«Возненавидь все мирское и самый телесный покой: потому чтоони соделывают тебя врагом Божиим. Как воин, имеющий сопротивника, сражается сним: так и мы должны сражаться с телом, не допуская ему нежиться ирасслабляться от излишнего успокоения.»
Авва Исаия Отшельник(V-VI вв.).
«Чревоугодие естьпритворство чрева; потому что оно, и будучи насыщено, вопиет:"Мало!"...»
Преподобный ИоаннЛествичник ( 649).
«Раб чреварассчитывает, какими снедями почтить праздник; а раб Божий помышляет, какими быдарованиями ему обогатиться.»
Преподобный ИоаннЛествичник ( 649).
«Возобладай надчревом, пока оно над тобой не возобладало.»
Преподобный ИоаннЛествичник ( 649).
«Ум постника молитсятрезвенно; а ум невоздержанного исполнен нечистых мечтаний.»
Преподобный ИоаннЛествичник ( 649).
«Не плоть, но похотьплоти ищет сластопитания, а естество плоти одного только требует подкрепления,которое подает не различная, но здоровая и умеренная пища.»
Святитель ТихонЗадонский (1724-1783).
«Что такоесластопитание, как только вкуса и гортани услаждение самократчайшее, которое дотех пор услаждает, пока вкус и гортань переходит? Сладкая и различнымиприправами растворенная пища, вместившись в желудок, бывает как простая. Ибожелудок не разбирает, какая будет пища сладкая или простая, только бы былаздорова, он полезной требует пищи, а не сладкой. Равно насыщаются люди простойпищей, как и сладкой. Деревенский мужик равно укрепляет себя хлебом с солью иводою, как его помещик сладкими и различными снедями. Равно и тот и другойпосле обеда ходят, делают свои дела, и проголодавшись, опять каждый за своюпринимается пищу. И кто вчера какую пищу вкушал, сегодня не познает, но всякий,и кто многими и сладкими снедями вчера насыщался, и кто простейшейдовольствовался, опять сегодня голоден и хочет насытить чрево.
Рассуди и о следствияхот сладкой и простой пищи и принадлежности их, и увидишь, что сладкой имногоразличной снеди всякое зло последует. Где более нечистая похоть,смертоносная для христианской души язва, гнездится, как не в роскошном исластолюбивом сердце? Кто к молитве и прочей христианской должности ленивейший,как не роскошно питающийся? Кто в праздности, всему злу виновной, более живет,как не сластолюбец? Истина сия явна. Как в гнилом болоте всякие плодятсягадины, так в сластолюбивом сердце всякая родится греховная нечистота.»
Святитель ТихонЗадонский (1724-1783).
«Тело свое держи строго и в пище, и во сне, и в отдыхе;ничего не давай ему потому только, что оно того хочет.»
Преподобный НикодимСвятогорец (1749-1809).
«Смиренномудрие есть образ мыслей, заимствованный всецело изЕвангелия, от Христа. Смирение есть сердечное чувство, есть залог сердечный,соответствующий смиренномудрию. Сначала должно приобучаться к смиренномудрию;по мере упражнения в смиренномудрии, душа приобретает смирение, потому чтосостояние сердца всегда зависит от мыслей, усвоившихся уму.»
Святитель Игнатий(Брянчанинов) (1807-1867).
«Эта страсть водиттебя ежедневно за нос и лишает душу твою многих духовных плодов, особенно плодов молитвы, сердечной веры, надежды и любви, и погружает тебя в мирскоеслияние, отчуждая от духовного.»
Праведный ИоаннКронштадтский. (1829-1908).
«Питаясь пространно,делаешься плотским человеком, духа не имущим, или плотию бездушною; а постясь,привлекаешь к себе Духа Святаго и делаешься духовным.»
Праведный ИоаннКронштадтский. (1829-1908).
