И опять об иконах. Глубоко.

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Kot
    Ветеран

    • 29 July 2005
    • 10826

    #331
    валерий докудин

    В Библии написано,что Бога никто и никогда не видел,одним православным только Бог открылся,и они Его нарисовали,это ли истина.
    А Иисус Христос для Вас не Бог и Фома оказывается не Бога увидел?

    Иисус Христос сказал,что пошлет нам утешителя ,Духа Истины.
    Вот в этом Духе Истины Иисус Христос и пребывает на земле.
    А там где нет Истины, там и Иисуса Христа нет.
    Потому то вы и поклоняетесь своим деревяшкам и целуете их,потомучто
    незнаете в каком виде Иисус Христос пребывает на земле,а считаете себя христианами.
    И в каком же ВИДЕ пребывает Иисус Христос на земле?
    Ведь Вы говорите, что целовать икону Христа, тоже самое, что целовать фото отца при отце, находящегося рядом.
    Уточните - Вы Господа Бога лобызаете как? Вот Йицхак вообще никак, ему запрещают. А Вы?

    Хочу обратить Ваше внимание, что икона становится ИКОНОЙ только после освящения ее Церковью.
    Поэтому если Вы или я напишем икону, но Церковь ее не освятит, то эта деревяшка и останется деревом с краской.

    Мой вопрос к Йицхаку был по поводу хлеба и вина - Тела и Крови Христовой.

    Вы хлеб и вино тоже как хлеб и вино вкушаете? Ведь свою природу хлеб и вино не меняют, точно также как и дерево с изображением Спасителя, не становится "волшебным", а остается деревом и красками.

    В какой момент для Вас вещественный хлеб и вино становится Телом и Кровью? В тот момент как Вы подумали о хлебе и вине как о Теле и Крови Христовой или как-то еще?
    Ф. М. Достоевскоий: «раз отвергнув Христа, ум человеческий может дойти до удивительных результатов» «Гражданин», Дневник писателя, 1873 г., №50.
    "Неверье - слепота, а чаще свинство" - И.Бродский

    Покаяние - это жажда быть другим... (с)

    Комментарий

    • Kot
      Ветеран

      • 29 July 2005
      • 10826

      #332
      Сообщение от Йицхак
      Отвечаю в третий раз Крупными буквами ПОТОМУ, ЧТО ОН ТАК СКАЗАЛ.
      А вот на портреты Он ничего подобного не говорил и рисовать их, тем более с неизвестного лица, рекомендаций не давал
      Очень хорошо, что Вы прислушиваетесь к тому, что говорил Христос. А где Христос сказал, чтобы люди написали книгу Новый Завет?
      Ф. М. Достоевскоий: «раз отвергнув Христа, ум человеческий может дойти до удивительных результатов» «Гражданин», Дневник писателя, 1873 г., №50.
      "Неверье - слепота, а чаще свинство" - И.Бродский

      Покаяние - это жажда быть другим... (с)

      Комментарий

      • Vit.
        Ветеран

        • 11 June 2006
        • 3843

        #333
        Сообщение от Searhey
        Vit, приветствую!

        Кстати, отношение к иконам Церковь тоже определила давным-давно. Как изображать можно, а как нельзя. Как относится к иконе можно, а как нельзя.
        Приветствую Сергей!Так я так и говорю,что по тому чего Бог не заповедал,понятие "лже" и "не лже" появятся только после того,как та или иная группа придумает нечто,относительно чего и будет сама устанавливать свои правила поведения.
        А если пытаться рассуждать обо всем исключительно от собственного ума - есть риск навсегда остаться ограниченным рамками собственного ума.
        Лучше конечно рассуждать через Его слово:
        Ис.8:20 [Обращайтесь] к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света. Но даже и при этом,лучше обращаться и жить по своему уму,чем по чужому.
        Христианство создавало свое понимание по-другому - оно дает людям свободу, а не загоняет под установления (жизнь под установлениями тоже уже была).
        А потом оцениваются плоды. И способностью Церкви (которая от Христа) отличать хорошее от плохого что-то признавалось правильным, что-то - неправильным, а что-то ограничивалось каноном (чтобы не было злоупотреблений с тем, что по сути правильно).
        Христианство у своего основания,положило не свободу и как следствие разного рода домыслы людей,но учения апостолов и свободу в рамках этого основания:Еф.2:20 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным [камнем],так вот в этих рамках иконопочитания нет: Гал.1:8 Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.
        Плоды иконоборчества оказались много хуже, чем плоды признававших за иконами право на существование.
        Это можно увидеть и сейчас, не сходя со стула - среди признающих иконы намного больше единства в исповедании Христа, чем среди иконоборцев
        Мы по определению не можем быть иконоборцами,вот если в вашей среде появиться те,кто усомнится в этом учении,то таковых и называйте так.
        Там уже чуть ли не у каждого "свой христос", от имени которого чуть ли не каждый и говорит. И Писание им ничуть в этом не мешает - каждый толкует букву так, как хочет.
        Вот икона и есть, христос Православия.Ибо только вы за рисунком Христа верой видете Его сущность,мы же таковую видим верой только за Его плотью.Но двух Христов не бывает и рано или поздно, но тот христос даст о себе знать:Откр.13:15 И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был
        всякий, кто не будет поклоняться образу зверя.
        Ага... А правила любви к ближнему должны быть даны до появления любви. Правила сострадания - до появления сострадания. Правила милости - до милости. Так?

