БЫЛ ЛИ ЕВАНГЕЛИСТ ЛУКА ХУДОЖНИКОМ?

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Игорь2
    Мы овцы одного стада.

    • 01 September 2011
    • 6476

    #1

    БЫЛ ЛИ ЕВАНГЕЛИСТ ЛУКА ХУДОЖНИКОМ?

    Существует общеизвестное предание, в равной мере разделяемое православными и католиками, которое возводит древность изображения Богоматери ко времени ее жизни и связывает их начало с именем евангелиста Луки. Насколько это предание достоверно конечно, вопрос, так как оно с самых древнейших времен оспаривалось и продолжает оспариваться, но будь его достоверность доказана, то оно положило бы конец всем спорам и заградило бы уста всех иконоборцев, ибо оно решало бы вопрос об иконопочитании исторически и давало бы людям не измышления фантазий, а до портретности точное изображение чтимого лица, ибо, как известно, неграмотные и невежественные иконописцы позволяли изображать от своего замышления Бога Отца, предвечное рождение Иисуса Христа, благовещение и пр., в нелепых и неприличных, как говорит Собор, видениях, приписывая Богу сложение перстов и ина многая безместная, чем оказывали плохую услугу защитникам иконопочитания и навлекали на себя справедливое осуждение как отдельных святых, так и целых соборов.
    Так, наш русский Московский Собор 16661667 годов, заметив многие неправильности иконопочитания и осуждая их, говорит: Господа Саваофа (сиречь Отца) брадою седа и единороднаго Сына во чреве Его писати на иконах и голубь между ими зело нелепо и неприлично есть, зане кто виде Отца по божеству? Отец бо не имать плоти и Сын не во плоти родися от Отца прежде веков, аще Давид пророк глаголет: из чрева прежде денницы родих тя, обаче то рождение не плотское, но неизреченно и непостижимо есть. Глаголет бо и Сам Христос во святом Евангелии: никто же весть Отца, токмо Сын. И Исайя пророк во главе 40 глаголет: Кому уподобисте Господа? и коемуподобию уподобите Его? Егда бо образ сотвори древодел, или златарь слияв злато и позлати и, или подобием сотвори его. Подобне и святой Павел апостол в Деянии глаголет во главе 17-й зачало 40-е: род убо суще Божий, не должны есмы напщевати, подобно быти божеству злату, или серебру, и смышлению человека (в русском переводе это место читается так: Итак, мы. будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого, Деян. 17:29). Глаголет бо и Иоанн Дамаскинский: к сим же невидимого и безтелеснаго и неописаннаго и необразнаго Бога кто может сотворити подражание? Пребезумия убо крайняго и нечестия образовати божество. Подобне же возбраняет о сем и святый Григорий Двоеслов: сего ради Саваофа, иже есть Божество, и тое прежде вечное роэжение Единородного Сына от Отца, умом точию подобает нам разумети, а писати в образах отнюдь не подобает и невозможно.
    И Святый Дух, продолжает Собор, не есть существом голубь, но существом Бог есть, а Бога никто же виде, якоже Иоанн Богослов и евангелист свидетельствует. Обаче при Иордане при святом крещении Христове явися Святый Дух в виде голубине, и того ради на том месте точию подобает и писати Святаго Духа в виде голубином, а на ином месте имущий разум не изобразуют Святаго Духа в голубином виде.
    Еще же пишут во иконах святому благовещению тоже Саваофа, иже от уст дышет и то дыхание идет во чрево Пресвятыя Богородицы. И кто то виде? или кое святое писание о сем свидетельствует? и откуда сие взяша? Явственно есть яко, таков обычай, и на подобная от некоторых суемудрых или паче рещи буемудрых и безумных приятся и обыче. Сего ради повелеваем, отныне то суемудрие и безместное писание да престанет. (Деян. Собора 1667 г., лист 2224.)
    Принимая во внимание все перечисленное, нельзя удивляться, что в древности в русской православной церкви существовало изображение святого Христофора с песьей головой. Святой Христофор, как говорят, был очень некрасивой наружности, почему писатель его жития, говоря о его внешности, употребил выражение зверообразен быша, а иконописец пошел еще дальше и приставил ему песью голову.
    "... кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ..."
  • TOM1
    Завсегдатай

    • 26 May 2010
    • 582

    #2
    Первый, у кого находится указание на икону Богородицы кисти последнего (то есть евангелиста Луки), есть Феодор Чтец, историк времен Юстина и Юстиниана, сохранившийся в отрывках в некоторых древних рукописях, всего больше в церковной истории Никифора Каллиста. Он передает, что императрица Евдокия, вдова Феодосия Младшего, отправившись на поклонение в Палестину, прислала из Иерусалима в Константинополь сестре своей Пульхерии, жене императора Маркиана, образ Богоматери, писанный евангелистом Лукою. Говоря о событии кратко, без всяких пояснений и оговорок, историк как бы дает тем самым понять, что он имеет в виду факт непререкаемый и всем известный

    Комментарий

    • Игорь2
      Мы овцы одного стада.

