Существует общеизвестное предание, в равной мере разделяемое православными и католиками, которое возводит древность изображения Богоматери ко времени ее жизни и связывает их начало с именем евангелиста Луки. Насколько это предание достоверно конечно, вопрос, так как оно с самых древнейших времен оспаривалось и продолжает оспариваться, но будь его достоверность доказана, то оно положило бы конец всем спорам и заградило бы уста всех иконоборцев, ибо оно решало бы вопрос об иконопочитании исторически и давало бы людям не измышления фантазий, а до портретности точное изображение чтимого лица, ибо, как известно, неграмотные и невежественные иконописцы позволяли изображать от своего замышления Бога Отца, предвечное рождение Иисуса Христа, благовещение и пр., в нелепых и неприличных, как говорит Собор, видениях, приписывая Богу сложение перстов и ина многая безместная, чем оказывали плохую услугу защитникам иконопочитания и навлекали на себя справедливое осуждение как отдельных святых, так и целых соборов.
Так, наш русский Московский Собор 16661667 годов, заметив многие неправильности иконопочитания и осуждая их, говорит: Господа Саваофа (сиречь Отца) брадою седа и единороднаго Сына во чреве Его писати на иконах и голубь между ими зело нелепо и неприлично есть, зане кто виде Отца по божеству? Отец бо не имать плоти и Сын не во плоти родися от Отца прежде веков, аще Давид пророк глаголет: из чрева прежде денницы родих тя, обаче то рождение не плотское, но неизреченно и непостижимо есть. Глаголет бо и Сам Христос во святом Евангелии: никто же весть Отца, токмо Сын. И Исайя пророк во главе 40 глаголет: Кому уподобисте Господа? и коемуподобию уподобите Его? Егда бо образ сотвори древодел, или златарь слияв злато и позлати и, или подобием сотвори его. Подобне и святой Павел апостол в Деянии глаголет во главе 17-й зачало 40-е: род убо суще Божий, не должны есмы напщевати, подобно быти божеству злату, или серебру, и смышлению человека (в русском переводе это место читается так: Итак, мы. будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого, Деян. 17:29). Глаголет бо и Иоанн Дамаскинский: к сим же невидимого и безтелеснаго и неописаннаго и необразнаго Бога кто может сотворити подражание? Пребезумия убо крайняго и нечестия образовати божество. Подобне же возбраняет о сем и святый Григорий Двоеслов: сего ради Саваофа, иже есть Божество, и тое прежде вечное роэжение Единородного Сына от Отца, умом точию подобает нам разумети, а писати в образах отнюдь не подобает и невозможно.
И Святый Дух, продолжает Собор, не есть существом голубь, но существом Бог есть, а Бога никто же виде, якоже Иоанн Богослов и евангелист свидетельствует. Обаче при Иордане при святом крещении Христове явися Святый Дух в виде голубине, и того ради на том месте точию подобает и писати Святаго Духа в виде голубином, а на ином месте имущий разум не изобразуют Святаго Духа в голубином виде.
Еще же пишут во иконах святому благовещению тоже Саваофа, иже от уст дышет и то дыхание идет во чрево Пресвятыя Богородицы. И кто то виде? или кое святое писание о сем свидетельствует? и откуда сие взяша? Явственно есть яко, таков обычай, и на подобная от некоторых суемудрых или паче рещи буемудрых и безумных приятся и обыче. Сего ради повелеваем, отныне то суемудрие и безместное писание да престанет. (Деян. Собора 1667 г., лист 2224.)
Принимая во внимание все перечисленное, нельзя удивляться, что в древности в русской православной церкви существовало изображение святого Христофора с песьей головой. Святой Христофор, как говорят, был очень некрасивой наружности, почему писатель его жития, говоря о его внешности, употребил выражение зверообразен быша, а иконописец пошел еще дальше и приставил ему песью голову.
Так, наш русский Московский Собор 16661667 годов, заметив многие неправильности иконопочитания и осуждая их, говорит: Господа Саваофа (сиречь Отца) брадою седа и единороднаго Сына во чреве Его писати на иконах и голубь между ими зело нелепо и неприлично есть, зане кто виде Отца по божеству? Отец бо не имать плоти и Сын не во плоти родися от Отца прежде веков, аще Давид пророк глаголет: из чрева прежде денницы родих тя, обаче то рождение не плотское, но неизреченно и непостижимо есть. Глаголет бо и Сам Христос во святом Евангелии: никто же весть Отца, токмо Сын. И Исайя пророк во главе 40 глаголет: Кому уподобисте Господа? и коемуподобию уподобите Его? Егда бо образ сотвори древодел, или златарь слияв злато и позлати и, или подобием сотвори его. Подобне и святой Павел апостол в Деянии глаголет во главе 17-й зачало 40-е: род убо суще Божий, не должны есмы напщевати, подобно быти божеству злату, или серебру, и смышлению человека (в русском переводе это место читается так: Итак, мы. будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого, Деян. 17:29). Глаголет бо и Иоанн Дамаскинский: к сим же невидимого и безтелеснаго и неописаннаго и необразнаго Бога кто может сотворити подражание? Пребезумия убо крайняго и нечестия образовати божество. Подобне же возбраняет о сем и святый Григорий Двоеслов: сего ради Саваофа, иже есть Божество, и тое прежде вечное роэжение Единородного Сына от Отца, умом точию подобает нам разумети, а писати в образах отнюдь не подобает и невозможно.
И Святый Дух, продолжает Собор, не есть существом голубь, но существом Бог есть, а Бога никто же виде, якоже Иоанн Богослов и евангелист свидетельствует. Обаче при Иордане при святом крещении Христове явися Святый Дух в виде голубине, и того ради на том месте точию подобает и писати Святаго Духа в виде голубином, а на ином месте имущий разум не изобразуют Святаго Духа в голубином виде.
Еще же пишут во иконах святому благовещению тоже Саваофа, иже от уст дышет и то дыхание идет во чрево Пресвятыя Богородицы. И кто то виде? или кое святое писание о сем свидетельствует? и откуда сие взяша? Явственно есть яко, таков обычай, и на подобная от некоторых суемудрых или паче рещи буемудрых и безумных приятся и обыче. Сего ради повелеваем, отныне то суемудрие и безместное писание да престанет. (Деян. Собора 1667 г., лист 2224.)
Принимая во внимание все перечисленное, нельзя удивляться, что в древности в русской православной церкви существовало изображение святого Христофора с песьей головой. Святой Христофор, как говорят, был очень некрасивой наружности, почему писатель его жития, говоря о его внешности, употребил выражение зверообразен быша, а иконописец пошел еще дальше и приставил ему песью голову.
Комментарий