Гностицизм. Ересь Маркиона в современном христианстве
Свернуть
X
-
1 Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению,
2 ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.
Иакова 3И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками...
http://www.proza.ru/avtor/valeriylКомментарий
-
Спасибо за откровенность, повеселили изрядно, а с бессмысленностью общения - согласен.
1 Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению,
2 ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.
Иакова 3
нет, лучше не читайте, если вы не среагировали на Бог есть Свет и нет в нём никакой тьмы, и то что Сын есть Свет от Света, даже пытаться не стоит.
вы будете склонять всё на мирской лад - Сын есть премудрость, Сын есть учение. замыливание одно. ваш гнозис пока не более чем мыло в глаза.Комментарий
-
Гностики (от греч. γνώσις,«знание, познание, познавание») - представители религизных течений, пытавшихся сочетать Евангелие с восточными учениями, философией и мифологией. Гностицизм некоторые называли «тёмным двойником христианства», развивавшемся параллельно ему. Течения гностицизма часто отличались друг от друга. Подавляющее большинство гностиков признавали миссию Иисуса Христа, однако отдельные гностические секты, например, мандеи, считали Иисуса лжепророком. Специфичным для гностицизма является дуализм. При этом, по мнению А. Лосева, если для восточных религий дуализм является естественным, то для гностиков это «противоестественный разрыв идеального и материального», который требует преодоления. По учению гностиков существует «плирома» (полнота), во главе которой находится непознаваемое божество. Плирома состоит из сложной иерархии духовных сил (эонов), которырые по мере удаления от божества приближаются к хаосу и небытию. Одна из иерархий, Мировая Душа (Ахамот, София), соблазненная своеволием, оказалась в плену материи. Незаконный отпрыск Софии сотворил мир и человека. Как правило, творцом мира, Демиургом, гностики считали Бога Ветхого Завета. Состояние Софии наполнилось страданиями. Душа мира страдает в каждом человеке. Единственную возможность спасения для Души мира гностики видели в познании своего небесного происхождения и освобождении от уз материи. Для спасения Души мира на землю был послан один из высших эонов, Христос, который, соединившись с человеком Иисусом, открыл избранным тайну истинного познания. У гностика Василида конечная цель спасения - это полное растворение в Едином, «великое неведение» бессознательного, у гностика Валентина - полнота света и радости вернувшейся к Отцу Души. Материя и ее рабы исчезнут, останутся только «духовные». Именно гнозис, и должен вести ко спасению. При этом, в каждой гностической секте утверждалось, что только им известно подлинное, тайное учение Христа. У гностиков были развиты богослужение и ритуал. Св. Ипполит говорит, что у гностиков были «малые и большие таинства», «крещение живой водой», «помазания неизреченной мазью», «причащения». Некоторые гностики праздновали Крещение Господне и Рождество Христово. При этом для многих гностиков было допустимо отправлять общепринятые культы, в том числе и императорский, а в случае гонений отрекаться от Христа. Среди гностических текстов следует указать «Евангелие Филиппа», «Евангелие Фомы», «Евангелие Марии». В 1945 была открыта целая библиотека гностических текстов близ Наг-Хаммади в Египте. Среди найденных текстов: «Евангелие истины», «Трактат о воскресении», два «Апокалипсиса Иакова», «Апокриф Иоанна», «Апокалипсис Адама». В первые века христианства гностицизм нашел обличителей в лице отцов и учителей Церкви, таких как свщмч. Ириней Лионский, мч. Иустин Философ, свщмч. Ипполит Римский, Тертуллиан, Климент Александрийский, свт Епифаний Кипрский.