      • 01 September 2011
      • 6476

      #3
      Сообщение от TOM1
      Первый, у кого находится указание на икону Богородицы кисти последнего (то есть евангелиста Луки), есть Феодор Чтец, историк времен Юстина и Юстиниана, сохранившийся в отрывках в некоторых древних рукописях, всего больше в церковной истории Никифора Каллиста. Он передает, что императрица Евдокия, вдова Феодосия Младшего, отправившись на поклонение в Палестину, прислала из Иерусалима в Константинополь сестре своей Пульхерии, жене императора Маркиана, образ Богоматери, писанный евангелистом Лукою. Говоря о событии кратко, без всяких пояснений и оговорок, историк как бы дает тем самым понять, что он имеет в виду факт непререкаемый и всем известный
      Однако же после Феодора Чтеца мы больше двух столетий не находим в письменных памятниках его подтверждения. В плоть до 8 века!!! Что это забвение, такой святыни и почему до Феодора Чтеца ни одного поминания. Странно это?
      "... кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ..."

      Комментарий

      • Michalik
        Православный христианин

        • 16 July 2006
        • 5431

        #4
        Сообщение от Игорь2
        Однако же после Феодора Чтеца мы больше двух столетий не находим в письменных памятниках его подтверждения. В плоть до 8 века!!! Что это забвение, такой святыни и почему до Феодора Чтеца ни одного поминания. Странно это?
        Нет, совсем не странно. Никогда нельзя упускать такой немаловажный момент как " неодинаковость " церквей. и проблемы были во всех церквях разные и апостолы об этом писали послания. Где-то, почиталось, рисовалось, где-то не было этого, но это не означало того, что кто-то из них неправ.
        Была такая секта карпакратиан. Они использовали портреты. О них Пишет Ириней Лионский.
        http://www.orthlib.ru/John_of_Damascus/vera.html

        Комментарий

        • Игорь2
          Мы овцы одного стада.

          • 01 September 2011
          • 6476

          #5
          Сообщение от Michalik
          Нет, совсем не странно. Никогда нельзя упускать такой немаловажный момент как " неодинаковость " церквей. и проблемы были во всех церквях разные и апостолы об этом писали послания. Где-то, почиталось, рисовалось, где-то не было этого, но это не означало того, что кто-то из них неправ.
          Была такая секта карпакратиан. Они использовали портреты. О них Пишет Ириней Лионский.
          Ну а вот это заявление говорит о многом:
          Мы не знаем лица Девы Марии, писал блаженный Августин, от которой безмужно и нетленно, чудесным образом родился Христос... Верим, что Господь Иисус Христос родился от Девы, имя которой Мария... Но такое ли лицо было у Марии, какое представляется в уме, когда мы говорим или вспоминаем об этом, мы совсем не знаем и не убеждены. Можно сказать, сохраняя веру, может быть Она имела такое лицо, может быть не такое.
          Бл. Августин от себя и от лица своих современников хотел сказать: Ни я, ни они не видали Богородицы, а потому и не знаем какова Она была лицом. Если бы в церкви Иппонийской в то время, когда жил и управлял ею бл. Августин (ум. 430), существовали и были общеизвестны подлинные, верные до портретности изображения Богоматери, и церковь как таким придавала бы им веру, тогда бл. Августин не мог бы так решительно говорить о незнании им и его современниками лица Божьей Матери.
          "... кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ..."

          Комментарий

          • Michalik
            Православный христианин

            • 16 July 2006
            • 5431

            #6
            Сообщение от Игорь2
            Ну а вот это заявление говорит о многом:
            Мы не знаем лица Девы Марии, писал блаженный Августин, от которой безмужно и нетленно, чудесным образом родился Христос... Верим, что Господь Иисус Христос родился от Девы, имя которой Мария... Но такое ли лицо было у Марии, какое представляется в уме, когда мы говорим или вспоминаем об этом, мы совсем не знаем и не убеждены. Можно сказать, сохраняя веру, может быть Она имела такое лицо, может быть не такое.
            Бл. Августин от себя и от лица своих современников хотел сказать: Ни я, ни они не видали Богородицы, а потому и не знаем какова Она была лицом. Если бы в церкви Иппонийской в то время, когда жил и управлял ею бл. Августин (ум. 430), существовали и были общеизвестны подлинные, верные до портретности изображения Богоматери, и церковь как таким придавала бы им веру, тогда бл. Августин не мог бы так решительно говорить о незнании им и его современниками лица Божьей Матери.
            И что? Допустим, что Вы меня никогда не видели и что?
            Тоже самое и с бл Августином, в тамошней церкви не знали этого, а в других всё имелось. Портретные изображения Богородицы есть в катакомбах, датируются 3-тьим веком, но бл Августин об этом не знал.
            http://www.orthlib.ru/John_of_Damascus/vera.html

            Комментарий

            • Игорь2
              Мы овцы одного стада.

