В этом вопросе будет постоянная путаница, пока мы не наведем порядок в понятиях.
Слово ПРАВОСЛАВИЕ употребляется в двух смыслах.
В широком и важном это понятие, тождественно понятию кафоличности и означает ОБЩЕЕ в христианских конфессиях понимание ПИСАНИЯ, то есть основ христианской веры в Триединого Бога. в воплощение Христа, в искупление. воскресение, сошествие Духа - в общем, в СИМВОЛ ВЕРЫ Никео-Цареградский, принятый во всех христианских церквах. К сему же присоединяется и признание исконных преданий Церкви, общих для всех: крещение, евхаристия, молитва Отче наш и др.
Второе, более узкое значение православия предполагает помимо всего этого каноническое единство с существующими православными церквами, т.е. фактически сводится к именованию ОДНОЙ ИЗ КОНФЕССИЙ в христианском море.
Так вот, Православие в широком смысле, то что отличает нас от гностиков, эвионитов, СИ, сект и другой экзотики, это то, что в грамотном христианском мире просто не подлежит обсуждению. Как именно общее достояние.
Существенное преимущество православия в узком смысле заключается в привитии интереса к Православию (в широком смысле). Христианская, вообще библейская вера, исторична, как сама Библия, все там кое-как понимается лишь в историческом контексте.
По идее, грамотное православие в своей конфессии КУЛЬТИВИРУЕТ ТАКОЙ ИНТЕРЕС. И это хорошо. А когда наоборот - плохо. Потому что за рамку Православия в широком смысле вылететь очень легко, если не знаешь историю.
Православие в узком смысле ЗАТОЧЕНО на то, чтобы хранить это общее наследие Церкви Целостной (=Кафолической).
Однако православие в узком смысле не лишено своих конфессиональных слабостей. Эти слабости тоже "бродячие", они во всех конфессиях живут, только по-разному.
1. Конфессиональная гордость ("кроме нас, церкви нет"),
2. неисторичный подход к преданию, неспособность частное и позднее выделить и в таком качестве и принять, не путая с общим и исконным преданием.
3. На этой основе - склонность к сектантству, старцепоклонству, рецидивы язычества и оккультизма, - все это НЕ ЕСТЬ свойства самого православия, даже в узком смысле, но это очень частая и распространенная болезнь.
4. В меру пункта 1, пропорционально конф. гордости растет миссионерская неспособность и бесплодность.
Слово ПРАВОСЛАВИЕ употребляется в двух смыслах.
В широком и важном это понятие, тождественно понятию кафоличности и означает ОБЩЕЕ в христианских конфессиях понимание ПИСАНИЯ, то есть основ христианской веры в Триединого Бога. в воплощение Христа, в искупление. воскресение, сошествие Духа - в общем, в СИМВОЛ ВЕРЫ Никео-Цареградский, принятый во всех христианских церквах. К сему же присоединяется и признание исконных преданий Церкви, общих для всех: крещение, евхаристия, молитва Отче наш и др.
Второе, более узкое значение православия предполагает помимо всего этого каноническое единство с существующими православными церквами, т.е. фактически сводится к именованию ОДНОЙ ИЗ КОНФЕССИЙ в христианском море.
Так вот, Православие в широком смысле, то что отличает нас от гностиков, эвионитов, СИ, сект и другой экзотики, это то, что в грамотном христианском мире просто не подлежит обсуждению. Как именно общее достояние.
Существенное преимущество православия в узком смысле заключается в привитии интереса к Православию (в широком смысле). Христианская, вообще библейская вера, исторична, как сама Библия, все там кое-как понимается лишь в историческом контексте.
По идее, грамотное православие в своей конфессии КУЛЬТИВИРУЕТ ТАКОЙ ИНТЕРЕС. И это хорошо. А когда наоборот - плохо. Потому что за рамку Православия в широком смысле вылететь очень легко, если не знаешь историю.
Православие в узком смысле ЗАТОЧЕНО на то, чтобы хранить это общее наследие Церкви Целостной (=Кафолической).
Однако православие в узком смысле не лишено своих конфессиональных слабостей. Эти слабости тоже "бродячие", они во всех конфессиях живут, только по-разному.
1. Конфессиональная гордость ("кроме нас, церкви нет"),
2. неисторичный подход к преданию, неспособность частное и позднее выделить и в таком качестве и принять, не путая с общим и исконным преданием.
3. На этой основе - склонность к сектантству, старцепоклонству, рецидивы язычества и оккультизма, - все это НЕ ЕСТЬ свойства самого православия, даже в узком смысле, но это очень частая и распространенная болезнь.
4. В меру пункта 1, пропорционально конф. гордости растет миссионерская неспособность и бесплодность.
Комментарий