История Древней Церкви, Догматическое богословие, ПатрологияКомментарий
-
Гностики (от греч. γνώσις,«знание, познание, познавание») - представители религизных течений, пытавшихся сочетать Евангелие с восточными учениями, философией и мифологией. Гностицизм некоторые называли «тёмным двойником христианства», развивавшемся параллельно ему. Течения гностицизма часто отличались друг от друга. Подавляющее большинство гностиков признавали миссию Иисуса Христа, однако отдельные гностические секты, например, мандеи, считали Иисуса лжепророком. Специфичным для гностицизма является дуализм. При этом, по мнению А. Лосева, если для восточных религий дуализм является естественным, то для гностиков это «противоестественный разрыв идеального и материального», который требует преодоления. По учению гностиков существует «плирома» (полнота), во главе которой находится непознаваемое божество. Плирома состоит из сложной иерархии духовных сил (эонов), которырые по мере удаления от божества приближаются к хаосу и небытию. Одна из иерархий, Мировая Душа (Ахамот, София), соблазненная своеволием, оказалась в плену материи. Незаконный отпрыск Софии сотворил мир и человека. Как правило, творцом мира, Демиургом, гностики считали Бога Ветхого Завета. Состояние Софии наполнилось страданиями. Душа мира страдает в каждом человеке. Единственную возможность спасения для Души мира гностики видели в познании своего небесного происхождения и освобождении от уз материи. Для спасения Души мира на землю был послан один из высших эонов, Христос, который, соединившись с человеком Иисусом, открыл избранным тайну истинного познания. У гностика Василида конечная цель спасения - это полное растворение в Едином, «великое неведение» бессознательного, у гностика Валентина - полнота света и радости вернувшейся к Отцу Души. Материя и ее рабы исчезнут, останутся только «духовные». Именно гнозис, и должен вести ко спасению. При этом, в каждой гностической секте утверждалось, что только им известно подлинное, тайное учение Христа. У гностиков были развиты богослужение и ритуал. Св. Ипполит говорит, что у гностиков были «малые и большие таинства», «крещение живой водой», «помазания неизреченной мазью», «причащения». Некоторые гностики праздновали Крещение Господне и Рождество Христово. При этом для многих гностиков было допустимо отправлять общепринятые культы, в том числе и императорский, а в случае гонений отрекаться от Христа. Среди гностических текстов следует указать «Евангелие Филиппа», «Евангелие Фомы», «Евангелие Марии». В 1945 была открыта целая библиотека гностических текстов близ Наг-Хаммади в Египте. Среди найденных текстов: «Евангелие истины», «Трактат о воскресении», два «Апокалипсиса Иакова», «Апокриф Иоанна», «Апокалипсис Адама». В первые века христианства гностицизм нашел обличителей в лице отцов и учителей Церкви, таких как свщмч. Ириней Лионский, мч. Иустин Философ, свщмч. Ипполит Римский, Тертуллиан, Климент Александрийский, свт Епифаний Кипрский.
История Древней Церкви, Догматическое богословие, Патрология
Комментарий
-
Лука пользуется общедоступными Христианскими научными источниками.
Oleksiy Спасибо за Ваш АВТОПОРТРЕТ.
Комментарий
-
вы библиотеку Наг- Хаммади освойте, тогда поговорим. но без Света она не открывается, и не всем.
нет, лучше не читайте, если вы не среагировали на Бог есть Свет и нет в нём никакой тьмы, и то что Сын есть Свет от Света, даже пытаться не стоит.
вы будете склонять всё на мирской лад - Сын есть премудрость, Сын есть учение. замыливание одно. ваш гнозис пока не более чем мыло в глаза.
Если бы вы прочитали хоть одну страницу, то понимали бы меня и с кем имеете дело...И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками...
http://www.proza.ru/avtor/valeriylКомментарий
-
возможно я вас не поняла полностью. но я имела дело с иносказательными толкователями, толкования которых были от слепоты и гордости. они думали что им открыто и они понимают.
но даже они признавали, что буквальный смысл открывается последним.
и если вам он ещё не открылся, это не значит что его нет, или не открыт благовествующим и составителям цитаты символа веры.
вы обфукали их, значит говорить не о чем.
