Любить ближнего - одна из догм православия, да и других конфессий тоже. В неё верят все, но не все исполняют.
Но Христос учил, что есть две заповеди подобные друг другу - любить Бога и любить ближнего. Неисполнение одной из них сводит на нет исполнение другой. Можно устами прославлять Бога, но пройти мимо ближнего, нуждающегося в помощи. Но и обратное возможно - делание добрых дел, но без любви к Богу. Мотивация таких добрых дел может быть самая разная - показать людям свою доброту, своё богатство, своё благородство, даже своё соблюдение христовой заповеди. Но делается это не для Бога, а для людей, которые на тебя смотрят. Или даже втайне можно сделать добро, чтобы потешить своё самолюбие, возгордиться. Так что важны не только дела, но и состояние души человека, который эти дела делает. А состояние души зависит от отношений с Богом. Правильное представление о Боге влияет и на правильность отношений с Богом. А правильное представление о Боге - это и есть догмы. Догмы говорят о Боге и о том какого поведения от нас ожидает Бог, так что мы опять возвращаемся к добрым делам.
Кроме того сводить всё учение Христа только к любви к ближнему будет не совсем правильно. Он ведь учил и молиться, и поститься, и креститься, и хлеб с вином пить и много ещё чего, что не является действиями, которые с мирской точки зрения являются проявлением любви к другому человеку. Эти действия относятся скорее к личному освящению, чем к любви к другим людям. И это личное освящение не является чем-то второстепенным по сравнению с добрыми делами. Но без добрых дел оно может быть обычным фарисейством. Пишу "может быть", потому что может и не быть. Монахи могут скромной жизнью и молитвами достичь правильного состояния души даже без добрых дел для мирян. А если бы они стали делать только добрые дела, то оставили бы и молитву и свою подвижническую жизнь. Для них довольно добрых дел любви к братьям монахам, с которыми они живут рядом. Они ведь тоже для них являются ближними.
Прекраснейший пример любви к ближнему среди монахов:
Когда-то прислали святому Макарию Александрийскому гроздь свежего винограда. Святой любил виноград, но решил отослать эту гроздь одному больному брату. С великой радостью получив виноград, брат этот послал его к другому брату, хотя ему и самому хотелось его съесть. Но и этот брат, получив виноград, поступил с ним так же. Таким образом, виноград перебывал у многих монахов, и ни один не съел его. Наконец последний брат, получив гроздь, отослал ее опять к Макарию как дорогой подарок. Святой Макарий, узнав, как все было, удивился и благодарил Бога за такое воздержание братии.
Но Христос учил, что есть две заповеди подобные друг другу - любить Бога и любить ближнего. Неисполнение одной из них сводит на нет исполнение другой. Можно устами прославлять Бога, но пройти мимо ближнего, нуждающегося в помощи. Но и обратное возможно - делание добрых дел, но без любви к Богу. Мотивация таких добрых дел может быть самая разная - показать людям свою доброту, своё богатство, своё благородство, даже своё соблюдение христовой заповеди. Но делается это не для Бога, а для людей, которые на тебя смотрят. Или даже втайне можно сделать добро, чтобы потешить своё самолюбие, возгордиться. Так что важны не только дела, но и состояние души человека, который эти дела делает. А состояние души зависит от отношений с Богом. Правильное представление о Боге влияет и на правильность отношений с Богом. А правильное представление о Боге - это и есть догмы. Догмы говорят о Боге и о том какого поведения от нас ожидает Бог, так что мы опять возвращаемся к добрым делам.
Кроме того сводить всё учение Христа только к любви к ближнему будет не совсем правильно. Он ведь учил и молиться, и поститься, и креститься, и хлеб с вином пить и много ещё чего, что не является действиями, которые с мирской точки зрения являются проявлением любви к другому человеку. Эти действия относятся скорее к личному освящению, чем к любви к другим людям. И это личное освящение не является чем-то второстепенным по сравнению с добрыми делами. Но без добрых дел оно может быть обычным фарисейством. Пишу "может быть", потому что может и не быть. Монахи могут скромной жизнью и молитвами достичь правильного состояния души даже без добрых дел для мирян. А если бы они стали делать только добрые дела, то оставили бы и молитву и свою подвижническую жизнь. Для них довольно добрых дел любви к братьям монахам, с которыми они живут рядом. Они ведь тоже для них являются ближними.
Прекраснейший пример любви к ближнему среди монахов:
Когда-то прислали святому Макарию Александрийскому гроздь свежего винограда. Святой любил виноград, но решил отослать эту гроздь одному больному брату. С великой радостью получив виноград, брат этот послал его к другому брату, хотя ему и самому хотелось его съесть. Но и этот брат, получив виноград, поступил с ним так же. Таким образом, виноград перебывал у многих монахов, и ни один не съел его. Наконец последний брат, получив гроздь, отослал ее опять к Макарию как дорогой подарок. Святой Макарий, узнав, как все было, удивился и благодарил Бога за такое воздержание братии.
Комментарий