Есть такая старая протестантская побасенка.
Из земли вытекает чистый родничок, а чем дальше от родничка, тем вода грязнее, потому что туда много всякого впадает.
С речками - так оно и есть. А с церковью - совсем не так. Церковь набирает и легенды, но и ОПЫТ! Опыт - драгоценность!
Столь же старая православная побасенка.
Церковью рулит Дух Святой, как байкер своим мопедом. Вот так - сел, и рулит. Что ни случись, что ни сложись в Церкви - все от Божьего Духа. И попробуй усомнись! Ты что, не веришь, что Церковью управляет Бог? Изволилось Святому Духу и нам. Раз нам, - значит, и Святому Духу! Понял? А то смотри, щазз мы тебя быстро в еретики запишем!!
Ну братья, давайте же включать мозги. Не показывает нам такой картинки ни Писание, ни история ранней Церкви.
Обе сказочки ну никак на реальность не тянут!
Чистый исток у Церкви? - да, конечно.
Правит Божий Дух ею? - Конечно. Но не по таким же сказочным сюжетам!!
Уговорили меня тут посмотреть на самое начало церковной истории. (Потом можно и вглубь продвинуться). И вот там как раз такая картина.
Самый исток истории Церкви ознаменован разделением (вплоть до конфликта) между сторонниками Павла и (условно) Иакова. Чуть подальше, в "чистый источник" впадает гностицизм. В 70-е годы Церковь кипит нестроениями так, что хуже современного - см. страшные послания Иуд. и 2 Пет.
Это - к басне о чистом источнике, который потом только грязнеет.
Итак, вкратце конфликт (условно) Павла и Иакова. Каждая сторона имела сильные и слабые стороны, Бог рассудил обе стороны Своим Судом.
Сильные стороны Павла (кратко).
1. Понял, что Бог во Христе призывает и язычников.
2. Их оправдывает без Торы, которая не им и адресована,
3. Это происходит по вере и по приятию Святого Духа.
4. А вера - в то, что Христос - Искупитель...
5 ... И как таковой - Образ Бога Невидимого, в Котором вся полнота Божества телесно.
Все это - основа христианской веры. Как именно двигалась тут мысль Павла - можно показать по хронологии его посланий и оих обстоятельствам написания.
Слабые стороны. Они - в ранних посланиях и потом зачастую выправлены им самим. Поэтому наша цель не накопать компромат, а показать, что жизнь сложна и Дух Святой не делает человека безошибочным. Не дает ему ведения в нужной полноте.
1. Общая ошибка: все апостолы обознались относительно конца света и пришествия Христова. Павел реально ждет, что будут его адресаты (Фессалоникийцы), кто встретит Христа, еще не успев умереть.
Разве за такую веру можно осудить? Иоанн погрешил тем же. Но если Павел так писал в 52 г в Солунь, а Петр - в середине 60-х, то Иоанн - в конце 90-х. Все имели Духа Божия и в этом вопросе ВСЕ ОШИБЛИСЬ. Просто по факту, но это так. Потому что лучше жить в ожидании и чаянии Господа грядущего, чем постоянно насмехаться над дурацким календарем майя.
2. Павел имел Духа Божия. И создал (как минимум в Коринфе) типичную общину харизматов. Со всеми болезнями таких общин (от 1 до 21 века сами эти болезни ничуть не поменялись). Но это - ранний Павел, еще не видевший то, что даст опыт Церкви (1 Кор - ок. 56 года). Когда сам увидел, - все поправил. И уже в 1 Кор. пытается что-то исправить.
На самом деле, все богослужение 1 Кор - сплошное говорение языками и пророчество. Потом бурно-шумная трапеза, с разделением по имущественному признаку, так, что даже кто-то на ней обделен.
Что удивляться, что нравы этих юных христиан, - ох и ах! А уж догматические воззрения - просто держись, в воскресение Христа не верят. Пророчествуя и говоря языками!!
Однако Павел еще не видит, как исправить эту молитвенную дисциплину в собрании и пока поддерживает статус кво, лишь призывая, чтобы все было благопристойно и чинно. Ну куда там, чинно! Все на партии поделились, друг на друга в суд подают, блуд нормально воспринимают, к идольским жертвам абсолютно спокойны - приносят, как хотят.
Это - у САМОГО ИСТОЧНИКА. На момент 1 Кор. - общине четыре годика! Юнее просто некуда.
Старейшин здесь еще нет. Всяк всякому - ровня! Бабы пророчествуют, да еще и без платков. Остановить их Павел сможет лишь через десять лет - в 1 Тим. Пока пробует только платки им повязать.
И в целом он пока как-то поощряет этот ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ ДЕМОКРАТИЗМ, пытаясь целить нравы в его рамках. Он еще всерьез полагает, что духовный судит обо всем, а о нем судить никто не может (2, 15).
Но на таком пути выправить нравы - не получится!