«В ком бесы живут? В людях свинского нрава, жадных до пищи ипитья и живущих нечисто. Что будет с такими людьми? Смотрите: они потонут вбездне вечного огня (в озере огненном) (Ср.: Откр. 20, 15) , как упоминаемые вЕвангелии свиньи, в коих вошли бесы, устремились в море и перетонули (См.: Мк.5, 13).»
Праведный ИоаннКронштадтский. (1829-1908).
«Необремененное пищеюсердце всегда несравненно больше способно держать в себе веру в Бога, благостьи любовь, чувствовать милости Божии, вообще стоять в истине.»
Праведный ИоаннКронштадтский. (1829-1908).
«Не верь плоти своей,когда она расслабевает и отказывается служить тебе, будто по недостаткуподкрепления пищею. Это - мечта. Преодолей себя, помолись усердно и увидишь,что слабость тела твоего была ложная, призрачная, а не действительная: увидишьна деле, что не о хлебе едином жив будет человек, о всяком глаголе, исходящемизо уст Божиих (Мф. 4, 4). Не надейся на хлеб.»
Праведный ИоаннКронштадтский. (1829-1908).
«Удивительная вещь: сколько мы ни хлопочем о своем здоровье,как ни бережем себя, каких самых здоровых и приятных кушаний ни едим, какихздоровых напитков ни пьем, сколько ни отгуливаемся на свежем воздухе, а все вконце концов выходит то, что подвергаемся болезням и тлению. Святые же,презиравшие плоть, умерщвлявшие ее беспрестанным воздержанием и постом,лежанием на голой земле, бдением, трудами, молитвою непрестанною, обессмертилии душу, и плоть свою: наши тела, много питаемые и сластопитаемые, издают смрадпо смерти, а иногда и при жизни, а их тела благоухают и цветут как при жизни,так и по смерти. Удивительное дело: мы, созидая, разрушаем свое тело, а они,разрушая, созидали; мы, обливая его благоуханиями, не избегаем смрада его, аони, заботясь не о благоухании тела, а о том, чтобы душа была благоуханием дляБога, - облагоухали свои тела. Братия мои! Поймите задачу, цель своей жизни. Мыдолжны умерщвлять многострастное тело или страсти плотские чрез воздержание,труд, молитву, а не оживлять его и страсти его чрез лакомство, пресыщение,леность.»
Праведный ИоаннКронштадтский. (1829-1908).
«У людей неверующихжить для еды составляет правило. У людей верующих иное правило: есть, чтобыжить. Оттого в тех семьях, где падает вера, пост считается делом побочным, нозато сильно развиты прихотливость или разборчивость в пище. Истинный христианинв пище видит средство сбережения и поддержания сил. У неверующих питаниеобращается в некоторого рода священнодействие. Поистине, эти несчастные людистановятся служителями и угодниками чрева.»
Протоиерей ВалентинАмфитеатров (1836-1908).
«Справедлива пословица: «Чем больше ешь, тем большехочется». Если мы утолим только голод и жажду и займемся делом или станеммолиться, нас еда не будет отвлекать от нашего занятия. Это я сам на себеиспытал. Тогда как-то чувствуется, что сущность жизни не в еде, не в чем-либоземном, а в высшем, духовном мире человека, не в утолении страстей, а встремлении к свету, истине, Богу... Если же угождаем плоти, то ее потребностирастут неимоверно быстро, так что подавляют всякое духовное движение души.»
Преподобный НиконОптинский (1888-1931).
«Ты писала, что«любишь вкусную пищу», а кто же ее не любит? Только тот не любит, кто вкусилнебесного утешения и обуздывает чрево этого господина всего худого.»
Схиигумен Иоанн(Алексеев) (1873-1958).
«Чревоугодие и то, когда человек имеет пристрастие к какойбы то ни было пище, хотя бы к весьма простой, вроде соленых огурцов. Ап. Павел,правда, говорит: пища не поставляет нас пред Богом, но это нужно понимать так:всякая пища само по себе безразлична, но не безразлично наше отношение к ней.»
