Дорогой друг! Позвольте с вами, и со всеми форумцами, поделиться некоторыми духовными соображениями, по поводу приведённого вами текста.
Стихи 27 и 28 нужно читать вместе, поскольку они - две части одного сравнения, обозначенного словами как и так. Первая часть без второй не имеет смысла. Например, подобное сравнение мы видим в Рим.5:15.
Теперь о том, что является намерением автора, когда он говорит: И, как положено людям один раз умереть, а после этого - суд? Большинство комментаторов использует это место, чтобы обратиться к человечеству вообще; и игнорируют указание на то, что Христос принесен один раз, и это сравнивается со смертью один раз в стихе 27. Если стих 27 говорит о людях вообще, то он единственный стих, который заметно отклоняется от одной большой темы, различимой во всех главах - 7, 8 и 9. Каждое положение и аргумент приводятся для того, чтобы рассмотреть тему превосходства священства и жертвы Христа, над символикой и тенями закона.
...положено людям один раз умереть.... Священники по чину Аарона определенно названы смертными людьми (Евр.7:8), и людьми, имеющими немощь (Евр.7:28). Так, без преувеличения и мы можем допустить вероятность того, что в контексте священства в скинии и жертвы Христа, под словом люди могут подразумеваться те самые смертные священники.
Это предположение подводит нас к тому, чтобы обратиться к LXX (Септуагинта) и посмотреть на использование слова суд (krisis), зная, что во многих случаях слово суд синонимично со спасением в Ветхом Завете. При обращении к слову krisis мы находим список, но он слишком большой. Зная, что ключ к Евр.9:27, 28 лежит в законе относительно городов - убежищ; и, зная, что Числ.35 содержит полное утверждение относительно этих городов; мы посмотрим, что происходит со словом krisis только в этой главе:
И будут у вас города сии убежищем от мстителя, чтобы не был умерщвлен убивший, прежде нежели он предстанет пред общество на суд (krisis) (Числ.35:12).
Это утверждение следует в соответствии с законом, делающим различие между преднамеренным убийством и непреднамеренным, и когда это различие было сделано, Священное Писание продолжает:
То общество должно рассудить между убийцей и мстителем за кровь по сим постановлениям (krimata); должно общество спасти убийцу от руки мстителя за кровь, и должно возвратить его общество в город убежища его, куда он убежал, чтобы он жил там до СМЕРТИ великого священника, который помазан священным елеем... а по смерти великого священника должен был возвратиться убийца в землю владения своего" (Числ.35:24-28).
Здесь суд - эквивалент спасению, которое должно было быть объявлено обществом и зависело от смерти помазанного великого священника.
В Суд. 2:16-19 мы видим тесную связь, установленную между судьей и избавлением:
Когда Господь воздвигал им судей, то Сам Господь был с судьею и спасал их от врагов их во все дни судьи Но как скоро умирал судья, они уклонялись"
Судьи Израиля были первыми из всех спасителей. Это отмечено в судействе Гофониила и Аода. ...воздвигнул Господь спасителя сынам Израилевым... (Суд. 3:9-15). Читатель, несомненно, вспомнит многие места Писания, где бедные, нуждающиеся и праведные призывают Бога судить их. Подобное и в Пс.1:5, где нечестивые не устоят на суде. Эту ветхозаветную концепцию суда и специфическое осуществление его, отмеченное в Числ.35, нужно обязательно учитывать при чтении Евр.9:27.
Стихи 27 и 28 нужно читать вместе, поскольку они - две части одного сравнения, обозначенного словами как и так. Первая часть без второй не имеет смысла. Например, подобное сравнение мы видим в Рим.5:15.
Теперь о том, что является намерением автора, когда он говорит: И, как положено людям один раз умереть, а после этого - суд? Большинство комментаторов использует это место, чтобы обратиться к человечеству вообще; и игнорируют указание на то, что Христос принесен один раз, и это сравнивается со смертью один раз в стихе 27. Если стих 27 говорит о людях вообще, то он единственный стих, который заметно отклоняется от одной большой темы, различимой во всех главах - 7, 8 и 9. Каждое положение и аргумент приводятся для того, чтобы рассмотреть тему превосходства священства и жертвы Христа, над символикой и тенями закона.
Кто подразумевается под словом люди?
Это предположение подводит нас к тому, чтобы обратиться к LXX (Септуагинта) и посмотреть на использование слова суд (krisis), зная, что во многих случаях слово суд синонимично со спасением в Ветхом Завете. При обращении к слову krisis мы находим список, но он слишком большой. Зная, что ключ к Евр.9:27, 28 лежит в законе относительно городов - убежищ; и, зная, что Числ.35 содержит полное утверждение относительно этих городов; мы посмотрим, что происходит со словом krisis только в этой главе:
И будут у вас города сии убежищем от мстителя, чтобы не был умерщвлен убивший, прежде нежели он предстанет пред общество на суд (krisis) (Числ.35:12).
Это утверждение следует в соответствии с законом, делающим различие между преднамеренным убийством и непреднамеренным, и когда это различие было сделано, Священное Писание продолжает:
То общество должно рассудить между убийцей и мстителем за кровь по сим постановлениям (krimata); должно общество спасти убийцу от руки мстителя за кровь, и должно возвратить его общество в город убежища его, куда он убежал, чтобы он жил там до СМЕРТИ великого священника, который помазан священным елеем... а по смерти великого священника должен был возвратиться убийца в землю владения своего" (Числ.35:24-28).
Здесь суд - эквивалент спасению, которое должно было быть объявлено обществом и зависело от смерти помазанного великого священника.
Суд и спасение
Когда Господь воздвигал им судей, то Сам Господь был с судьею и спасал их от врагов их во все дни судьи Но как скоро умирал судья, они уклонялись"
Судьи Израиля были первыми из всех спасителей. Это отмечено в судействе Гофониила и Аода. ...воздвигнул Господь спасителя сынам Израилевым... (Суд. 3:9-15). Читатель, несомненно, вспомнит многие места Писания, где бедные, нуждающиеся и праведные призывают Бога судить их. Подобное и в Пс.1:5, где нечестивые не устоят на суде. Эту ветхозаветную концепцию суда и специфическое осуществление его, отмеченное в Числ.35, нужно обязательно учитывать при чтении Евр.9:27.
Комментарий