее, Константинопольская Церковь обратилась к ААЦ за выражением ее мнения по поводу собора, и ААЦ утвердила веру Кирилла против Нестория. Т.о. и этот собор будучи признанным даже вне империи, получил реальный статус Вселенского.
Но не так сложилось с Халкидонским собором. Но об этом потом, если кому интересно.

Итак, поскольку Армянское царство соседствовало непосредственно с теми регионами Римской империи, где возникло и стало распространяться христианство, то проповедники новой религии пришли сюда уже в самом начале. Традиция связывает создание Церкви в Армении с апостолами Фаддем и Варфоломеем. В конце третьего века христианство волею царя Трдата Великого практически полностью истребляется. Церковь по факту была уничтожена, поскольку удалось спастись очень не многим. Но именно с этого царя и начинается история христианизации всей Армении и становления христианства как общенациональной религии. Согласно церковной истории царь заболел и чудесно исцелился молитвами святого Григория Просветителя, полностью поменяв свое отношение к христианству и объявив его единственной религией государства. Это произошло в 301 году, т.е. за 12 лет до того, как Миланским эдиктом Константина Великого прекратились гонения против христиан в Римской империи, и за 80 лет до того, как христианство при Феодосии стало религией империи.
Вопреки "православным" и "католическим" экклесиологическим мифам Церковь Армянского царства изначально была независимой как от западно-римской, так и от восточно-римской церковности, т.е., как говорят нынче, была автокефальной. С началом эпохи Вселенских соборов Церковь Армении принимала активное участие в догматическом творчестве, т.е. участвовала в решении того, что есть православная истина, а что еретический мусор. При этом ей вовсе не было необходимости непосредственно участвовать во всех имперских соборах. Делегация ААЦ была только на Первом, т.е. Никейском Вселенском соборе и своим мнением об истине утвердила его веру. Второй, Константинопольский собор изначально созывался как поместный, а потому там были одни свои. Но итоги этого собора оказались настолько важными, что всеми этот собор был признан Вселенским. В т.ч. и Армянской Церковью. Третий, Эфесский собор проходил с реальными эксцессами, и там даже никто не думал, кого-то приглашать из-за границы. Тем не менее, Константинопольская Церковь обратилась к ААЦ за выражением ее мнения по поводу собора, и ААЦ утвердила веру Кирилла против Нестория. Т.о. и этот собор будучи признанным даже вне империи, получил реальный статус Вселенского.
Но не так сложилось с Халкидонским собором. Но об этом потом, если кому интересно.
Комментарий