СвященномученикАрсений (Жадановский), епископ Серпуховский (1874-1937).
Авва Исаия Отшельник(V-VI вв.).
«Чревоугодие естьпритворство чрева; потому что оно, и будучи насыщено, вопиет:"Мало!"...»
Преподобный ИоаннЛествичник ( 649).
«Раб чреварассчитывает, какими снедями почтить праздник; а раб Божий помышляет, какими быдарованиями ему обогатиться.»
Преподобный ИоаннЛествичник ( 649).
«Возобладай надчревом, пока оно над тобой не возобладало.»
Преподобный ИоаннЛествичник ( 649).
«Ум постника молитсятрезвенно; а ум невоздержанного исполнен нечистых мечтаний.»
Преподобный ИоаннЛествичник ( 649).
«Не плоть, но похотьплоти ищет сластопитания, а естество плоти одного только требует подкрепления,которое подает не различная, но здоровая и умеренная пища.»
Святитель ТихонЗадонский (1724-1783).
«Что такоесластопитание, как только вкуса и гортани услаждение самократчайшее, которое дотех пор услаждает, пока вкус и гортань переходит? Сладкая и различнымиприправами растворенная пища, вместившись в желудок, бывает как простая. Ибожелудок не разбирает, какая будет пища сладкая или простая, только бы былаздорова, он полезной требует пищи, а не сладкой. Равно насыщаются люди простойпищей, как и сладкой. Деревенский мужик равно укрепляет себя хлебом с солью иводою, как его помещик сладкими и различными снедями. Равно и тот и другойпосле обеда ходят, делают свои дела, и проголодавшись, опять каждый за своюпринимается пищу. И кто вчера какую пищу вкушал, сегодня не познает, но всякий,и кто многими и сладкими снедями вчера насыщался, и кто простейшейдовольствовался, опять сегодня голоден и хочет насытить чрево.
Рассуди и о следствияхот сладкой и простой пищи и принадлежности их, и увидишь, что сладкой имногоразличной снеди всякое зло последует. Где более нечистая похоть,смертоносная для христианской души язва, гнездится, как не в роскошном исластолюбивом сердце? Кто к молитве и прочей христианской должности ленивейший,как не роскошно питающийся? Кто в праздности, всему злу виновной, более живет,как не сластолюбец? Истина сия явна. Как в гнилом болоте всякие плодятсягадины, так в сластолюбивом сердце всякая родится греховная нечистота.»
Святитель ТихонЗадонский (1724-1783).
«Тело свое держи строго и в пище, и во сне, и в отдыхе;ничего не давай ему потому только, что оно того хочет.»
Преподобный НикодимСвятогорец (1749-1809).
«Смиренномудрие есть образ мыслей, заимствованный всецело изЕвангелия, от Христа. Смирение есть сердечное чувство, есть залог сердечный,соответствующий смиренномудрию. Сначала должно приобучаться к смиренномудрию;по мере упражнения в смиренномудрии, душа приобретает смирение, потому чтосостояние сердца всегда зависит от мыслей, усвоившихся уму.»
Святитель Игнатий(Брянчанинов) (1807-1867).
«Эта страсть водиттебя ежедневно за нос и лишает душу твою многих духовных плодов, особенно плодов молитвы, сердечной веры, надежды и любви, и погружает тебя в мирскоеслияние, отчуждая от духовного.»
Праведный ИоаннКронштадтский. (1829-1908).
«Питаясь пространно,делаешься плотским человеком, духа не имущим, или плотию бездушною; а постясь,привлекаешь к себе Духа Святаго и делаешься духовным.»
Праведный ИоаннКронштадтский. (1829-1908).
«В ком бесы живут? В людях свинского нрава, жадных до пищи ипитья и живущих нечисто. Что будет с такими людьми? Смотрите: они потонут вбездне вечного огня (в озере огненном) (Ср.: Откр. 20, 15) , как упоминаемые вЕвангелии свиньи, в коих вошли бесы, устремились в море и перетонули (См.: Мк.5, 13).»
