Цензура Евангелия
Свернуть
X
-
...Именно так англосаксы стравливали и уничтожали индейские племена на территориях нынешних США. Одних науськивали на других, и потом они друг друга уничтожали сами. -
Монтанисты признавали и Таинства, и епископат, только пророков ставили выше епископов. Ириней Лионский, как и впоследствии Дионисий Александрийский, считал монтанистов только христианами-ригористами. Вот что пишет христианский историк, реформат Филип Шафф о монтанистах: "В вероучении монтанизм по всем основным вопросам соглашался с католической церковью и очень твердо придерживался традиционных правил веры. Тертуллиан, по стандартам своего века, был полностью ортодоксом. Он выступал против крещения младенцев, так как предполагал, что смертные грехи, совершенные после крещения, не могут быть прощены, однако крещение младенцев еще не было католической догмой, оно оставлялось на усмотрение родителей. Тертуллиан внес вклад в развитие ортодоксального учения о Троице, выступая против патрипассиан и утверждая различие ипостасей Бога и значение Святого Духа. Монтанизм основывался не на иудаизме, как евионизм, и не на язычестве, как гностицизм, но на христианстве; его заблуждения заключались лишь в нездоровом преувеличении христианских идей и требований. Тертуллиан говорит, что действие Параклета заключается только в преображении дисциплины, в более глубоком понимании Писания и в устремлении к высшему совершенству, ибо у него та же вера, тот же Бог, тот же Христос и те же таинства, что и у католиков. Секта решительно боролась с гностической ересью и была противоположна этой системе... Однако взгляды Тертуллиана никоим образом не были рационалистическими. Напротив, он требовал, чтобы любые новые откровения точно соответствовали правилам традиционной церковной веры, rеgula fidei, которые в своем подлинно монтанистском труде он определяет как «immobilis et irreformabilis»".
Иероним Стридонский пишет, что у них была определенная иерархическая структура: «У нас место апостолов занимают епископы, у них епископ на третьем месте, а первое место занимают патриархи г. Пепузы, во Фригии, а второе так называемые «товарищи» (koinonoi), и, таким образом, епископы скатываются на третье, почти последнее место» (Писъмо 41 к Марцелле). Возможно в более древней церковной модели, пророки были выше епископов, и монтанисты отражали эту модель, но это мое предположение. В древней Церкви, была широта служений: апостолы, пророки, учителя и прочее. Филип Шафф пишет: "Монтанисты считали, что понастоящему пригоден к служению и может быть избран учителем тот, кто непосредственно обладает Божьим Духом, в отличие от внешнего рукоположения и епископской преемственности. Они всегда противопоставляли сверхъестественный элемент и свободное движение Духа механизму фиксированного церковного порядка". Согласно Тертуллиану, монтанисты делили все грехи на легкие и смертные. Легкие грехи может разрешить епископ. Смертные грехи омывает Таинство Крещения или мученическая кровь. Известно, что пресвитер Ириней, будущий Лионский епископ, путешествовал в Рим, чтобы ходатайствовать за монтанистов. Ириней, как и впоследствии Дионисий Александрийский, считал монтанистов только христианами-ригористами. Ригористами были и новациане, отрицавшие возможность покаяния и восстановления в церковном общении павших (lapsi), не выдержавших тяжести гонений, двоеженцев, согрешивших иными тяжкими грехами. Монтанисты запрещали вторые браки, страстно стремились к мученичеству, ужесточали посты, вводили новые посты. Вот как пишет об этом Иероним: «Мы хоть и не домогаемся второго брака, но разрешаем его ... они до такой степени считают преступным второй брак, что поступивший таким образом у них считается прелюбодеем. Мы, согласно преданию апостолов, соблюдаем один сорокадневный пост ... они устраивают три сорокадневных поста в год, как если бы три Спасителя пострадали» (Письмо 41 к Марцелле). Кстати Иаков Афраат, не был монтанистом, но отрицал возможность брака после крещения. Монтанисты доктринально были согласны с Церковью. Они веровали в Святую Троицу, в подлинность Боговоплощения, имели истинное учение о душе и воскресении плоти. Присущий им хилиазм, т. е. вера в тысячелетнее царство Христа на земле, был свойственен многим христианам первых трех веков. Поскольку монтанисты были согласны с Церковью в основных догматах, на них долгое время смотрели как на христиан ригористов. Акимов пишет, что следует отметить, что отзывы христианских писателей о том, что Монтан объявлял себя Утешителем не следует понимать буквально. Такое впечатление создавалось, скорее всего, вследствие того, что в своем пророческом восхищении он мог говорить от лица Утешителя. По мнению Монтана, человек лира, а Святой Дух плектр, ударяющий по струнам. Внешне эти слова похожи на высказывания святителя Григория Богослова: «Я орган Божий, орган словесный, который настроил и в который ударяет добрый художник Дух» (Слово 12). Это была эпоха, когда в Церкви было пророческое служение.Комментарий