- - - Добавлено - - -
Всё таки Лука так на Шапокляк похож)Комментарий
-
Лука пользуется общедоступными Христианскими научными источниками.
Oleksiy Спасибо за Ваш АВТОПОРТРЕТ.
Комментарий
-
Происхождение культа
Хатхор (возможно, от «хадхуур» «шипы» или «хотогор» «изогнутый», «гнутый»)...., или Хатор/Гатор...
В древнейший период Хатхор почиталась как небесная корова, родившая солнце. Фактически она была персонификацией Млечного Пути, представлявшегося древним египтянам в качестве молока небесной коровы. Хатхор почиталась в образе небесной коровы, перевозящей Ра, ещё со времён по крайней мере II династии. Впрочем, целый ряд свидетельств указывает на то, что этот культ существовал уже при Царе Скорпионе.
- - - Добавлено - - -
Oleksiy
Это не только мой автопортрет. Это автопортрет любого, кто маломальски знает историю христианства второго века, а потом читает ваши посты о гностицизме.
Эта попытка переписать историю дурно пахнет.Комментарий
-
Избавляйтесь от этой мутной терминологии, порождённой Трофимовой, вздумавшей, что здорово оставлять множество греческих и коптских слов без перевода, как это сделали некоторые горе-переводчики из других стран.
έπινοια (Эпинойя) - это сила Мысли или творческая Мысль, в зависимости от контекста. Это функция.
Она, так сказать, пассивно соединяет, связывает ипостаси Отца (Нус, Ум), Сына (Логос, Слово, всеобъемлющая Мысль) и Святой Дух (Софию, Мудрость) одной личности Бога. Активная же функция Троицы - Воля Божья (Телема ту Теос, θέλημα του Θεού).
Отсюда взялся символ треугольника в Христианстве, как символ Троицы.
эманация
Не эманирует (не истекает) никуда Бог.
Эманации - это пережиток иудаизма и язычества.
Это в иудаизме бог эманирует в куст, а в мадействе бог эманирует в Иордан.
В Христианстве, Бог есть дух. Ему не нужно ни во что эманировать, в силу метафизичности и трансцендентности.
Почитайте гностика Валентина и ортодокса Синезия, который ипостаси взял у Валентина.
Дух порождает, создаёт, заполняет (плеромирует), но не истекает (не эманирует).
Мама Христа.
А тот перл горе-переводчиков на коптский и василидиан рождён от того, что слово Пневма (Дух) женского рода в греческом языке.
Кстати, позже василидиане убрали этот абсурд, этот изъян из их учения.
В том же Апокрифе Иоанна, даже в версии испорченной ранними василидианами, ясно сказано:
"И Слово последовало за волей, ибо Словом создал всё Христос, Саморожденный Бог."Последний раз редактировалось quaero; 28 May 2018, 03:00 PM.Комментарий
-
Гностицизм и борьба Церкви с ним во II-м веке - читать, скачать - профессор Михаил Эммануилович Поснов
- - - Добавлено - - -
Гностические тенденции в христианстве.
Лосев даёт такое определение гностическому христианству:
«Гностическое христианство - это направление гностицизма, в котором присутствуют элементы христианства, что отличает его от персидского и курдского гностицизма. Это религиозно-философское учение, возникшее в III вв. на почве объединения христианских идей о божественном воплощении в целях искупления, иудейского монотеизма и пантеистических построений языческих религий. Гностицизм явился формой связи новой, христианской религии с мифологией и философией эллинизма» [2].
Исследователь религии Мирча Элиаде пишет:
«Гностики представлялись худшими из еретиков именно потому, что они отвергали, в целом или частично, принципы древнееврейского мышления. Что же до причин появления ересей, то Ириней и Ипполит находили их в искажающем влиянии на Писание греческой философии» [10].
Раннехристианские апологеты называют несколько проповедников, которые первыми внесли гностические идеи в христианство. К первым проповедникам гностических идей в среде христиан относят Симона Мага (Симона Волхва). По всей вероятности, он не был христианином, а принадлежал к какой-то неизвестной нам сирийско-самаритянской религиозной секте [11].