В такой обстановке, где все на Божьих откровениях, а проверить их ни Писанием (нет еще книжки Нового Завета!), ни опытом старших нельзя, - разумеется, берут верх ЛОЖНЫЕ откровения.
В Ефесе и области (а очевидно, и там Церковь строилась на тех же началах) - это гностические откровения.
И Павел, узнав о них уже в тюрьме в письмах Ефесянам и Колоссянам НАВОДИТ ПРАВКУ (в т.ч. на самого себя). И движется в трех направлениях.
а. Догматическая база. Богословие. Здесь впервые говорится о полноте Божества телесно в Иисусе, что Ему подчинены все сотворенные силы (против гностических эманаций), что духовный мир, конечно, тайна, но у нее ЕСТЬ РАМКИ - это благовестие Сына Божия и искупления. Дальше тема еще будет развиваться.
б. наставление в собрании не от всяких языков и пророчеств, а псалмами и песнями духовными. (Еф. 5, 19, кол. 3, 16). Начинает возникать писанная, стабильная основа богослужения. Еще больше упор на нее делается в Тим. Там уже цитируются "застывшие" древние гимны.
в. В пастырских посланиях - наконец пророчицам рот на замочек, а верховенство в собрании - епископам и пресвитерам.
Практика малых групп (как о ней часто свидетельствуют) вот именно этих мер и требует. Нужно ограничение в харизматии, в демократизме, в догматическом и профетическом разнообразии. Иначе - ереси и расколы АБСОЛЮТНО НЕИЗБЕЖНЫ.
в. "Как и положено харизмату" Павел времен 1 Кор. и Рим. сторонник предопределения.
2 глава 1 Коринфянам - это же манифест гностицизма! Посмотрите внимательно! Неведомая мудрость только для продвинутых! Остается одно: приписать, будто эта мудрость на ее верхнем этаже, НЕ СЧИТАЕТ Бога по-настоящему воплотившимся - и вот вам чистый гностицизм.
А Рим. гл 9 (около 57 года) - слишком яркий гимн жесткому предопределению. - Опять же раздолье для гностических иликов, психиков, пневматиков.
В 1 Тим. - жесткое же исправление этой ошибки: Бог во Христе - Спаситель ВСЕХ ЧЕЛОВЕКОВ, паче же - верных (1, 15; 2, 4-6; 4, 10). Никаких предизбранных! Дар дан всем, нежелающий не берет и сам виноват.
Это не все, но для начала довольно. Павел - носитель Божьего Духа, но не безгрешен в суждениях, ибо исправляет сам себя.
Иаков - то же самое, но его потом.
Из земли вытекает чистый родничок, а чем дальше от родничка, тем вода грязнее, потому что туда много всякого впадает.
С речками - так оно и есть. А с церковью - совсем не так. Церковь набирает и легенды, но и ОПЫТ! Опыт - драгоценность!
Столь же старая православная побасенка.
Церковью рулит Дух Святой, как байкер своим мопедом. Вот так - сел, и рулит. Что ни случись, что ни сложись в Церкви - все от Божьего Духа. И попробуй усомнись! Ты что, не веришь, что Церковью управляет Бог? Изволилось Святому Духу и нам. Раз нам, - значит, и Святому Духу! Понял? А то смотри, щазз мы тебя быстро в еретики запишем!!
Ну братья, давайте же включать мозги. Не показывает нам такой картинки ни Писание, ни история ранней Церкви.
Обе сказочки ну никак на реальность не тянут!
Чистый исток у Церкви? - да, конечно.
Правит Божий Дух ею? - Конечно. Но не по таким же сказочным сюжетам!!
Уговорили меня тут посмотреть на самое начало церковной истории. (Потом можно и вглубь продвинуться). И вот там как раз такая картина.
Самый исток истории Церкви ознаменован разделением (вплоть до конфликта) между сторонниками Павла и (условно) Иакова. Чуть подальше, в "чистый источник" впадает гностицизм. В 70-е годы Церковь кипит нестроениями так, что хуже современного - см. страшные послания Иуд. и 2 Пет.
Это - к басне о чистом источнике, который потом только грязнеет.
Итак, вкратце конфликт (условно) Павла и Иакова. Каждая сторона имела сильные и слабые стороны, Бог рассудил обе стороны Своим Судом.
Сильные стороны Павла (кратко).
1. Понял, что Бог во Христе призывает и язычников.
2. Их оправдывает без Торы, которая не им и адресована,
3. Это происходит по вере и по приятию Святого Духа.
4. А вера - в то, что Христос - Искупитель...
5 ... И как таковой - Образ Бога Невидимого, в Котором вся полнота Божества телесно.
Все это - основа христианской веры. Как именно двигалась тут мысль Павла - можно показать по хронологии его посланий и оих обстоятельствам написания.
Слабые стороны. Они - в ранних посланиях и потом зачастую выправлены им самим. Поэтому наша цель не накопать компромат, а показать, что жизнь сложна и Дух Святой не делает человека безошибочным. Не дает ему ведения в нужной полноте.