        А если не будет написанного правила - то и любовь, и милость не смогут воплотится, найти себе выражения?
        Прежде надо определить: икона-движение любви или действие заблуждения,удовлетворяющее и отброжающее человеческое воображение.
        Бедные вы люди...
        Зато других обогащаем!
        Если первая икона была выражением любви к Нему - то она от Него по определению.

        Вам такое в голову не приходило?
        А если икона была не выражением любви,а действие заблуждения-то она не от Него по определению.Вам такое в голову не приходило?
        И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего. Втор.8:5

        Комментарий

        • Йицхак
          R.I.P.

          • 22 February 2007
          • 57437

          #334
          Сообщение от Kot
          Очень хорошо, что Вы прислушиваетесь к тому, что говорил Христос. А где Христос сказал, чтобы люди написали книгу Новый Завет?
          Книги Новый Завет не существует в природе. Точно также как в природе не существует книги Ветхий Завет.
          Завет - это исковерканное синодальными переводчиками слово "договор". Договор Бога с Его собственным народом - евреями.
          31 Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,
          32 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь.
          Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех
          34 И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более (Иер,31:34)

          Вам нужно очень хорошо поправить свои знания Писаний.

          Комментарий

          • Vit.
            Ветеран

            • 11 June 2006
            • 3843

            #335
            Сообщение от Kot
            Книги Писания отобрала Церковь, а не пророки и то, что она признала в качестве канона, вошло в Библию. Остальные книги не канонические. Церковь признала иконопись. Скажите, почему, Вы беря в руки Библию, доверяете Церкви, которая отобрала то, что для Вашей души спасительно, а иконопись, также принятую Церковью, отрицаете?
            Уважаемый Кот,эти все аргументы имели бы силу,если бы люди будучи иконоаочитателями не утвердили канон Библии, а написали его! Вот тогда можно было сказать, что иконопочитание и Библия вытекли из одного источника,а так это не о чем не говорит(относительно иконопочитания).Подобную работу мог провести любой добросовестный ученый историк.А что бы если у этого историка было иное увлечение,кроме рисования,то это другое было бы примером для вашего подражания,ну например пророчествовать от Бога по звездам?
            И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего. Втор.8:5

            Комментарий

            • Kot
              Ветеран

              • 29 July 2005
              • 10826

              #336
              Сообщение от Йицхак
              Книги Новый Завет не существует в природе.
              Точно также как в природе не существует книги Ветхий Завет....Вам нужно очень хорошо поправить свои знания Писаний.
              А Вы откуда все цитаты копируете, если не существует в природе книги Новый и Ветхий Завет?
              Может они не существуют в природе, как не существует компьютер, но эти две книги, как ни странно, стоят на моей книжной полке.

              Вот незадача то.. как же мне "поправить" свои знания из Писания, если этой книги не существует в природе.
              Ф. М. Достоевскоий: «раз отвергнув Христа, ум человеческий может дойти до удивительных результатов» «Гражданин», Дневник писателя, 1873 г., №50.
              "Неверье - слепота, а чаще свинство" - И.Бродский

              Покаяние - это жажда быть другим... (с)

              Комментарий

              • Kot
                Ветеран

                • 29 July 2005
                • 10826

                #337
                Vit.
                Уважаемый Кот,эти все аргументы имели бы силу,если бы люди будучи иконопочитателями не утвердили канон Библии, а написали его!
                Почему же так важно было Святым Отцам отстоять иконопочитание на 7-м (если не ошибаюсь) Вселенском Соборе?



                ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ И СИМВОЛИЧЕСКИЙ ЯЗЫК ИКОНЫ
                Икона является своего рода окном в духовный мир. Отсюда ее особый язык, где каждый знак символ, обозначающий нечто большее, чем он сам.
                Лицо на иконе это лик, повернутый к Богу, личность, преображенная в свете вечности. Лик в иконе самое главное, а главное в лике глаза. Известное выражение «глаза зеркало души» родилось в системе христианского мировоззрения. Большое значение в иконе придается также рукам, многое говорящим о личности человека. Каждый жест рук осмысливается по-своему, несет определенную духовную информацию, каждой новой ситуации соответствует свой жест. Лик и руки иконописец, как правило, выписывал очень тщательно. Фигуры же обычно изображались как бы «облегченно», так, чтобы тело выглядело невесомым и бесплотным. Тела в иконах словно парят в пространстве, зависая над землей. Иконописное изображение стремится передать соединение внешней хрупкости и внутренней мощи. Тела на иконах имеют удлиненные пропорции, что является выражением одухотворенности человека, его преображенного состояния. Икона являет нам образ нового человека, преображенного, целомудренного.
                Как всякое живописное произведение, икона имеет дело с цветом. Фон классической византийской иконы золотой. Это одновременно цвет и свет. Золото обозначает сияние Божественной славы, это свет нетварный, символ Небесного Иерусалима. Золотой цвет служит выражением самого ценного в духовном мире. Наиболее близким по смыслу к золотому стоит белый цвет. Он также является цветам и светом одновременно, но применяется гораздо реже золотого. Белый цвет символизирует чистоту, непорочность и причастность божественному миру. Красный и синий цвета, как правило, выступают вместе. Они символизируют милость и истину, красоту и добро, земное и небесное, то есть те начала, которые в падшем мире разделены и противоборствуют, а в Боге соединяются и взаимодействуют.
                Цвет в иконе неразрывно связан со светом. Икона пишется светом. Икона не знает светотени, так как изображает мир абсолютного света. Источник света находится не вовне, а внутри, ибо «Царство Божье внутри вас» есть. (Лк. 17.21). Мир иконы это мир Небесного Иерусалима, который не нуждается «ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает» его. (Откр. 22.5)
                Пространство и время иконы строятся по своим определенным законам, отличным от законов реалистического искусства и нашего обыденного сознания. Икона открывает нам новое бытие, она пишется с точки зрения вечности, поэтому в ней могут быть совмещены разновременные пласты. Прошлое, настоящее и будущее как бы сконцентрированы и существуют одновременно. Икона являет нам целостный мир, мир преображенный, поэтому что-то в нем может противоречить обычной земной логике. Пространство и время иконы внеприродны, они не подчинены законам этого мира. Мир на иконе предстает как бы вывернутым: не мы смотрим на него, а он окружает нас; взгляд направлен не извне, а как бы изнутри. Так создается «обратная перспектива»: по мере удаления от зрителя предметы не уменьшаются, а часто даже и увеличиваются; чем глубже мы входим в пространство иконы, тем шире становится диапазон видения. Мир иконы бесконечен, как бесконечно познание божественного мира. Точка схода всех линий находится не на плоскости иконы, а в том месте, где находится созерцающий, точнее в сердце созерцающего. Оттуда расходятся условные линии, расширяя его видение.
                Основные знаки иконописного письма цвет, свет, жест, лик, пространство, время но процесс прочтения иконы не складывается из этих знаков, как из кубиков. Важен контекст, внутри которого один и тот же символ может иметь различные толкования. Необходимо длительное созерцание иконы, в котором принимают участие и ум, и сердце.