-
Кроме того, возможно что епископ и пресвитер в новозаветных текстах, это одно и тоже. В Дидахе, пресвитеры вообще не упомянуты, только епископы и диаконы, а так-же пророки и апостолы. Апостол Павел в Послании к Филиппийцам шлет привет епископам и диаконам, не упоминая пресвитеров. В Посланиях Игнатия Антиохийского упоминается трехступенчатая иерархия, но на фоне других древних христианских источников, где такая модель не упоминается, можно предположить, что эти Послания Игнатия, возможно составлены позже. В древней Церкви, круг служения был гораздо шире, были: пророки, учителя, евангелисты, апостолы. Пророки выступали харизматическими личностями, которые не были связаны с механическим фиксированием преемственности рукоположения. Дочери Филиппа были пророчицами. Дидахе сообщает: "Пророкам же предоставляйте совершать Евхаристию по изволению". В ранней Церкви, дары служения скорее проистекали по свободному их дарованию Духом Святым, по крайней мере пророческое служение точно. Не думаю, что в пророков рукополагали. Было епископское рукоположение, то есть, рукоположение у ранних христиан несомненно было, и протестанты рукополагают так, как об этом описано в новозаветных текстах, но я не думаю, что все служения в ранней Церкви были обусловлены рукоположением. Возможно что многие служения были обусловлены харизмой Духа Святого. Ну и епископы это блюстители, естественно что этот функционал наверное ниже пророческой харизмы. В неепископальных протестантских церквях, функцию епископа может заменять суперинтендант. Епископы могли сочетать в себе и пророческое служение, а могли и не сочетать, так например епископами и пророками были Поликарп Смирнский и Мелитон Сардийский. Епископ мне видится скорее юридическим функционалом Церкви, но через это юридическое его право, совершается и сакраментальное действие. Например если епископ примиряет с Церковью кающегося, то делает он это в силу своего юридического права, как поставленный на служение, но примирение происходит сакраментально, кроме того, не сам по себе действовал епископ, а при участии молитвы Церкви. Без такого компонента, как молитва Церкви, епископ сам по себе не полноценен в служении. Это кстати ничем не отличается от протестантского взгляда на пастырское служение. Такую же функцию может осуществить и пресвитер, лишь бы было лицо, выступающее от лица общины, поставленное для служения общине. Кстати в древнее время был спор, кто мог примирять отпавших с Церковью, одна из сторон считала, что не епископ, а исповедники веры. У лютеран есть даже такое понятие, как in persona Christi, это когда пастырь выступает в лице Христа, например, совершая Евхаристию и преподавая причастникам Святые Дары, как Христос на Тайной Вечери. Кроме того, епископ несет охранительную функцию, что мы можем проследить еще у Иринея Лионского, по которому, епископы являются преемниками Апостолов, но преемниками в вере, которым Апостолы передали Евангелие. Причем Ириней Лионский, противопоставляет ложным гностическим евангелиям истинные Евангелия, переданные Апостолами, так например, он сообщает, что валентиниане "свое недавнее сочинение озаглавливают Евангелием истины, хотя оно ни в чем несогласно с Евангелиями Апостолов". А в другом месте пишет, что еретики "приводят несказанное множество апокрифических и подложных писаний, которые они сами составили для того, чтобы поражать людей несмысленных и незнающих писаний истинных". Ириней Лионский прямо пишет о том, что Евангелие и Дух жизни, являются основанием Церкви: "Невозможно, чтобы Евангелий было числом больше или меньше, чем их есть. Ибо, так как четыре стороны света, в котором мы живем, и четыре главных ветра, и так как Церковь рассеяна по всей земле, а столп и утверждение Церкви есть Евангелие и Дух жизни, то надлежит ей иметь четыре столпа, отовсюду веющих нетлением и оживляющих людей". Такое понимание вполне согласовывается с протестантским, в основе которого Евангелие и оживотворяющее действие Духа Святого.Последний раз редактировалось Денис Нагомиров; 18 December 2021, 10:30 PM.Комментарий
Комментарий