1. Общая ошибка: все апостолы обознались относительно конца света и пришествия Христова. Павел реально ждет, что будут его адресаты (Фессалоникийцы), кто встретит Христа, еще не успев умереть.
Разве за такую веру можно осудить? Иоанн погрешил тем же. Но если Павел так писал в 52 г в Солунь, а Петр - в середине 60-х, то Иоанн - в конце 90-х. Все имели Духа Божия и в этом вопросе ВСЕ ОШИБЛИСЬ. Просто по факту, но это так. Потому что лучше жить в ожидании и чаянии Господа грядущего, чем постоянно насмехаться над дурацким календарем майя.
2. Павел имел Духа Божия. И создал (как минимум в Коринфе) типичную общину харизматов. Со всеми болезнями таких общин (от 1 до 21 века сами эти болезни ничуть не поменялись). Но это - ранний Павел, еще не видевший то, что даст опыт Церкви (1 Кор - ок. 56 года). Когда сам увидел, - все поправил. И уже в 1 Кор. пытается что-то исправить.
На самом деле, все богослужение 1 Кор - сплошное говорение языками и пророчество. Потом бурно-шумная трапеза, с разделением по имущественному признаку, так, что даже кто-то на ней обделен.
Что удивляться, что нравы этих юных христиан, - ох и ах! А уж догматические воззрения - просто держись, в воскресение Христа не верят. Пророчествуя и говоря языками!!
Однако Павел еще не видит, как исправить эту молитвенную дисциплину в собрании и пока поддерживает статус кво, лишь призывая, чтобы все было благопристойно и чинно. Ну куда там, чинно! Все на партии поделились, друг на друга в суд подают, блуд нормально воспринимают, к идольским жертвам абсолютно спокойны - приносят, как хотят.
Это - у САМОГО ИСТОЧНИКА. На момент 1 Кор. - общине четыре годика! Юнее просто некуда.
Старейшин здесь еще нет. Всяк всякому - ровня! Бабы пророчествуют, да еще и без платков. Остановить их Павел сможет лишь через десять лет - в 1 Тим. Пока пробует только платки им повязать.
И в целом он пока как-то поощряет этот ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ ДЕМОКРАТИЗМ, пытаясь целить нравы в его рамках. Он еще всерьез полагает, что духовный судит обо всем, а о нем судить никто не может (2, 15).
Но на таком пути выправить нравы - не получится!
В такой обстановке, где все на Божьих откровениях, а проверить их ни Писанием (нет еще книжки Нового Завета!), ни опытом старших нельзя, - разумеется, берут верх ЛОЖНЫЕ откровения.
В Ефесе и области (а очевидно, и там Церковь строилась на тех же началах) - это гностические откровения.
И Павел, узнав о них уже в тюрьме в письмах Ефесянам и Колоссянам НАВОДИТ ПРАВКУ (в т.ч. на самого себя). И движется в трех направлениях.
а. Догматическая база. Богословие. Здесь впервые говорится о полноте Божества телесно в Иисусе, что Ему подчинены все сотворенные силы (против гностических эманаций), что духовный мир, конечно, тайна, но у нее ЕСТЬ РАМКИ - это благовестие Сына Божия и искупления. Дальше тема еще будет развиваться.
б. наставление в собрании не от всяких языков и пророчеств, а псалмами и песнями духовными. (Еф. 5, 19, кол. 3, 16). Начинает возникать писанная, стабильная основа богослужения. Еще больше упор на нее делается в Тим. Там уже цитируются "застывшие" древние гимны.
в. В пастырских посланиях - наконец пророчицам рот на замочек, а верховенство в собрании - епископам и пресвитерам.
Практика малых групп (как о ней часто свидетельствуют) вот именно этих мер и требует. Нужно ограничение в харизматии, в демократизме, в догматическом и профетическом разнообразии. Иначе - ереси и расколы АБСОЛЮТНО НЕИЗБЕЖНЫ.
в. "Как и положено харизмату" Павел времен 1 Кор. и Рим. сторонник предопределения.
2 глава 1 Коринфянам - это же манифест гностицизма! Посмотрите внимательно! Неведомая мудрость только для продвинутых! Остается одно: приписать, будто эта мудрость на ее верхнем этаже, НЕ СЧИТАЕТ Бога по-настоящему воплотившимся - и вот вам чистый гностицизм.
А Рим. гл 9 (около 57 года) - слишком яркий гимн жесткому предопределению. - Опять же раздолье для гностических иликов, психиков, пневматиков.
В 1 Тим. - жесткое же исправление этой ошибки: Бог во Христе - Спаситель ВСЕХ ЧЕЛОВЕКОВ, паче же - верных (1, 15; 2, 4-6; 4, 10). Никаких предизбранных! Дар дан всем, нежелающий не берет и сам виноват.
Это не все, но для начала довольно. Павел - носитель Божьего Духа, но не безгрешен в суждениях, ибо исправляет сам себя.
Иаков - то же самое, но его потом.
Комментарий