                ЗАКЛЮЧЕНИЕ
                К 19-му веку понимание символического языка византийской иконы было практически повсеместно утеряно. Даже в России, считавшей себя наследницей церковной и культурной традиции Византии, большинство православных христиан имели смутное представление о подлинном смысле иконы. Например, один из преподавателей Духовной Академии получил строгий выговор от московского митрополита Филарета за то, что ввел в курс церковной археологии отдел иконографии «азбуки иконы». Церковное начальство усмотрело в этом пропаганду старообрядчества. Вице-президент Академии художеств Г. Г. Гагарин так характеризовал духовную и интеллектуальную атмосферу русского общества 19-го века: «Стоит только завести разговор о византийской живописи, и тотчас у большого числа слушателей непременно явится улыбка пренебрежения и иронии. Если же кто-нибудь решится сказать, что эта живопись заслуживает внимательного изучения, то шуткам и насмешкам не будет конца. Вам наговорят бездну остроумных замечаний о безобразии пропорций, об угловатости форм, о неуклюжести поз, о неловкости и дикости в композиции и все это с гримасами, чтобы выразительнее изобразить уродливость отвергаемой живописи. Я нимало не защищаю недостатков, происшедших от неопытности или варварства времен, я не ищу в них ни правильности рисунка, ни верности перспективы, ни надлежащего освещения, ни рельефности, ни тысячи других качеств, составляющих принадлежность новейшего искусства. Но я ищу мысли и стиля и нахожу их».
                За последние сто лет отношение к иконописному наследию изменилось кардинально. В начале 20-го века огромный вклад в осмысление иконы внесли Е. Н. Трубецкой, о. Сергий Булгаков и о. Павел Флоренский. (Хотя основное внимание они уделяли русской иконе, но великие русские иконы писались по византийским канонам.) Теперь уже не вызывает сомнений, что византийская икона одно из высших достижений средневекового искусства. В конце 20-го века академик Б. В. Раушенбах, исследовавший различные формы живописи, высказал свое мнение о том, к чему привел отказ от каких-либо канонических рамок в изобразительном искусстве: «Средневековое искусство во многих отношениях выше искусства Возрождения. Я считаю, что Возрождение было на только движением вперед, оно связано и с потерями. Абстрактное искусство полный упадок. С точки зрения психологии я могу объяснить так: Средневековое искусство апеллирует к разуму, искусство Нового Времени и Возрождения к чувствам, а абстрактное к подсознанию. Это явное движение от человека к обезьяне»


                P.S.: посмотрите мой аватар. Это икона. Скажите, кто как Вы думаете изображен на этой иконе и какие мысли и чувства она у Вас вызывает?
                Ф. М. Достоевскоий: «раз отвергнув Христа, ум человеческий может дойти до удивительных результатов» «Гражданин», Дневник писателя, 1873 г., №50.
                "Неверье - слепота, а чаще свинство" - И.Бродский

                Покаяние - это жажда быть другим... (с)

                Комментарий

                • Alex Shevchenko
                  Ветеран

                  • 19 February 2007
                  • 5997

                  #338
                  Сообщение от Йицхак
                  Завет - это исковерканное синодальными переводчиками слово "договор". Договор Бога с Его собственным народом - евреями.
                  Так напишите свой перевод Так и назовите - "договор Бога с моим народом". Чего даром время на форуме то терять ...
                  вот эту строчку оставляйте:
                  [..] Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования (Рим.9:4)
                  а вот эту смело вычеркните: Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную - возлюбленною.(Рим.9:25)
                  Пришедшие на запад солнце видевшие свет вечерний [...]

                  Комментарий

                  • DimoNN
                    мы теперь дети Божии

                    • 13 October 2007
                    • 130

                    #339
                    Сообщение от Kot
                    P.S.: посмотрите мой аватар. Это икона. Скажите, кто как Вы думаете изображен на этой иконе и какие мысли и чувства она у Вас вызывает?
                    простите мою не грамотность в этом вопросе..........в иконописи я не очень разбираюсь........
                    кто это нарисован, и какие чувства вы хотите, что бы это вызывало? .......
                    Последний раз редактировалось DimoNN; 20 March 2008, 11:08 AM.
                    --------------------------------------------------------

                    Комментарий

                    • Searhey
                      Ветеран

                      • 30 November 2002
                      • 4505

                      #340
                      Vit, привет еще раз!

                      Приветствую Сергей!Так я так и говорю,что по тому чего Бог не заповедал, понятие "лже" и "не лже" появятся только после того,как та или иная группа придумает нечто, относительно чего и будет сама устанавливать свои правила поведения.
                      Для верующего понятия "лже" и "не лже" существуют объективно.
                      И причина проста - это потому, что Бог есть.
                      А, значит, есть добро, справедливость, милость, любовь - все те понятия, которые суть "да".
                      И относительно этих (Божьих) понятий любое разумное действие, любое осмысленное движение человека всегда определяется.
                      Или как соответсвующее им ("да") - или как не соотвествующее им ("лже").