В Откровении Иоанна Богослова содержится критика Николаитов. Иоанн пишет от лица Иисуса: Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу (Откр.2:14-15).
Представитель раннего христианства Керинф (лат. Церинтус) жил около 100 года нашей эры. По происхождению еврей, он принял христианство. Ранняя христианская традиция описывает Керинфа как современника и противника Иоанна Богослова, который написал Первое послание Иоанна и Второе послание Иоанна, в том числе и с целью критики Керинфа [8][9]. Все, что известно о Керинфе происходит от написания раннехристианских апологетов. Керинф основал просуществовавшую очень недолго секту евреев, перешедших в христианство. Секта имела явно выраженное гностическое направление. Несмотря на принадлежность к христианам, единственной книгой из Нового Завета, которую признавал Керинф, было Евангелие от Матфея. Последователи Керинфа отрицали иудейские обычаи, такие как обрезание и шаббат.
Ученики другого гностика Карпократа основали в 160 году н. э. в Риме общину.
Доступные свидетельства о жизни Валентина, позволяют предположить, что он жил во II в. и молодые годы провёл в Александрии. Его деятельность проходила в Риме, где он приобрёл славу как христианский проповедник и богослов. Тертуллиан сообщает, что Валентин отошёл от христианства после неудачной попытки занять место епископа. Валентин основал собственную гностическую школу и имел многочисленных последователей (например, упоминается его друг Ираклеон), в результате чего образовалось влиятельное направление в философии, получившее его имя валентинианство.
В VII веке в Армении зарождается Павликианство, в VIIIIX веках оно получает широкое распространение в Малой Азии и в европейских владениях Византийской империи.
Теперь перечислим и кратко охарактеризуем основные гностические ереси в среде христианства.
Николаиты одна из самых ранних христианских групп, подвергшихся обвинениям в ереси. Как указано выше, они упоминаются в Новом Завете, в книге Откровение Иоанна Богослова. Главное обвинение николаитов состояло в разврате.
Сифиа́не (др.- греч. σηθιανοι, сетиане) гностики, названные так по имени библейского патриарха Сифа (Сета), третьего сына Адама и Евы, воплотившегося на земле в виде Иисуса Христа. Основными источниками для изучения сифиан являются упоминания в сочинениях христианских авторов Епифания Кипрского, Тертуллиана и Ипполита Римского, а также оригинальные гностические рукописи.
Докеты (от др.-греч. δοκέω - «кажусь») одно из старейших еретических христианских учений и его приверженцы, отрицавшие реальность страданий Христа и Его воплощение как противоречащие представлениям о бесстрастности и неограниченности Бога и утверждавшие иллюзорность его существования. Докетизм появился очень рано, в апостольскую эпоху, и следы полемики с ним можно усмотреть уже в Новом завете (1 Ин 4:2-4:3) или в собрании Наг-Хаммади (Мелхиседек IX, 5). Во II в. докетизм получает дальнейшее развитие, становясь неотъемлемой частью гностических конструкций. Отзвуки докетизма сохранились в монофизитском понимании природы Христа.
Суть учения нематериальность телесной оболочки и земной жизни Христа. Следствием этого было утверждение, что из-за своей нематериальности Христос не мог страдать и умереть на кресте, и, следовательно, не мог и воскреснуть.
Офи́ты (от греч. ὄφις, «змея», «змей», иначе - офиане) гностические секты, почитавшие змею, как символ высшего знания, видя в ней тот образ, который приняла верховная Премудрость или небесный эон София, чтобы сообщить первым людям, которых ограниченный Демиург хотел держать в детском неведении, истинные знания.
Авелиты (или авелиане) христианская гностическая секта, существовавшая в Северной Африке на территории современного Алжира в годы царствования византийского императора Аркадия. Просуществовала примерно до 430 года. Авелиты упоминаются в книге Августина Блаженного «Haeresibus».