              • 01 September 2011
              • 6476

              #7
              Сообщение от Michalik
              И что? Допустим, что Вы меня никогда не видели и что?
              Тоже самое и с бл Августином, в тамошней церкви не знали этого, а в других всё имелось. Портретные изображения Богородицы есть в катакомбах, датируются 3-тьим веком, но бл Августин об этом не знал.
              Ну хорошо, если принять во внимание, что икона, приписываемая евангелисту Луке, была одна, а между тем таковыми считаются в Греции: Влахернская, Милостивая на острове Кипре и Кикская; в России: Владимирская, Смоленская и Тихвинская; в Риме евангелисту Луке приписываются иконы в церквях: Марии Великой, свв. Доминика и Сикста; в Польше Ченстоховская, а также и то, что из свидетельств Феодора Чтеца видно, что икона, писанная евангелистом Лукою около половины V века, была перенесена из Иерусалима в Константинополь и затем находилась в Одигитриевском монастыре. В XII веке, по словам Феофана Керамевса, она продолжала сохраняться в Константинополе, а между тем задолго до этого времени у нас на Руси уже известны были иконы Богоматери евангелиста Луки, принесенные в XIXII столетиях из Царьграда, а в католических странах (например в Риме) и ранее того показывались иконы, приписывавшиеся тому же самому евангелисту.
              "... кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ..."

              Комментарий

              • Guran
                Отключен

                • 19 December 2006
                • 2160

                #8
                Не отличаете списки от подлинника?

                Комментарий

                • Игорь2
                  Мы овцы одного стада.

                  • 01 September 2011
                  • 6476

                  #9
                  Сообщение от Guran
                  Не отличаете списки от подлинника?
                  Речь идет о подлинниках. С этим затруднением не смог справиться православный историк (Голубцов, с. 3843.)
                  "... кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ..."

                  Комментарий

                  • Guran
                    Отключен

                    • 19 December 2006
                    • 2160

                    #10
                    Сообщение от Игорь2
                    Речь идет о подлинниках.
                    Речь не идет о подлинниках. Та же Смоленская икона - список с Влахернской Одигитрии,

                    Комментарий

                    • Игорь2
                      Мы овцы одного стада.

                      • 01 September 2011
                      • 6476

                      #11
                      А вот в догонку свидетельство православного священника о. Иоанна Орфанитского против приписываемой евангелисту Луке иконы Тихвинской Божией Матери, который печатно заявляет, что принадлежность сей иконы св.евангелисту Луке более чем сомнительна и доказывает это свое мнение тем, что во-первых, неизвестно кто был писателем сей иконы; по более древнему сказанию она была написана св. Германом, патриархом Цареградским, и из Царьграда пришла в Тихвин по воздуху (Чет. Мин. 26 июня). Да достаточно, говорит он, посмотреть только на самый размер иконы, чтобы видеть, что она написана для храма, а не для дома: для дома икон столь больших размеров не пишут и не писали; а во дни св. евангелиста Луки храмов еще не было (Друг Истины, 1899 г., № 44, с. 858859).
                      "... кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ..."

                      Комментарий

                      • Michalik
                        Православный христианин

                        • 16 July 2006
                        • 5431

                        #12
                        Сообщение от Игорь2
                        Ну хорошо, если принять во внимание, что икона, приписываемая евангелисту Луке, была одна, а между тем таковыми считаются в Греции: Влахернская, Милостивая на острове Кипре и Кикская; в России: Владимирская, Смоленская и Тихвинская; в Риме евангелисту Луке приписываются иконы в церквях: Марии Великой, свв. Доминика и Сикста; в Польше Ченстоховская, а также и то, что из свидетельств Феодора Чтеца видно, что икона, писанная евангелистом Лукою около половины V века, была перенесена из Иерусалима в Константинополь и затем находилась в Одигитриевском монастыре. В XII веке, по словам Феофана Керамевса, она продолжала сохраняться в Константинополе, а между тем задолго до этого времени у нас на Руси уже известны были иконы Богоматери евангелиста Луки, принесенные в XIXII столетиях из Царьграда, а в католических странах (например в Риме) и ранее того показывались иконы, приписывавшиеся тому же самому евангелисту.
                        Это копии, а не оригиналы. Возможно допустить, что некоторые копии приобрели статус оригинала, но как это связуется с нашим разговором?
                        http://www.orthlib.ru/John_of_Damascus/vera.html