                      Так вот христианство (в отличие от всех остальных учений) не в том, чтобы относить к "добру" только те действия, которые были дословно заповеданы и записаны.
                      А в том, чтобы научиться различать "да" и "нет" (добро и зло) в любой форме.
                      Поэтому если группа людей различает добро и зло, то она может отделить одно от другого во всем - а не только в том, о чем уже было написано (заповедано).
                      Вот эта группа людей и есть Церковь - и именно по наличию этой способности к различению добра и зла она названа "столпом и утверждением истины".
                      А всявшиеся исполнять написанные заповеди, но не имеющие такой способности - будут кто чаще, кто реже употреблять заповедь во зло.

                      Лучше конечно рассуждать через Его слово:
                      Ис.8:20 [Обращайтесь] к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света.
                      Так было во времена закона - тогда больше некуда было обращаться.

                      Но даже и при этом,лучше обращаться и жить по своему уму,чем по чужому.

                      Если бы Вы с рождения начали жить исключительно по своему уму (а не слушались мамы с папой, учителей, старших товарищей) - мы бы с Вами сейчас не общались на форуме.
                      То, что Вы сказали, звучит гордо. Но в природе не встречается - а если и встречается, то исключительно с плохим концом.

                      но учения апостолов и свободу в рамках этого основания:Еф.2:20 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным [камнем],так вот в этих рамках иконопочитания нет

                      По началу -согласен. Только не "в рамках" - для стоящего на этом основании есть свобода, для стоящего на любой другой основе реальной свободы попросту нет (что бы он о себе не думал).
                      А что касается иконопочитания - как раз на основании пророков иконопочитание есть. И ковчег был иконой (образом) - и его почитали. И ветхозаветный храм был иконой (образом) - и его почитали. И в храме внутри были иконы (образы).
                      Так что это не аргумент.

                      Мы по определению не можем быть иконоборцами
                      Понял.
                      Но зачем тогда Вы с иконами в Церкви боретесь?
                      Неужели это случайное совпадение?


                      Вот икона и есть, христос Православия.
                      Ну что Вы. В намного меньшей степени, чем буква Писания есть ваш христос...
                      Мы, например, различаем Христа и икону - а большинство из вас не различает Слово и букву.

                      Но двух Христов не бывает и рано или поздно, но тот христос даст о себе знать: Откр.13:15 И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя.
                      Этот "другой христос" уже 2000 лет как действует - просто Вы не видите, потому что он внутри человека.

                      Кстати, уравнивание личного понимания Писания со Словом Божьим - это его действие.
                      А масштаб-то растет.

                      Спаси, Господи!

                      Прежде надо определить: икона-движение любви или действие заблуждения,удовлетворяющее и отброжающее человеческое воображение.
                      Достигайте сердцеведения и определяйте.
                      Бог Вам в помощь.

                      Зато других обогащаем!
                      И когда я смогу получить свою долю?


                      А если икона была не выражением любви,а действие заблуждения-то она не от Него по определению. Вам такое в голову не приходило?
                      Конечно, приходило.
                      Все нужно испытывать - а держаться только хорошего (как учения, так и людей).
                      Ведь враг не дремлет:

                      2-е Фес.
                      3 Да не обольстит вас никто никак: [ибо день тот не] [придет], доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели,
                      4 противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.
                      О смыслах книги Откровение Иоанна Богослова

                      Комментарий

                      • Vit.
                        Ветеран

                        • 11 June 2006
                        • 3843

                        #341
                        Сообщение от Kot
                        Vit.
                        P.S.: посмотрите мой аватар. Это икона. Скажите, кто как Вы думаете изображен на этой иконе и какие мысли и чувства она у Вас вызывает?
                        Не знаю,может Елисей(у него была лысина),может Иоанн,может Петр,может Николай-Чудотворец,может это автопортрет.Но я бы больше всего не хотел,что бы мои чувства(негативные/позитивные) легли в основу моей веры.
                        Последний раз редактировалось Vit.; 20 March 2008, 11:21 AM.
                        И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего. Втор.8:5

                        Комментарий

                        • Vit.
                          Ветеран

                          • 11 June 2006
                          • 3843

                          #342
                          Сообщение от Searhey
                          Поэтому если группа людей различает добро и зло, то она может отделить одно от другого во всем - а не только в том, о чем уже было написано (заповедано).
                          Вот именно -если!
                          И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего. Втор.8:5

                          Комментарий

                          • анатолий17
                            Ветеран

                            • 15 December 2007
                            • 12473

                            #343
                            Сообщение от Kot
                            Vit.