Манихе́йство составленное из вавилонско-халдейских, иудейских, христианских, иранских (зороастризм) гностических представлений синкретическое религиозное учение перса Мани, или Манеса (род. 14 апреля 216, Мардину, Селевкия-Ктесифон, Вавилония ум. 273 или 276, Гундишапур, Вавилония
Павликиане одно из наиболее значительных по размаху и последствиям средневековых еретических движений. Зародились в VII веке в Армении, в VIIIIX веках получили широкое распространение в Малой Азии и в европейских владениях Византийской империи. Своей целью считали сохранение исконной чистоты христианства, освобождение его от всех «элементов» язычества и идолопоклонства. Согласно учению павликиан, истинный, совершенный Бог имеет прямое отношение только к духовному миру, тогда как творцом видимого мира является демиург. Павликиане обвиняли кафолическую церковь в том, что она не различает эти две сущности, и, фактически, поклоняется демиургу. В своих диспутах с православными павликиане подчеркивали, что, в отличие от православных, поклоняющихся творцу этого мира, сами они верят в того, о ком Иисус говорил: «А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели» (Иоан.5:37).
"Гностицизм и гностические тенденции в ересях от первых веков до наших дней"Комментарий
-
Ну да, и поэтому Он сказал : «иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему», имея в виду Б-га Авраама и Исаака и Иакова, который , по словам Петра, есть « Бог отцов наших, прославившего Сына Своего Иисуса» .
...а к Вашему - это, простите за любопытство, к какому? Неужели к Богу гностиков? Хаха...
Кстати, Он же поучал своих единоверцев( а не язычников, обходя их земли стороной) : «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне».
Нет желания исследовать тексты Торы (НЗ тады, к сожалению, и в помине не было!), в которых ничего не говорится об Отце Небесном (тривиальное выражение у иудеев), но зато громогласно и повсеместно говорится о Боге Израилевом?
Впрочем, с вами усЁ ясно
ну так я и говорю что малая толика познала Бога, который есть Свет и в котором нет никакой тьмы.
И еще: если в боге гностиков нет НИКАКОЙ тьмы, то как же он отделил « свет от тьмы» и произрастил в Едеме « дерево познания добра и зла»?
Наверное, дело было по пьяни... типа, «что-то с памятью моей стало, Все, что было не со мной помню»(с).
а поклоняющиеся творцу мира, это естественный отбор - суд, и топка для отработанного материала.
Да, как все «справедливо» устроил Небесный Отец гностиков : горстка исповедующих свои мертворожденные химеры спаслась, а миллиарды погибли.
Имхо, такой Свет хуже всякой тьмы
Н-да...Последний раз редактировалось volt; 28 May 2018, 01:00 PM.Комментарий
-
Особо радует фраза: "Течения гностицизма часто отличались друг от друга." Это вы называете научным методом? Собрать в одну охапку совершенно разные течения первых веков и обозвать их одним словом "гностицизм"? Тогда уже идите до конца, господин ученый, и расскажите, что термин гностицизм был введен только в 17-м веке. А представители т.н. гностических течений никогда и не думали себя ассоциировать друг с другом. Связывать маркионитов с валентианами, например, это все равно, что связывать коммунистов с капиталистами. Причем только на том основании, что у тех и у других по паре рук и ног. Употреблять термин гностицизм, это все равно, что тыкать пальцем в небо.Комментарий
-
Oleksiy
Это вы называете научным методом? Собрать в одну охапку совершенно разные течения первых веков и обозвать их одним словом "гностицизм"?
Тогда уже идите до конца, господин ученый, и расскажите, что термин гностицизм был введен только в 17-м веке.
А представители т.н. гностических течений никогда и не думали себя ассоциировать друг с другом.
И не нужно корчить из себя "большого специалиста в области". Гностицизм сегодня явление достаточно исследованное известными ученым и не Вам их учить уму-разуму.Комментарий
Комментарий