Праведный ИоаннКронштадтский. (1829-1908).
«Необремененное пищеюсердце всегда несравненно больше способно держать в себе веру в Бога, благостьи любовь, чувствовать милости Божии, вообще стоять в истине.»
Праведный ИоаннКронштадтский. (1829-1908).
«Не верь плоти своей,когда она расслабевает и отказывается служить тебе, будто по недостаткуподкрепления пищею. Это - мечта. Преодолей себя, помолись усердно и увидишь,что слабость тела твоего была ложная, призрачная, а не действительная: увидишьна деле, что не о хлебе едином жив будет человек, о всяком глаголе, исходящемизо уст Божиих (Мф. 4, 4). Не надейся на хлеб.»
Праведный ИоаннКронштадтский. (1829-1908).
«Удивительная вещь: сколько мы ни хлопочем о своем здоровье,как ни бережем себя, каких самых здоровых и приятных кушаний ни едим, какихздоровых напитков ни пьем, сколько ни отгуливаемся на свежем воздухе, а все вконце концов выходит то, что подвергаемся болезням и тлению. Святые же,презиравшие плоть, умерщвлявшие ее беспрестанным воздержанием и постом,лежанием на голой земле, бдением, трудами, молитвою непрестанною, обессмертилии душу, и плоть свою: наши тела, много питаемые и сластопитаемые, издают смрадпо смерти, а иногда и при жизни, а их тела благоухают и цветут как при жизни,так и по смерти. Удивительное дело: мы, созидая, разрушаем свое тело, а они,разрушая, созидали; мы, обливая его благоуханиями, не избегаем смрада его, аони, заботясь не о благоухании тела, а о том, чтобы душа была благоуханием дляБога, - облагоухали свои тела. Братия мои! Поймите задачу, цель своей жизни. Мыдолжны умерщвлять многострастное тело или страсти плотские чрез воздержание,труд, молитву, а не оживлять его и страсти его чрез лакомство, пресыщение,леность.»
Праведный ИоаннКронштадтский. (1829-1908).
«У людей неверующихжить для еды составляет правило. У людей верующих иное правило: есть, чтобыжить. Оттого в тех семьях, где падает вера, пост считается делом побочным, нозато сильно развиты прихотливость или разборчивость в пище. Истинный христианинв пище видит средство сбережения и поддержания сил. У неверующих питаниеобращается в некоторого рода священнодействие. Поистине, эти несчастные людистановятся служителями и угодниками чрева.»
Протоиерей ВалентинАмфитеатров (1836-1908).
«Справедлива пословица: «Чем больше ешь, тем большехочется». Если мы утолим только голод и жажду и займемся делом или станеммолиться, нас еда не будет отвлекать от нашего занятия. Это я сам на себеиспытал. Тогда как-то чувствуется, что сущность жизни не в еде, не в чем-либоземном, а в высшем, духовном мире человека, не в утолении страстей, а встремлении к свету, истине, Богу... Если же угождаем плоти, то ее потребностирастут неимоверно быстро, так что подавляют всякое духовное движение души.»
Преподобный НиконОптинский (1888-1931).
«Ты писала, что«любишь вкусную пищу», а кто же ее не любит? Только тот не любит, кто вкусилнебесного утешения и обуздывает чрево этого господина всего худого.»
Схиигумен Иоанн(Алексеев) (1873-1958).
«Чревоугодие и то, когда человек имеет пристрастие к какойбы то ни было пище, хотя бы к весьма простой, вроде соленых огурцов. Ап. Павел,правда, говорит: пища не поставляет нас пред Богом, но это нужно понимать так:всякая пища само по себе безразлична, но не безразлично наше отношение к ней.»
СвященномученикАрсений (Жадановский), епископ Серпуховский (1874-1937).
Комментарий