                            Почему же так важно было Святым Отцам отстоять иконопочитание на 7-м (если не ошибаюсь) Вселенском Соборе?



                            ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ И СИМВОЛИЧЕСКИЙ ЯЗЫК ИКОНЫ
                            Икона является своего рода окном в духовный мир. Отсюда ее особый язык, где каждый знак символ, обозначающий нечто большее, чем он сам.
                            Лицо на иконе это лик, повернутый к Богу, личность, преображенная в свете вечности. Лик в иконе самое главное, а главное в лике глаза. Известное выражение «глаза зеркало души» родилось в системе христианского мировоззрения. Большое значение в иконе придается также рукам, многое говорящим о личности человека. Каждый жест рук осмысливается по-своему, несет определенную духовную информацию, каждой новой ситуации соответствует свой жест. Лик и руки иконописец, как правило, выписывал очень тщательно. Фигуры же обычно изображались как бы «облегченно», так, чтобы тело выглядело невесомым и бесплотным. Тела в иконах словно парят в пространстве, зависая над землей. Иконописное изображение стремится передать соединение внешней хрупкости и внутренней мощи. Тела на иконах имеют удлиненные пропорции, что является выражением одухотворенности человека, его преображенного состояния. Икона являет нам образ нового человека, преображенного, целомудренного.
                            Как всякое живописное произведение, икона имеет дело с цветом. Фон классической византийской иконы золотой. Это одновременно цвет и свет. Золото обозначает сияние Божественной славы, это свет нетварный, символ Небесного Иерусалима. Золотой цвет служит выражением самого ценного в духовном мире. Наиболее близким по смыслу к золотому стоит белый цвет. Он также является цветам и светом одновременно, но применяется гораздо реже золотого. Белый цвет символизирует чистоту, непорочность и причастность божественному миру. Красный и синий цвета, как правило, выступают вместе. Они символизируют милость и истину, красоту и добро, земное и небесное, то есть те начала, которые в падшем мире разделены и противоборствуют, а в Боге соединяются и взаимодействуют.
                            Цвет в иконе неразрывно связан со светом. Икона пишется светом. Икона не знает светотени, так как изображает мир абсолютного света. Источник света находится не вовне, а внутри, ибо «Царство Божье внутри вас» есть. (Лк. 17.21). Мир иконы это мир Небесного Иерусалима, который не нуждается «ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает» его. (Откр. 22.5)
                            Пространство и время иконы строятся по своим определенным законам, отличным от законов реалистического искусства и нашего обыденного сознания. Икона открывает нам новое бытие, она пишется с точки зрения вечности, поэтому в ней могут быть совмещены разновременные пласты. Прошлое, настоящее и будущее как бы сконцентрированы и существуют одновременно. Икона являет нам целостный мир, мир преображенный, поэтому что-то в нем может противоречить обычной земной логике. Пространство и время иконы внеприродны, они не подчинены законам этого мира. Мир на иконе предстает как бы вывернутым: не мы смотрим на него, а он окружает нас; взгляд направлен не извне, а как бы изнутри. Так создается «обратная перспектива»: по мере удаления от зрителя предметы не уменьшаются, а часто даже и увеличиваются; чем глубже мы входим в пространство иконы, тем шире становится диапазон видения. Мир иконы бесконечен, как бесконечно познание божественного мира. Точка схода всех линий находится не на плоскости иконы, а в том месте, где находится созерцающий, точнее в сердце созерцающего. Оттуда расходятся условные линии, расширяя его видение.
                            Основные знаки иконописного письма цвет, свет, жест, лик, пространство, время но процесс прочтения иконы не складывается из этих знаков, как из кубиков. Важен контекст, внутри которого один и тот же символ может иметь различные толкования. Необходимо длительное созерцание иконы, в котором принимают участие и ум, и сердце.