                        Комментарий

                        • Michalik
                          Православный христианин

                          • 16 July 2006
                          • 5431

                          #13
                          Сообщение от Игорь2
                          А вот в догонку свидетельство православного священника о. Иоанна Орфанитского против приписываемой евангелисту Луке иконы Тихвинской Божией Матери, который печатно заявляет, что принадлежность сей иконы св.евангелисту Луке более чем сомнительна и доказывает это свое мнение тем, что во-первых, неизвестно кто был писателем сей иконы; по более древнему сказанию она была написана св. Германом, патриархом Цареградским, и из Царьграда пришла в Тихвин по воздуху (Чет. Мин. 26 июня). Да достаточно, говорит он, посмотреть только на самый размер иконы, чтобы видеть, что она написана для храма, а не для дома: для дома икон столь больших размеров не пишут и не писали; а во дни св. евангелиста Луки храмов еще не было (Друг Истины, 1899 г., № 44, с. 858859).
                          Вроде всё хорошо сказано, но только одно но: батюшка имеет своё мнение, которое может отличаться от исторического контекста событий.
                          http://www.orthlib.ru/John_of_Damascus/vera.html

                          Комментарий

                          • Игорь2
                            Мы овцы одного стада.

                            • 01 September 2011
                            • 6476

                            #14
                            Сообщение от Michalik
                            Вроде всё хорошо сказано, но только одно но: батюшка имеет своё мнение, которое может отличаться от исторического контекста событий.
                            Я кратко и решительно заявляю, что икона, которая приписывается евангелисту Луке, ему не принадлежит и принадлежать не может, и вот почему.


                            1. Приведенное мною выше Сказание о написании иконы Богоматери Одигитрии говорит нам, что евангелист Лука написа на дсце начертание пречистыя самыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и что он сделал это минувшим пятинадесятым летом по излитии Святого Духа, то есть через 15 лет после вознесения Иисуса Христа.
                            Мы знаем, что Иисус Христос, начиная Свое служение, был лет тридцати (Лк. 3:23), не трудно также установить, что Он совершал Свое служение три с половиною года, и если сюда же приложить те 15 лет, которые прошли от вознесения Христа до того времени, когда евангелист Лука написал свою икону, то получится около 49 лет. Причем не надо упускать из вида, что счисление лет нами произведено от рождения Иисуса Христа, а икона была написана не с Христа, а с Его матери, которая в момент рождения Иисуса была в возрасте по меньшей мере от 19 до 20 лет, так что, сложив все эти цифры вместе, мы узнаем, что Богоматерь во время написания ее иконы имела от роду около 70 лет и была, следовательно, довольно пожилою. Обращаясь же к иконе, мы видим ее там совершенно молодою, в возрасте не более 20 лет, чего при писании иконы с натуры и притом человеком, который для сего самоблагоумне извык, быть никоим образом не могло.
                            "... кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ..."

                            Комментарий

                            • Michalik
                              Православный христианин

                              • 16 July 2006
                              • 5431

                              #15
                              Сообщение от Игорь2
                              Я кратко и решительно заявляю, что икона, которая приписывается евангелисту Луке, ему не принадлежит и принадлежать не может, и вот почему.


                              1. Приведенное мною выше Сказание о написании иконы Богоматери Одигитрии говорит нам, что евангелист Лука написа на дсце начертание пречистыя самыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и что он сделал это минувшим пятинадесятым летом по излитии Святого Духа, то есть через 15 лет после вознесения Иисуса Христа.
                              Мы знаем, что Иисус Христос, начиная Свое служение, был лет тридцати (Лк. 3:23), не трудно также установить, что Он совершал Свое служение три с половиною года, и если сюда же приложить те 15 лет, которые прошли от вознесения Христа до того времени, когда евангелист Лука написал свою икону, то получится около 49 лет. Причем не надо упускать из вида, что счисление лет нами произведено от рождения Иисуса Христа, а икона была написана не с Христа, а с Его матери, которая в момент рождения Иисуса была в возрасте по меньшей мере от 19 до 20 лет, так что, сложив все эти цифры вместе, мы узнаем, что Богоматерь во время написания ее иконы имела от роду около 70 лет и была, следовательно, довольно пожилою. Обращаясь же к иконе, мы видим ее там совершенно молодою, в возрасте не более 20 лет, чего при писании иконы с натуры и притом человеком, который для сего самоблагоумне извык, быть никоим образом не могло.
                              Неудовлетворительно. И Господь там нарисован не с натуры. Понимаете намёк? То есть, пытаясь нарисовать младенца, нельзя рисовать его мать старой.
                              http://www.orthlib.ru/John_of_Damascus/vera.html

                              Комментарий

                              Обработка...