                            ЗАКЛЮЧЕНИЕ
                            К 19-му веку понимание символического языка византийской иконы было практически повсеместно утеряно. Даже в России, считавшей себя наследницей церковной и культурной традиции Византии, большинство православных христиан имели смутное представление о подлинном смысле иконы. Например, один из преподавателей Духовной Академии получил строгий выговор от московского митрополита Филарета за то, что ввел в курс церковной археологии отдел иконографии «азбуки иконы». Церковное начальство усмотрело в этом пропаганду старообрядчества. Вице-президент Академии художеств Г. Г. Гагарин так характеризовал духовную и интеллектуальную атмосферу русского общества 19-го века: «Стоит только завести разговор о византийской живописи, и тотчас у большого числа слушателей непременно явится улыбка пренебрежения и иронии. Если же кто-нибудь решится сказать, что эта живопись заслуживает внимательного изучения, то шуткам и насмешкам не будет конца. Вам наговорят бездну остроумных замечаний о безобразии пропорций, об угловатости форм, о неуклюжести поз, о неловкости и дикости в композиции и все это с гримасами, чтобы выразительнее изобразить уродливость отвергаемой живописи. Я нимало не защищаю недостатков, происшедших от неопытности или варварства времен, я не ищу в них ни правильности рисунка, ни верности перспективы, ни надлежащего освещения, ни рельефности, ни тысячи других качеств, составляющих принадлежность новейшего искусства. Но я ищу мысли и стиля и нахожу их».
                            За последние сто лет отношение к иконописному наследию изменилось кардинально. В начале 20-го века огромный вклад в осмысление иконы внесли Е. Н. Трубецкой, о. Сергий Булгаков и о. Павел Флоренский. (Хотя основное внимание они уделяли русской иконе, но великие русские иконы писались по византийским канонам.) Теперь уже не вызывает сомнений, что византийская икона одно из высших достижений средневекового искусства. В конце 20-го века академик Б. В. Раушенбах, исследовавший различные формы живописи, высказал свое мнение о том, к чему привел отказ от каких-либо канонических рамок в изобразительном искусстве: «Средневековое искусство во многих отношениях выше искусства Возрождения. Я считаю, что Возрождение было на только движением вперед, оно связано и с потерями. Абстрактное искусство полный упадок. С точки зрения психологии я могу объяснить так: Средневековое искусство апеллирует к разуму, искусство Нового Времени и Возрождения к чувствам, а абстрактное к подсознанию. Это явное движение от человека к обезьяне»


                            P.S.: посмотрите мой аватар. Это икона. Скажите, кто как Вы думаете изображен на этой иконе и какие мысли и чувства она у Вас вызывает?
                            Брат,спасибо за этот пост,очень нужный и позновательный в этом разделе форума.
                            А то ведь наши братья критикуют нас и даже в полной мере не представляют ,за что они нас критикуют
                            Николай Бердяев.
                            Величие мира всегда находится в соответствии с величием духа, смотрящего на него. Добрый находит здесь на земле свой рай, злой имеет уже здесь свой ад.

                            Комментарий

                            • возлюбленный
                              Господом

                              • 18 August 2007
                              • 3320

                              #344
                              Сообщение от shepherd
                              Да не в коем случае,если они ещё и фильм обожествлять начнут.....
                              Потом начнут говорить,что прикосновение к пленке с фильмом исцеляет,потом плёнку на кусочки начнут резать и закладывать в основание храмов или в одежду зашивать,как оберёги...оно вам надо такую идею подкидывать.
                              Я как раз предложил прямо противоположное : к иконе относится так же как и к фильму,т.е. как к художественному произведению.

                              Комментарий

                              • Итальянец
                                Yes, we can

                                • 09 December 2003
                                • 10834

                                #345
                                Сообщение от Лаврик
                                Я как раз предложил прямо противоположное : к иконе относится так же как и к фильму,т.е. как к художественному произведению.
                                Меня всегда интересовал вопрос: чем отличается икона от, допустим, точно такого же изображения на обычной бумаге? Ведь, по сути, это одинаковые вещи? А еще интересует, например, вот у меня есть знакомый неверующий, он художник, рисует иконы. Можно ли с такими иконами молиться?
                                (интерес чисто платонический, не для "разборок")
                                - Ты правда не веришь в Бога? Совсем?
                                - Да вот те крест!

                                Комментарий

                                Обработка...